Предложены меры по совершенствованию российского законодательства и инфраструктуры в сфере обращения с ТКО, включая внедрение экономических стимулов, модернизацию системы сбора и переработки отходов, а также усиление контроля за исполнением экологических норм.
Abstract: The article examines the problem of municipal solid waste (MSW) management in Russia in comparison with foreign experience in Europe, the USA and Canada. The key shortcomings of the Russian waste management system are analyzed, including low recycling rates, lack of effective separate collection and a weak regulatory framework. Particular attention is paid to successful foreign practices, such as: extended producer responsibility (EPR), the pay-as-you-throw system (PAYT), a ban on the disposal of recyclable waste (EU), the use of modern technologies (container fullness sensors, logistics optimization).
Measures are proposed to improve Russian legislation and infrastructure in the field of MSW management, including the introduction of economic incentives, modernization of the waste collection and recycling system, as well as strengthening control over the implementation of environmental standards.
Keywords: MSW, waste management, recycling, separate collection, legislation, ecology, foreign experience, fullness sensors, routing
В нынешнее время одной из актуальных проблем экологии Российской Федерации является загрязнение окружающей среды производственными и потребительскими отходами. Уровень антропогенного воздействия на атмосферу городской и природной среды неуклонно возрастает, в то время как возникает неблагоприятная динамика, причиной которой является отсутствие эффективных нормативно-правовых инструментов, регулирующих обращение с отходами производства и потребления
Отходы оказывают негативное воздействие на природную среду, причем их влияние простирается и на естественные экосистемы. Кроме того, они оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека и представляют серьезную практическую угрозу для жизни будущих поколений.
Для решения проблемы загрязнения природной среды, вызванного производством и потреблением отходов, используются технические, экономические, организационные, правовые и другие средства. Однако до настоящего времени проблема загрязнения окружающей среды полностью не решена.
В настоящее время проблема вывоза и утилизации отходов занимает ведущую позицию среди экологических проблем, с которыми сталкивается человечество. Современные изменения в сфере производства и использования искусственных материалов приводят к накоплению отходов, которые сохраняются на свалках в течение десятилетий, загрязняя почву, воду и атмосферу. Глобальная экологическая ситуация ухудшается с каждым годом, и, если не будут приняты соответствующие меры, наша планета может оказаться на грани катастрофы.
Постоянный рост численности населения приводит к увеличению потребностей и ускоренному истощению ресурсов, а также к увеличению объемов отходов. Эти факты подтверждаются статистическими данными, собранными государственной статистикой ЕМИСС по вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) (см. таблицу 1). Каждый индивидуум приносит значительный ущерб окружающей среде, загрязняя ее. Ежегодно в России образуется примерно 4 миллиарда тонн мусора, из которых около 50-60 миллионов тонн составляют ТКО.
Таблица 1
Вывоз ТКО в России и Московской области
№ строки | Субъект РФ | Вывоз ТКО, м3 | ||||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
1 | Российская Федерация | 241141 | 255793 | 260898 | 262792 | 266547 | 268758 | 274423 | 275434 | 304395 | 336208 | |
2 | Московская область | 18898 | 19457 | 21158 | 19756 | 20944 | 21356 | 22370 | 23030 | 20341 | 26970 |
На сегодняшний день человечество генерирует значительное количество твёрдых бытовых отходов, оставляя около 2 миллиардов тонн ежегодно в результате своей жизнедеятельности. Согласно прогнозам, к 2050 году эта цифра ожидается увеличиться до 3,4 миллиардов тонн.
Рассмотрим наиболее крупных производителей мусора в абсолютных значениях:
- США — 258 млн. тонн в год
- Китай — 210 млн. тонн
- Индия — 168,4 млн. тонн.
