Abstract: This scientific article analyzes the influence of multimedia information resources in the process of learning a foreign language (English), with a focus on the development of lexical skills. In the context of rapid technological progress, multimedia educational materials, such as audio podcasts, as well as video lessons and interactive services, are the main resources in the learning process. This research material consists of an empirical analysis, comparing the results of students who use traditional methods in the learning process, as well as those who use multimedia content. The results of the study demonstrate that multimedia educational materials contribute to improving lexical competence, as well as the level of motivation of students. The author of the scientific work notes the importance of adapting technologies to the educational process, and also suggests various directions for the prospects for further research in this area. The purpose of the article: to analyze the influence of multimedia content on the development of lexical skills of students studying a foreign language (English), as well as to analyze the effectiveness of multimedia tools in comparison with traditional approaches to the learning process.
Keywords: educational processes, learning, information technology, multimedia content, the Internet, interactive process, foreign language, lexical skills.
Введение
Общество на современном этапе повсеместно сталкивается со стремительным развитием новых технологий, которые в свою очередь значительно влияют на образовательный процесс. В том числе мультимедийный контент и интернет ресурсы являются необходимыми инструментами в процессе обучения иностранным языкам (английский язык), научная работа направлена на анализ влияния данных ресурсов на развитие лексических навыков обучающихся иностранному языку (английскому).
Языковая компетенция в свою очередь определяется, как способность применять и воспринимать лексический запас языка. Данная компетенция включает в себя знание лексических единиц и оборотов, а также умение употреблять лексический запас в разных контекстах [4].
«При изучении лексики эффективно воспринимаются и запоминаются учащимися слайды-картинки, которые находятся в Интернете в британском сайте для учителей. Он предлагает всевозможные флэш-картинки по различной тематике. Такие задания, как Complete Word net (закончите словарную паутину), Complete the sentence (продолжите предложение), Fill in the necessary word (вставьте пропущенное слово), дают возможность управлять вниманием учащихся, затрагивают эмоциональную сферу детей, позволяют закрепить лексику по определенной теме. Считаем главной целью нашей работы формирование компетенций. Следует помнить, что коммуникативная компетенция тесно связана с культуроведческой, а также страноведческой компетенцией на уроке английского языка. Студентам дается возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка» [2, с. 3-4].
Проведённые исследования демонстрируют, что мультимедийный контент, как например аудио подкаст и видео уроки, приложения для мобильных устройств и учебные курсы в режиме онлайн на современном этапе могут существенно улучшить образовательный процесс.
«Теоретическая база по вопросу использовании компьютерных технологий в образовании представлена в многочисленных трудах отечественных и зарубежных исследователей (Cononelos T. & Oliva M., 1993; Кирмайер Г., 1994; Роберт И.В., 1994; Yaverbaum G.J., Kulkarni M. & Wood C., 1997; Bagnato K., 2004; Хортон У., Хортон К., 2005; Motteram G., 2013 и др.)» [1, с. 107].
Образовательные онлайн каналы, а также видео уроки, как например на платформе YouTube предоставляют для процесса обучения мультимедийный контент, для заучивания новой лексики и устойчивых выражений. Богатый контент с аудио и видео визуальными компонентами способствует эффективному запоминанию лексических единиц, оборотов и выражений, которые помогают обучающимся употреблять данную лексику в ситуации общения на практике [10].
Аудио подкасты представляют актуальную возможность для прослушивания речи носителей языка (английского). Данный процесс способствует не только улучшению слухового восприятия, но и расширению активного языкового запаса. Обучающиеся могут в процессе отбирать темы, которые являются интересными для них, что в процессе повышает уровень мотивации к изучению иностранного языка [3].
Приложения для мобильных устройств, как например Duolingo применяют игровые техники для изучения лексики и пополнения словарного запаса. Данные подходы делают образовательный процесс наиболее уникальным и более эффективным. Для анализа влияния мультимедийных инструментов на лексические навыки проводятся различные исследования среди обучающихся языковых и неязыковых курсов на регулярной основе, которые в процессе обучения используют не только традиционные методы, но и мультимедийные инструменты [5].
Применение мультимедийных инструментов способствует улучшению лексических навыков, а также повышению уровня мотивации обучающихся. Аудио и видео визуальные средства обучения способствуют закреплению нового учебного материала в памяти обучающихся, интерактивные упражнения и тренажеры способствует эффективному усвоению учебного материала.
Рассмотрим эффективные примеры
Пример 1. Онлайн платформы, как YouTube представляют вниманию целевой аудитории различные каналы, которые посвящены изучению иностранного языка. Как например, видео ролики с подробным объяснением новой лексики и фразеологизмов в определённом контексте, которые помогают обучающимся лучше запоминать новую лексику и улучшать свое произношение [8].
Пример 2. Интерактивное приложение, как например Duolingo применяют игровые компоненты для процесса обучения. Обучающиеся могут осваивать новый вокабуляр посредством практических упражнений, которые включает в себя видео подсказки и аудио подсказки, которые способствуют эффективному усвоению лексического материала [11].
Пример 3. Современный аудио подкаст на иностранном языке предоставляет актуальную возможность прослушивать носителей иностранных языков в разных контекстах, что помогает обучающимся расширять вокабуляр, а также улучшать слуховые навыки восприятия иноязычной речи [9].
Пример 4. Курсы в режиме онлайн. Существующие онлайн платформы, как например курсы предлагают вниманию обучающихся курсы по иностранным языкам (английскому) с мультимедийным контентом, который включает в себя интерактивные упражнения, текстовое содержание видео уроки, что позволяет обучающимся проходить процесс обучения в удобное время, в удобном месте и темпе, а также применять различные источники информации [6].
