Abstract: The scientific work considers phygital sport, which is a synthesis of physical training, as well as the use of innovative digital technologies, this sport is a current trend in the sports world. This scientific work analyzes in detail the main technological innovations that contribute to the active development of this sport, including the impact on the level of involvement of the target audience. Modern formats for holding sports competitions, as well as providing new commercial opportunities and prospects. The purpose of the scientific article is to adapt the physical elements of digital components, in holding sports events in order to create a unique not only for athletes, but also for the target audience, which is achieved through the use of modern technologies, such as augmented reality space or virtual reality space, as well as artificial intelligence and data analytics, which provide current opportunities to increase the level of involvement, and also contribute to improving interaction and effectively expanding commercial opportunities in general.
Keywords: sports, phygital sports, sports industry, innovative technologies, current opportunities, digital platforms, interaction, physical activity.
Введение
На современном этапе с развитием информационных технологий, а также ростом популярности кибер спорта, существующие традиционные виды спорта адаптируют компоненты пространства виртуальной реальности, а также пространства дополненной реальности, в том числе и различных платформ в режиме онлайн.
«Фиджитал спорт – это относительно новое направление в мире компьютерных игр, которое зародилось в России после победы российской команды TeamSpirit по Dota2 на мировом турнире TheInternatoinal в 2021 году и с каждым годом все больше набирает обороты. Он объединяет в себе компьютерные игры и спорт, создавая новую форму развлечений и соревнований. Здесь участники сражаются не только в реальном мире, но и в совершенно отличном от него – цифровом. 31 января 2023 года Министерство спорта РФ официально включило фиджитал-спорт в регистр видов спорта» [8, с. 144].
Фиджитал спорт делает спорт вообще наиболее доступным, открытым, а также интерактивным для целевой аудитории, объединяет не только традиционные элементы, но и современные цифровые возможности.
Методикой исследования послужил контекстуальный анализ, с исследованием научных публикаций в средствах массовой информации, также на социальных платформах для определения инновационных технологий, в том числе влияние на фиджитал спорта в целом.
Мониторинг за участием в спортивных соревнованиях с компонентами фиджитал спорта для исследования эффективного взаимодействия целевой аудитории, а также спортсменов с современными технологиями.
Применение статистического анализа, а также аналитики для анализа популярности спортивных фиджитал мероприятий, в том числе и коммерческие факторы. Стадия подробного анализа эффективных примеров адаптации современных технологий в спортивной организации для определения эффективных практик, а также воздействия на зрителей.
Материалами исследования являются современные технологии, как например пространство дополненной реальности и пространство виртуальной реальности, которые улучшают опыт не только целевой аудитории, но и спортсменов, делая процесс более увлекательным.
Исследования данных демонстрируют, что адаптация элементов фиджитал спорта способствует повышению уровня вовлеченности, а также коммерческой заинтересованности в проведении спортивных соревнований.
Подробный анализ эффективных кейсов выявляет, каким образом спортивные организации применяют данные технологии для привлечения целевой аудитории, а также для повышения уровня лояльности всех участников данного процесса.
«Дисциплины, где спортсмен играет, например, в футбол как в компьютерном симуляторе, так и на реальном поле, получили название «фиджитал-спорт» (от англ. phygital — акронима, образованного от слов physical (физический) и digital (цифровой)» [7, с. 27].
Данный вид спорта является уникальным в своем роде направлении, объединяющим не только физическую деятельность, но и современные цифровые технологии, разрабатывая новые форматы для взаимодействия не только между участниками, но и целевой аудитории [9].
Пространство дополненной реальности предоставляет возможность адаптировать цифровые компоненты в мир реальности. При проведении спортивных мероприятий пространство дополненной реальности может применяться для получения определённой информации об участвующих спортсменах, также статистики, в том числе и для развития интерактивных компонентов, которые в впоследствии могут положительно сказываться на опыте зрительской аудитории [5].
Эффективные примеры включает в себя применение пространства дополненной реальности для демонстрации определённых данных в процессе марафонов, предоставляя данные не только о скорости, но и о расстоянии велогонок, например [2].
Пространство виртуальной реальности открывает актуальные возможности и перспективы для спортивной тренировки, в том числе и для вовлечения целевой аудитории.
Существующие симуляторы для тренировок на базе пространства виртуальной реальности предоставляют возможности участникам прорабатывать навыки в безопасном пространстве, целевая аудитория может поприсутствовать при проведении соревнований в пространстве виртуальной реальности, наблюдая и получая в процессе уникальный опыт.
Инновационные технологии предоставляют возможность для сбора, а также для анализа определённых объемов информации, как например о производительности спортсменов, их спортивных данных. Искусственный разум может применяться для будущего прогнозирования результатов анализа успешности спортивных тренировок, в том числе и для формирования индивидуализированных программ спортивной подготовки [3].
База данных блогчейн предоставляет актуальные перспективы для монетизации данного контента посредством токенов, например.
Спортивная федерация, также различные спортивные организации могут разрабатывать цифровые коллекционные активы, которые могут способствовать монетизации новых возможностей для взаимодействия с любителями спорта. Фиджитал спорт существенно влияет на уровень вовлеченности целевой аудитории [1].