- Бразилия — 79,9 млн. тонн
- Индонезия — 65,2 млн. тонн
- Россия — 60 млн. тонн
- Мексика — 53,1 млн. тонн
- Германия — 51 млн. тонн
- Япония — 44 млн. тонн
- Франция — 33,4 млн. тонн
Расходы на потребление товаров и услуг имеют прямую связь с количеством генерируемых отходов. Исследуя географическое распределение мусора, можно предположить, что в странах с более высоким уровнем благосостояния населения производится больше мусора на одного человека. Это предположение подтверждается на практике, однако также существуют исключения из этого правила. Некоторые страны разработали успешные методы сокращения массы производимых отходов, не ухудшая при этом потребительских качеств продукции.
Регион | Среднее значение | Мин. | Макс. |
Восточная Азия и Тихий океан | 204,4 | 51,1 | 1357,8 |
Европа и Центральная Азия | 430,7 | 98,55 | 1624,25 |
Южная Азия | 189,8 | 62,05 | 525,6 |
Северная Америка | 806,65 | 708,1 | 1657,1 |
Латинская Америка и Карибские острова | 361,35 | 149,65 | 1627,9 |
Южная Африка | 167,9 | 40,15 | 573,05 |
Ближний Восток и Северная Африка | 295,65 | 160,6 | 667,95 |
Вывоз мусора представляет собой проблему, постоянно нарастающую, требующую немедленного решения. Отходы могут быть классифицированы как органические и неорганические. Сбор мусора осуществляется с использованием контейнеров, размещенных в определенных районах или на улицах, а также с помощью бункеров. Организация вывоза мусора для районов или улиц осуществляется по определенному графику, где вывоз из контейнеров происходит дважды в день.
Жизнедеятельность людей связана с ежедневным образованием твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), состав которых варьируется в зависимости от страны проживания, региона, местонахождения, места работы и дохода.
ТКО составляют менее 1% от всех промышленных и бытовых отходов, но наиболее проблематичны в крупных городах и вокруг них [1], [2].
«ТКО – это отходы, которые появляются в населенных пунктах в процессе жизнедеятельности, предметы, лишившиеся своих полезных свойств для употребления в процессе их использования физическими и юридическими лицами». Согласно статистике из официальной базы данных Росстата, в 2021 году с территории поселений РФ было вывезено 54,9 млн ТКО, что составляет 0,88% от общего количества образованных в тот год отходов.
Современный кризис систем управления отходами является результатом развития человеческой цивилизации. Ежегодно на 3-4% увеличивается не только количественное накопление ТКО, но и меняется их морфологический и структурный состав, содержащий опасные токсичные вещества, в т.ч. 1-2 класса опасности. Важной составляющей системы управления отходами является детальное раскрытие и анализ информационных показателей, в особенности объемы накопления.
Поддержка, оказываемая государством в настоящее время в рамках активной инициативы по удалению муниципальных отходов в Российской Федерации, объясняется некоторыми недостатками в области рационального природопользования и национального управления отходами, включая создание проекта «Экология» и его составных федеральных природоохранных проектов. Это объясняется неполным охватом существующих проблем, отсутствием коммерческого обоснования для сбора средств, отсутствием правил раздельного сбора отходов и модернизации предприятий по сбору отходов, а также отсутствием стимулирования производителей к соблюдению принципов цикличности экономики [3].
Важно отметить, что российское Министерство природы не располагает надежной информацией об объеме образующихся отходов, включая ТКО.
Суть информационного обеспечения системы управления заключается в особенностях реализации технических решений и выборе процедурных решений, включая задание параметров модели для оперативной реализации.
Безусловно, следует отметить, что в России система управления муниципальными отходами все еще не столкнулась с неразрешимыми проблемами. Особенно в случае неорганизованных поселений, процесс сбора отходов сопровождается накоплением различных категорий отходов в больших контейнерах, включая смесь из почвы, растительных органических отходов и строительных материалов.
Как выражение экологической политики в области обращения с отходами, решающие стандартные элементы системы управления ТБО определяются следующими положениями:
– при принятии процедурных решений по управлению отходами необходимо учитывать представление показателей раскрытия информации на муниципальном уровне в процессе образования и накопления отходов;
– создание нормативно-правовых условий для уточнения ответственности собственников отходов и обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами. Программа: обязательный раздельный сбор отходов;
– установка тарифных положений для систем компенсации за сбор и переработку отходов;
– гарантирование «поэтапного доступа» для физических лиц (владельцев отходов) для выполнения их гражданской ответственности по предотвращению захоронения отходов. Установка специальных положений о материальной и моральной компенсации для добросовестных граждан.