Пример 5. Чтение электронных книг или аудиокниг на иностранном языке, а также возможности для прослушивания иностранных аудио версий помогает значительно развивать лексические навыки, в том числе улучшает навыки чтения, а также понимание прочитанного текста.
Указанные выше примеры демонстрируют, как мультимедийные современные ресурсы могут улучшить процесс изучения иностранного языка, а также способствовать развитию лексических навыков у обучающихся [7].
Вывод
Проведённое исследование продемонстрировано, что мультимедийный контент и цифровые ресурсы оказывают существенное позитивное влияние на процесс изучения иностранного языка (английского), в том числе в рамках развития лексических навыков. Обучающиеся применяющие видеоролики и аудио подкасты и приложения для мобильных устройств в интерактивном режиме показывают заметное расширение лексического запаса, а также улучшение слухового восприятия.
Мультимедийные инструменты делают образовательный процесс наиболее интересным, а также мотивирующим, что способствует активному вовлечению в процесс всех обучающихся.
Представляется важным подчеркнуть, что для достижения эффективных результатов важно сочетание мультимедийного контента и инструментов с классическими методами процесса обучения, что позволит обеспечить системный подход к изучению иностранного языка, а также избежать различных недостатков, которые связаны с общей зависимостью от инновационных технологий. Кроме того, адаптация мультимедийных инструментов и цифровых ресурсов в учебный процесс открывает актуальные возможности для результативного процесса обучения иностранным языкам, а также для развития лексических навыков, в том числе английского языка.
Заключение
На сегодняшний день влияние мультимедийных инструментов на процесс обучения иностранного языка (английского), в том числе в контексте лексической адаптации является существенным, а также многогранным процессом. Применение аудио и видео визуальных ресурсов, а также приложения для мобильных устройств, которые в процессе делают изучение иностранного языка наиболее интересным, что в свою очередь способствует наиболее глубокому освоению лексического материала. Обучающиеся, которые активно применяют данные ресурсы показывают улучшения в расширении словарного запаса, а также навыках аудирования.
Кроме того, представляется необходимым отметить, что мультимедийные инструменты должны применяться в сочетании с классическими методами процесса обучения для достижения максимального уровня эффективности. Данный адаптированный подход позволяет сформировать сбалансированную среду, в которой инновационные технологии служат дополнением к традиционным методам обучения.
Таким образом, мультимедийный контент и интернет ресурсы открывают перспективные возможности для обучения иностранному языку (английскому), деля данные процессы доступными и уникальными для всех обучающихся.
Дальнейшие исследования
Представляется необходимым проводить дополнительные исследования, которые проведут анализ, каким образом применение мультимедийных ресурсов на постоянной основе влияет на языковую компетенцию обучающихся в будущей перспективе. Данный факт поможет пониманию того, сохраняются ли, и усваиваются ли полученные знания и навыки в процессе коммуникации. Исследования также могут ориентироваться на сопоставление эффективности и разных мультимедийных ресурсов в процессе изучения иностранной лексики, что позволит определить более эффективные подходы, а также популярные форматы для различных групп обучающихся на данном этапе.
References
1. Андреева Е.А., Назмиева Э.И., Сахибуллина К.А., Чумарина Г.Р. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе // Вестник КазГУКИ. 2022. №3. – С. 106-110.2. Рубаева, В. П. Использование мультимедийных технологий на занятиях английского языка в вузе / В. П. Рубаева, Л. М. Делиева, М. И. Баликоева // Современная образовательная среда: теория и практика: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 07 февраля 2020 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ЦНС «Интерактив плюс». – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 39-42.
3. Соловьева, В. В. Применение мультимедийных технологий на уроках английского языка для развития лексических навыков у обучающихся 10 классов / В. В. Соловьева // СТУДЕНТ года 2022: Сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 16 мая 2022 года. Том Часть 3. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 105-111.
4. Abdykhalykova A., Turusheva L., Beysembayeva Zh., Dukembay G. Multimedia technologies in teaching a foreign language // Rural environment. Education. Personality. – Vol.13. – Jelgava, 8-9 May 2020. – P. 17-24.
5. Bibauw S., Francois T., & Desmet P. Discussing with a computer to practice a foreign language: research synthesis and conceptual framework of dialogue-based CALL // Computer Assisted Language Learning. – 2019. – P. 1-51.
6. Jung Y., Kim Y., Lee H., Cathey R., Carver J., & Skalicky S. Learner perception of multimodal synchronous computer-mediated communication in foreign language classrooms // Language Teaching Research. – 23(3). – 2019. – P. 287-309.
7. Mammadova N. New Methods of Learning Foreign Language during the Pandemic: Movies and Series as a Novelway to Study Online. SSRN´s eLibrary, – 2020. – URL: https://ssrn.com/abstract=3731532.
8. Motteram G. Innovations in learning technologies for English language teaching. – London: British Council. – 2013.
9. Sabirova D.R., Khanipova R.R. Innovative approaches to teaching and learning English as second and English as foreign language in multilingual education // Humanities & Social Sciences Reviews – Vol. 7. – Is. 6. – 2019. – P. 45-48.
10. Xu Z., Banerjee M., Ramirez G., Zhu G., & Wijekumar K. The effectiveness of educational technology applications on adult English language learners’ writing quality: a meta-analysis // Computer Assisted Language Learning. – 32(1-2). – 2019. – P. 132-162.
11. Yuzmukhametova L., Vinnikova М., Pavitskaya Z. The use of multimedia technology in foreign language teaching//Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. –Vol.11, Is.8 Special Issue. –2019. – P.1874-1877.