Abstract: The article discusses the creation of a chatbot that allows you to maintain the health of schoolchildren through special exercises. They are aimed at strengthening the muscular corset of schoolchildren, eye exercises and increasing the overall motor activity of students. Much attention is paid to different types of information perception of schoolchildren (audial, visual and others), which is achieved by adding text and video files to the bot. Taking into account age characteristics and the need for a game is achieved through the use of random elements in a separate tab of the bot. Creating a chatbot in Telegram allows you to use it both on your phone and on your computer. The article may be of interest to developers of chatbots and applications for schoolchildren or different age categories. The article may also be relevant to teachers, physical therapy doctors and pediatricians interested in using various modern IT technologies in their work.
Keywords: chatbot, information technology, schoolchildren's health, health maintenance, random game, telephone.
Введение.
Современные школьники с каждым годом меньше двигаются и активному образу жизни предпочитают сидячий, пассивный. Всемирная Организация Здравоохранения заявила о недостаточной физической активности у 79,1% мальчиков и у 80,9% девочек в РФ. Если физическая активность в мире продолжится падать такими темпами, то за десять лет (расчет проводился с 2020 по 2030 год) человечество потеряет почти 500 млн человек — в основном из-за артериальной гипертензии (47%) и депрессии (43%). [3]
В школьной программе есть уроки физической культуры, но после школы не все дети посещают по разным причинам спортивные секции. Часто это связано со здоровьем школьников, которые не допускаются врачами к занятиям спортом из-за болезней. Например, по данным сайта НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента среди осмотренных врачами детей г. Москвы более 55 % были отнесены во II группу здоровья, 32,2 % в I, 11,1 % в III, в VI и V – 1,2 %. [4]
Таким образом возникает необходимость увеличения распространения активного образа жизни среди школьников с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей современных учеников.
Упражнения из лечебной физкультуры доступны для выполнения большему количеству школьников с разным состоянием здоровья по сравнению с упражнениями из спортивных секций. Именно поэтому они были включены в основной список упражнений в чат-боте. Упражнения ЛФК позволяют укрепить мышцы спины, улучшить осанку школьников, увеличить активность в период долгого нахождения за столом во время учебы, а также благоприятно влияют на зрение детей.
Основные элементы чат-бота и их особенности.
Выбор создания чат-бота именно в Телеграм связан с возможностью его одновременного использования как на телефоне, так и на компьютере.
Чат-бот создан на языке Python 3.10 в среде разработки PyCharm с использованием библиотеки aiogram и ее дополнительных модулей также использовались библиотеки logging и random.
Так как чат-бот рассчитан на использование школьниками, он включает небольшое количество кнопок, чтобы не рассеивать внимание учащихся, а сконцентрировать на главном.
При входе в чат-бот появляется приветственное сообщение, где кратко рассказывается о том, чем может помочь данный чат-бот. При нажатии на следующую кнопку появляется информация о том, почему важно выполнять упражнения, показанные здесь, таким образом увеличивая мотивацию делать упражнения. На рисунке 1 показаны кнопки меню первого прототипа данного чат-бота.
Рисунок 1. Меню первого прототипа чат-бота
Последующие несколько кнопок содержат информацию об упражнениях. Помимо текстового описания упражнения добавляется видео инструкция по выполнению, что позволяет детям с различными типами восприятия информации (аудиал, визуал и другие) выбрать наиболее удобный для себя формат.
Видео добавлены в телеграмм бот с помощью добавления файла в проект, а текст вписан вручную в код. На рисунке 2 показано добавление видео и текста.
Рисунок 2. Добавление текста и видео
Так как чат-бот рассчитан на учеников разных классов современной школы, то отсутствие элементов игры в нем уменьшит интерес к нему. Но необходима игра, которая будет продолжать общую идею чат-бота и создавать эффект неожиданности для привлечения внимания к ней снова и снова. Часть детей могут не захотеть выполнять упражнения из текста или видео в более ранних кнопках чат-бота, но игра должна помочь им сделать эти упражнения. Учитывая все эти моменты, была выбрана игра с элементами рандома. Рандомная игра была создана с помощью библиотеки random, показана на рисунке 3.
Рисунок 3. Игра с элементами рандома
В заключении, хотелось бы отметить, что применение современных информационных технологий все чаще используется в образовании и здравоохранении. Многие достижения сейчас появляются на стыке разных наук, позволяя создавать новые современные направления. Наш проект чат-бота специальных тренировок для сохранения здоровья школьников создан на стыке сразу нескольких направлений, таких как программирование, информационных технологий, образование и здравоохранение. Здесь учтены возрастные особенности современных школьников и применены современные методы, помогающие увеличить физическую активность школьников и сохранить их здоровье.
References
1. Васильев, Алексей. Программирование на Python в примерах и задачах / Алексей Васильев. - Москва: Эксмо, 2021.-616с.2. Эрик Мэтиз. Изучаем Python: программирование игр, визуализация данных, веб-приложения. 3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2021. - 512 с.
3. Электронный ресурс удалённого доступа. ВОЗ бьет тревогу: около 80% подростков в России недостаточно физически активны. — Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27496/4755735 (дата обращения: 27.09.2024).
4. Электронный ресурс удалённого доступа. Здоровье детского населения Москвы в цифрах и фактах. — Режим доступа: https://niioz.ru/news/zdorove-detskogo-naseleniya-moskvy-v-tsifrakh-i-faktakh/?ysclid=lzwdyxfjz4838774048 (дата обращения: 27.09.2024).