Правовые основы регулирования отходов определяют деятельность органов управления по предотвращению оказания ущерба здоровью человека и окружающей среде. Включению отходов в экономику в качестве источника дополнительного сырья [4].
Для успешного решения проблемы загрязнения окружающей среды, обусловленной производственными и потребительскими отходами, требуется разработка и реализация эффективной правовой основы, регулирующей управление отходами производства и потребления. Данная основа должна содержать четко определенные и регламентированные экономические, организационные и другие меры.
В качестве основы нормативно-правовых механизмов в области производства отходов и управления потреблением нормативные правовые меры способны сбалансировать интересы государства и хозяйствующих субъектов, осуществляющих активную экономическую деятельность, обеспечив при этом соблюдение экологических прав человека и гражданина, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации [5].
Совершенствование современной нормативной правовой базы Российской Федерации, затрагивающей вопросы регулирования отношений в сфере утилизации и переработке отходов, требует учета положений международного права и зарубежного опыта в данной сфере отношений.
Представим анализ образования и подходов к сокращению объема твердых коммунальных отходов (ТКО) в зарубежных странах. В Соединенных Штатах Америки управление отходами регулируется Агентством по охране окружающей среды (EPA) в соответствии с Законом о сохранении и восстановлении ресурсов (Resource Conservation and Recovery Act) 1976 года. В рамках этого закона каждый штат формулирует комплексные планы по управлению промышленными и муниципальными отходами. Отметим, что в США отсутствует национальный закон, предписывающий конкретные методы утилизации отходов, и каждый штат и муниципалитет может устанавливать собственные требования в этой области.
В США количество твердых бытовых отходов (ТБО) продолжает расти с течением времени, однако за последние 15 лет удалось снизить уровень ТБО на душу населения.
Существенный рост переработки отходов произошел с 1980 по 2000, а с 2000 года доля каждого вида утилизации остается примерно на одном уровне.
В сфере обращения с отходами в Соединенных Штатах Америки принимают участие как частные, так и государственные компании.
Каждый штат имеет несколько способов финансирования программы утилизации отходов. Общоизвестные категории финансирования включают следующее (State Funding Mechanisms for Solid Waste Disposal and Recycling Programs (EPA)):
- Платы за утилизацию (tipping fees) — взимаемые с физических и юридических лиц за утилизацию отходов.
- Платы за использование объектов — взимаемые операторами/владельцами свалок, компостных и перерабатывающих предприятий.
- Налоги — экологические налоги и сборы и другие формы налогообложения.
- Платы за утилизацию шин (scrap tire fees) — сборы, взимаемые за утилизацию шин и включаемые в стоимость при их покупке.
- Платы за программу утилизации электронных отходов (e-waste program fees) — ежегодные сборы, уплачиваемые производителями электроники.
- Местные сборы — сборы, обеспечивающие функционирование местных регуляторных органов, отвечающих за переработку твердых отходов. Расширенная ответственность производителя (EPR) действует не во всех штатах и, в большинстве случаев, охватывает только электронику и краски.
В Канаде примерно 40% твердых бытовых отходов (ТБО) формируется населением, а остальные 60% — бизнесом. В среднем каждая компания генерирует около 1 тонны отходов ежегодно, а каждый канадец выбрасывает примерно 400 килограмм твердых отходов, большая часть из которых направляется на свалки. Например, в 2016 году 3/4 от общего объема сгенерированных отходов (24 млн. тонн) были захоронены на свалках.
В настоящее время в Канаде функционирует более 2000 свалок. Создание новых свалок требует значительного финансирования и включает сложные процедуры для получения разрешений на выбор мест размещения. Кроме того, при разложении отходов на свалках выделяются вещества, которые представляют опасность для окружающей среды.
Увеличение объема производимых отходов приводит к увеличению необходимости сбора средств от региональных властей, бизнеса и населения для финансирования услуг по обращению с отходами.