«Все классические виды спорта построены на том, что главный продукт индустрии спорта – это разного уровня и масштаба спортивные события. Их необходимо подготовить и организовать, продвинуть и в конечном итоге «продать» конечному потребителю. В фиджитал спорте главными потребителями выступают: зрители и болельщики, бизнес-структуры, имеющие деловые интересы в спорте и различные медиа» [4, с. 33].
Интерактивные компоненты, как например проведения голосования, в том числе и предоставленная возможность повлиять на исход спортивного мероприятия, а также приложения для мобильных устройств формируют наиболее активное зрительское участие, что впоследствии улучшает опыт целевой аудитории, а также способствует формированию спортивного сообщества.
На сегодняшний день фиджитал технологии предоставляют возможности для организации проведения гибридных спортивных соревнований, которые соединяют компоненты традиционного вида спорта, а также киберспорта.
Как например, проведение спортивных мероприятий или турниров в формате видео игр, в которых могут принимать участие профессиональные спортсмены, в том числе и спортивные мероприятия, в которых физическая деятельность взаимодействует с игровыми моделями [6].
Выводы
На сегодняшние день фиджитал спор является актуальным трендом, трансформирующим спортивную индустрию при помощи современных технологий и инноваций. Адаптация пространства дополненной виртуальной реальности предоставляет актуальные возможности для того, чтобы формировать интерактивное пространство и повышать уровень вовлеченности целевой аудитории.
Таким образом, интеграция фиджитал компонентов является важным фактором для эффективного развития спортивных соревнований в перспективе.
Заключение
Таким образом фиджитал спорт является актуальным трендом, трансформирующим облик текущего состояния спортивной индустрии на современном этапе. Современные технологии, а также применение пространства виртуальной реальности и пространства дополненной реальности и технологии блокчейн открывают перспективные возможности для повышения уровня вовлеченности целевой аудитории, а также для разработки уникальных форматов спортивных мероприятий.
Следовательно, потенциал фиджитал спорта продолжает расти и развиваться несмотря на угрозы, которые на сегодняшний день связаны с кибер безопасностью, а также препятствиями от сторонников традиционных видов спорта.
Дальнейшие исследования
Перспективы дальнейших исследований состоят в подробном исследовании пространства дополненной и пространства виртуальной реальности, которые могут в процессе способствовать улучшению взаимодействия не только с целевой аудиторией, но и предоставлять уникальные возможности для привлечения фанатов, а также зрителей к данному процессу.
Представляется возможным провести исследование устройства пространства виртуальной и дополненной реальности для мониторинга деятельности спортсменов, в том числе и влияние на процесс тренировки в целом. Предоставляется важным провести подробно изучение в сфере безопасности и персонализации данных при применении инновационных технологий, анализируя не только коммерческие возможности, но и актуальные решения будущих спонсоров и партнёров.
Таким образом, исследование культурной специфики в процессе восприятия современных технологий в различных уголках мира способствует более глубокому изучению влияния данного вида спорта на молодое поколение, а также на развитие иных форматов для проведения спортивных мероприятий.
References
1. Ахмедова К.Д., Ибрагимов И.Ф., Анализ проблем интеграции и использования IT-технологий в процессе обучения по физической культуре // В сборнике: Государство и общество: актуальные вопросы взаимодействия. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием. Казань, 2022. – С. 80-82.2. Ермаков, А. В. Цифровая трансформация профессий в отрасли «Физическая культура и спорт» / А. В. Ермаков, Е. Н. Скаржинская, М. А. Новоселов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 6-8.
3. Игры Будущего в концепции фиджитал // URL: https://gofuture.games/ (дата обращения: 26.10.2024).
4. Леднев, В. А. Развитие фиджитал спорта: стратегия, менеджмент и коммерциализация / В. А. Леднев, М. О. Чарыева // Новые подходы - 2022 : сборник научных трудов по результатам II Всероссийской научно-практической конференции Минобрнауки России по вопросам формирования новых подходов к проектированию физического воспитания в образовательных организациях высшего образования, Москва, 12–13 сентября 2022 года / Центр инновационных компетенций по физическому воспитанию и студенческому спорту. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)", 2022. – С. 32-35.
5. Набиуллина К.Н., Емельянова Ю.Н., Фиджитал баскетбол как средство развития баскетбола 3х3 среди студентов // Баскетбол 3х3: итоги, прогнозы, ожидания. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Смоленск, 2022 – С. 60-64.
6. Плешаков В.А., Интегративные возможности киберсоциализации и социализации в фиджитал-спорте // Новые подходы – 2022, Москва, 2022. – С. 35-39.
7. Сельский, А. К. Отражение вопросов технологизации спорта в научных концепциях / А. К. Сельский // Научный вестник МГУСиТ: спорт, туризм, гостеприимство. – 2023. – № 1(75). – С. 22-30.
8. Соловьева, Е. Д. Основные виды фиджитал-спорта в рамках подготовки к Играм Будущего-2024 / Е. Д. Соловьева, И. Ф. Ибрагимов // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 98-9. – С. 144-146.
9. Фиджитал-спорт признали официальным видом спорта в России / Российское государственное федеральное информационное агентство ТАСС // URL: https://tass.ru/sport/16976907 (дата обращения: 26.10.2024).