В связи с этим, муниципальные и провинциальные политики в Канаде в области обращения с отходами нацелены на сокращение утилизации отходов путем стимулирования переработки и внедрения безотходного производства. Например, план действий Онтарио на период 2016-2020 годов предусматривает достижение показателя в 30% переработки всех сгенерированных отходов к 2020 году и 50% к 2030 году, а также переработку 40% органических отходов к 2025 году и 60% к 2035 году. Генеральный план управления твердыми коммунальными отходами города Гвелф устанавливает целевой показатель в 70% переработки всех сгенерированных отходов к 2021 году.
В Канаде регулирование обращения с отходами преимущественно осуществляется на уровне провинций и муниципалитетов. Муниципалитеты ответственны за предоставление услуг по сбору, транспортировке и переработке отходов населения.
Муниципалитеты применяют различные методы определения платы за услуги по сбору, транспортировке и утилизации отходов. В некоторых случаях стоимость включается в состав коммунального налога или взимается специальный ежемесячный платеж. В таких случаях плата не зависит от объема сгенерированных отходов, и фактически те, кто генерирует мало отходов, платят столько же, сколько и те, кто генерирует больше отходов.
Во многих муниципалитетах активно внедряются программы «плати по мере выброса» (PAYT). Они предусматривают, что плата за отходы зависит от выбранного объема контейнера (75, 120, 240, 360 литров) и от периодичности вывоза отходов (например, раз в неделю, раз в две недели и т.д.). Дополнительные платежи могут взиматься за каждый случай сбора мусора из дополнительного контейнера, за переход на более объемный контейнер, за использование дополнительного контейнера, а также за приобретение и использование дополнительных пакетов для мусора, помеченных специальными наклейками (программа «tag a bag»).
В некоторых случаях муниципалитеты устанавливают бесплатный лимит на количество сгенерированных отходов, и за каждое превышение этого лимита взимается плата (например, в городе Селкирк, Манитоба, каждая семья может бесплатно выставлять 2 мешка отходов, а за каждый дополнительный мешок взимается плата в размере 1 доллара).
Примером успешной реализации программы PAYT является город Биконсфилд, расположенный на острове Монреаль. После введения программы, в рамках которой владельцы жилых домов платят ежегодный взнос за мусор в зависимости от выбранного объема контейнера (от 152 до 162 долларов) и за каждый раз, когда мусор забирается из контейнера муниципальной службой (от 0.40 до 1.21 доллара за раз), город Биконсфилд снизил объем производимых отходов на душу населения до наименьшего значения среди 33 муниципалитетов на острове. Объем отходов, складываемых на полигонах, сократился на 51% за три года. Кроме того, в первый год программы муниципалитет сэкономил около 200 000 долларов на услугах сбора и транспортировки отходов, и 78% жителей заплатили меньше за услуги, связанные с обращением с отходами, так как они стали реже выставлять контейнеры для сбора мусора.
Таким образом, в Канаде регулирование обращения с отходами осуществляется на уровне провинций и муниципалитетов, а муниципалитеты применяют разнообразные методы определения платы за услуги по обращению с отходами. Внедрение программы «плати по мере выброса» (PAYT) позволяет достичь снижения объема производимых отходов и сэкономить ресурсы на сборе и транспортировке отходов, а также справедливо распределить затраты между генераторами отходов в зависимости от их объема и частоты вывоза. Это направление политики обращения с отходами активно развивается во многих муниципалитетах Канады.
Анализ основных проблем в области обращения с отходами за рубежом выявил следующие системные проблемы, существующие во многих странах мира:
– существующие места сбора отходов не соответствуют стандартам безопасности (например, Колумбия, Япония);
– проблемы межсекторальной координации деятельности в области обращения с отходами, в том числе между органами государственной власти на разных уровнях (например, Чешская Республика);
– увеличение объемов ТКО, производимых государством (например, Южная Корея, Норвегия, Польша) [6].
Основными международно-правовыми инструментами, регулирующими отношения между секторами переработки отходов производства и потребления, являются Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 23 марта 1990 г.) [7], Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва – Вашингтон – Лондон – Мехико, 29 декабря 1972 г.) [8], Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (Москва, 12 апреля 1996 г.) [9] и др.
Важность влияния вышеперечисленных международных законов заключается в том, что они устанавливают основные принципы деятельности по обращению с отходами производства и потребления, которые должны соблюдать все страны. Первоочередной приоритет предоставляется экологическим факторам, связанным с использованием отходов, в противовес экономическим факторам. Также следует запретить импорт и экспорт опасных отходов. Дополнительные меры включают повышение информированности населения о рисках образования и утилизации отходов для окружающей природной среды и здоровья человека, а также придание приоритета эффективному управлению отходами.
Зарубежные административно-правовые акты имеют принципиальные ограничения как в сфере хозяйственной деятельности, так и в бытовой сфере, поэтому зарубежный опыт обращения с отходами производства и потребления имеет весьма положительное значение для совершенствования российского законодательства в этой области. Это означает, что воздействие отходов производства и потребления не должно превышать установленные государством нормы и стандарты, и в соответствии с требованиями государственных органов все предприятия должны предоставлять информацию об отходах; все технические операции, связанные с производством и потреблением отходов (например, сбор, транспортировка, переработка), должны осуществляться на основании разрешения (лицензии).
Страны Европейского Союза в области регламентации отношений по управлению отходами производства и потребления стараются ориентироваться на законодательство и опыт Германии и принимают соответствующие директивы: Рамочная директива 75/442/ ЕЕС от 15 июня 1975 г. об отходах [10], Директива Совета 91/689/ЕЕС от 12 декабря 1991 г. об опасных отходах [11], Директива Совета 1991/31/ ЕС от 26 апреля 1999 г. [12], о полигонах отходов и др.
Политика ЕС в сфере регулирования ТКО придерживается следующих принципов:
– принцип приоритетного использования методов «обработки» отходов;
– принцип перемещения отходов ближе к их источнику;
– принцип усиления обязательств у производственного сектора за образование ТКО;
– принцип применения современных и эффективных технологий управления отходами;
Таким образом, зарубежные механизмы регулирования уровня образования ТКО содержит следующие элементы:
– разработка нормативных актов, регулирующих процедуры сбора, хранения, транспортировки и переработки ТКО;
– переработка отходов на оборудовании, соответствующем определенным нормам и стандартам, установленным национальными властями;
– правила: «те, кто производит отходы, перерабатывает их» и «те, кто загрязняет окружающую среду, оплачивают расходы»;
– обязательное лицензирование деятельности по утилизации опасных отходов;
– обязательный учет и отчетность перед государством всех компаний, производящих отходы;
– специальные национальные регулирующие органы для координации деятельности по управлению, связанной с образованием, удалением, уничтожением и использованием отходов.
В связи с вышеизложенным, современное российское законодательство в сфере регулирования отношений по обращению с отходами производства и потребления должно быть развито и включать в себя следующие аспекты:
– разработка и установление ответственности за отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления;
– разработка безопасных и ресурсосберегающих механизмов обращения с отходами на всех стадиях технологического цикла;
– определение критериев оценки соответствия отходов нормативным и техническим требованиям;
– регулирование государственного контроля (надзора) в области обращения с отходами и создание условий для международного сотрудничества по указанным вопросам.
Следует отметить, что в большинстве зарубежных стран существуют законы, регулирующие разделение, сбор, транспортировку и переработку коммунальных, промышленных и опасных отходов, которые являются ключевыми аспектами сферы обращения с отходами.
В некоторых зарубежных странах принято комплексное законодательство, которое является основой для всех последующих нормативных актов в области обращения с отходами и способствует развитию последовательного законодательства в области регулирования обращения с отходами (пробелы отсутствуют).
Следует отметить, что в большей части европейских стран существуют законы о разработке регулярных планов обращения с ТКО (например, в Норвегии в Белой книге по охране окружающей среды содержатся положения о национальных регулярных планах управления отходами).
Большинство стран располагают обширным государственным аппаратом для осуществления политики в сфере обращения с ТКО, как правило, в рамках двух- или трехуровневых систем управления.
Первоначально определяются цели государственной политики, такие, как национальные планы и стратегии регулирования отходов, и создаются правовые границы.
Следующий шаг министерства заключается в том, что отвечающее за экологическую политику, приступают к консультированию других федеральных правительственных органов по вопросам, связанным с экологической политикой, такими как введение закрытой циркулярной экономики и разработка планов для отраслей промышленности, сельского хозяйства, управления фармацевтическими отходами и станций переработки. Например, в Венгрии за политику в области удаления отходов отвечает министерство сельского и лесного хозяйства, а за ТКО — Государственное управление по вопросам развития. По аналогии, в Колумбии ответственность за политику в области удаления отходов несет министерство по вопросам окружающей среды и устойчивого развития, а за управление ТКО — Министерство жилищного строительства и местного самоуправления.
Министерство окружающей среды Чехии создало Комитет по обращению с отходами, состоящий из экспертов всех соответствующих государственных ведомств и представители НПО для предоставления консультаций по вопросам политики в сфере ТКО и поддержания последовательной политики управления отходами во всех ведомствах.
Во многих случаях для обеспечения соблюдения этой политики создается отдельный орган, например, Экологическая инспекция в Эстонии, Зеленая политика в Израиле и Экологическая политика в Польше.
Национальные природоохранные органы могут иметь вес при принятии решений в государственной политике в сфере обращения с ТКО (например, Словения), а также могут сосредоточить внимание на исследованиях (например, Агентство по экологической оценке Нидерландов).
Государственные органы отвечают за лицензирование определенных видов деятельности по управлению ликвидацией ТКО (в Норвегии национальные органы отвечают за лицензирование предприятий по переработке опасных отходов) и за регулирование национального хранения опасных отходов (Израиль и Эстония) сбор и обобщение информации, поступающей от местных органов власти. Поддержка местных органов власти в области управления ликвидацией отходов (Корея, Польша) включает в себя способность координировать осуществление мероприятий по управлению ликвидацией отходов в рамках осуществления национальных мероприятий по управлению ликвидацией отходов.
Благодаря международному опыту в сфере обращения с ТКО меры, принимаемые за рубежом для повышения эффективности управления отходами, включают в себя законодательство, стратегические планы и планы управления отходами, принятие экономических принципов замкнутого цикла; Она включает создание систем межправительственных обменов и регулирование муниципальных отходов по пяти категориям:
- Нормативно-правовое регулирование и стратегическое планирование обращения с ТКО:
– формирование правового регулирования, включающего в себя все смежные процессы, связанные с обращением с ТКО (большая часть европейских стран);
– проработка планов по обращению с ТКО, содержащие в себе количественные показатели, способы их осуществления, источники финансирования мероприятий, в т. ч. процесс обзора и контроля за осуществлением этих планов (большая часть зарубежных стран);
– управление национальным и муниципальным планированием в области управления ТКО (Польша).
- Создание институциональных рамок для государственных властей:
– руководство частью услуг по утилизации ТКО на муниципальном уровне с целью интеграции средств управления местными ТКО в общую систему государственного контроля за ТКО (большая часть Организации экономического сотрудничества и развития);
– формирование структуры для поддержания и координации политики в области управления ТКО в отдельных производственных отраслях (большая часть развитых стран).
- Увеличение влияния муниципальных служб в области ликвидации ТКО:
– проведение аукционов (где есть возможность) для совершенствования услуг по утилизации ТКО (большая часть стран Организации экономического сотрудничества и развития);
– увеличение эффективности тендерами и мониторинга в сфере управления ТК (Польша, Япония, Норвегия);
– организация раздельного сбора отходов для их дальнейшей переработки и повторного использования (большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития).
- Сотрудничество с частным сектором
– взаимосвязь между государственным и частным секторами в планировании и осуществлении мероприятий по управлению ТКО (Нидерланды и Япония);
– корреляция государства и частного сектора в сфере мотивации переработки ТКО (Израиль, Колумбия и др.) [13-16].
Формирование высокоэффективной структуры по обращению с ТКО в РФ является важным элементом устойчивого развития, включающим технические, социально-экономические, правовые, экологические, финансовые, политические и даже культурные аспекты.
Список возможных изменений в области обращения с отходами для увеличения показателей государственной политики в данной сфере.
- Совершенствование региональных схем управления ТКО:
– улучшить территориальные схемы и их цифровые модели согласно действующим нормативно-правовым документам;
– обеспечить взаимосвязь населения с региональными операторами и контролирующими органами;
– прописать в нормативно-правовой базе обязательство одобрения в виде заключения экологической экспертизы по территориальным схемам управления ТКО.
- Обновление подвижного состава региональных операторов по вывозу ТКО:
– проработать увеличение лизинговых схем для обновления подвижного состава у региональных операторов для перевозки ТКО, закупки оборудования по переработке ТКО и контейнеров для раздельного сбора отходов;
– усилить надзор за регулярностью вывоза ТКО с введением административной ответственности за несоблюдение сроков.
- Доступность аналитических данных по объемам ТКО
– обязать региональных операторов предоставлять информацию о денежных движениях, связанных с ТКО, обновлении оборудования, расширении численности контейнеров и транспортных средств для перевозки ТКО [17];
– организовать взаимосвязь нормативно-правовой базы по размещению, модернизации и строительстве объектов ТКО в области информационного обеспечения населения через СМИ, получения обратной связи от населения посредством дистанционных средств или личного обращения, плана проведения общественных собраний по внесению изменений в территориальные схемы управления ТКО.
- Процессы по усовершенствованию государственной поддержки в области управления ТКО с учетом успехов в международной практике:
– введение разделения налоговой системы для управления ТКО в соответствии с нанесенным экологическим ущербом при переработке отходов [18];
– изменение схемы ценообразования за сбор ТКО, формирование цены происходит по факту вывоза отходов с целью поощрения уменьшения объема отходов и их сортировки.
Сформированная на основе рекомендаций нормативно-правовая база Российской Федерации, как представляется, будет способствовать эффективной государственной управленческой деятельности в этой сфере и формированию индустрии переработки отходов.
Проанализировав опыт других стран и отечественной практики в области вывоза отходов, предлагается оснастить мусорные контейнеры и бункеры специальными устройствами, способными учитывать различные факторы, необходимые для эффективного вывоза отходов.
Внедрение этих устройств позволит решить следующие проблемы:
- Диспетчеры, ответственные за обслуживание определенных районов, будут иметь реально-временную информацию о объеме мусора, находящегося в каждом контейнере/бункере. Это позволит предотвратить перегрузку контейнеров и избежать необходимости ручной утрамбовки мусора водителями. Зная точное количество отходов, диспетчеры смогут перераспределять контейнеры, устанавливая дополнительные в наиболее загруженных зонах.
- Установленные датчики будут регистрировать опустошение контейнеров, что исключит возможность вмешательства человека и фальсификации данных.
- Благодаря датчикам государство сможет контролировать соблюдение условий государственного контракта.
- Внедрение датчиков создаст конкуренцию между компаниями в данной сфере, поскольку все компании будут работать в равных условиях.
- Местоположение большинства бункеров часто остается неизвестным. Установленные датчики помогут отслеживать эти бункеры и своевременно осуществлять их вывоз.
- Бункеры часто подвергаются краже и перепродаже на металлолом. Датчики позволят предотвратить такие кражи.
- Установка датчиков позволит своевременно обнаруживать возгорания, возникшие в бункерах/контейнерах, и принимать меры по их предотвращению.
- Благодаря датчикам и информации о заполненности контейнеров, диспетчеры смогут составлять оптимальные маршруты для обхода объектов, основываясь на уровне заполненности каждого контейнера.
Исходя из анализа опыта других стран в области обращения с отходами потребления и производства, а также из оценки результатов их работ, можно сделать вывод о возможности применения наиболее эффективных практик и формировании более успешной системы, превосходящей существующую в настоящее время.
Применение наиболее успешных аспектов и механизмов работы, выявленных в опыте других стран, позволит улучшить существующую систему управления отходами. Применение передовых методов, нормативно-правовых инструментов и технологических решений, позволит сократить негативное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье человека.
Изучение опыта других стран позволяет выделить ряд проблем, с которыми сталкиваются в данной сфере. Внедрение устройств, способных учитывать множество факторов, необходимых для вывоза отходов, может существенно улучшить эффективность системы и решить эти проблемы.
Основываясь на опыте зарубежных стран, можно сделать вывод о необходимости пересмотра нормативно-правовой базы в области вывоза отходов. Введение требований к оснащению контейнеров устройствами учета заполнения, а также регулирование использования датчиков и автоматизированных систем может стать важным шагом для улучшения качества и эффективности процесса вывоза мусора.
Такие меры позволят государству более эффективно контролировать выполнение государственных контрактов и обеспечить соблюдение стандартов в сфере вывоза отходов. Кроме того, создание конкурентной среды с равными условиями для всех участников рынка способствует развитию отрасли и стимулирует внедрение инноваций.
References
1. Федотова О.В., Демичева Т.С. Загрязнение земель твердыми коммунальными (бытовыми) отходами как проблема XXI века // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. №2. С. 10–14.2. Павленков М.Н., Воронин П.М. Проблемы развития сферы твердых коммунальных отходов муниципального образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. №3. С. 130–139.
3. Конева П.М. Регулирование обращения с твердыми коммунальными отходами в России: правовые аспекты, проблемы и пути их решения // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-2(28). – c. 1066-1073.
4. Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/. (Дата обращения: 30.03.2025).
5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 30.03.2025).
6. Овсянникова Д.К. Проблемы внедрения системы расширенной ответственности производителей в государственной политике в сфере обращения с отходами // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 35(6). – c. 226-229.
7. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 23 марта 1990 г.) [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/10108585/ (Дата обращения: 02.04.2025)
8. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва – Вашингтон – Лондон – Мехико, 29 декабря 1972 г.) [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/2540498/ (Дата обращения: 02.04.2025)
9. Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (Москва, 12 апреля 1996 г.) [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/1133196/ (Дата обращения: 02.04.2025)
10. Рамочная директива 75/442/ ЕЕС от 15 июня 1975 г. об отходах[Электронный ресурс] – URL : https://base.garant.ru/2564451/ (Дата обращения: 02.04.2025)
11. Директива Совета Европейских сообществ 91/689/ЕЕС от 12 декабря 1991 г. об опасных отходах [Электронный ресурс] – URL : https://base.garant.ru/2564459/ (Дата обращения: 02.04.2025)
12. Директива Совета Европейских сообществ 1991/31/ ЕС от 26 апреля 1999 г. о полигонах отходов [Электронный ресурс] – URL : https://base.garant.ru/2563786/ (Дата обращения: 02.04.2025)
13. Коммунальные отходы, их образование и обработка. ОЭСР. [Электронный ресурс] – URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=MUNW (Дата обращения: 06.04.2025).
14. Обращение с отходами и экономика замкнутого цикла в отдельных странах ОЭСР. Данные из обзоров результативности экологической деятельности. ОЭСР. [Электронный ресурс] – URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/9789264309395-en/index.html?itemId=/content/publication/9789264309395-en (Дата обращения: 06.04.2025).
15. Показатели управления отходами. Eurostat. Statistics Explained. [Электронный ресурс] – URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Waste_management_indicators (Дата обращения: 06.04.2025).
16. Municipal waste. Оэср. [Электронный ресурс] – URL: https://data.oecd.org/waste/municipal-waste.htm (Дата обращения: 06.04.2025).
17. Измайлова А.Р. Связь экономики и экологии в сфере переработки вторичных ресурсов // Инновационная наука. – 2019. – № 4. – c. 113-115.
18. Рекомендации по управлению государственными расходами на охрану окружающей среды. ОЭСР. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/env/outreach/peem.htm (Дата обращения: 06.04.2025).