Abstract: The article discusses the process of nurturing environmental awareness and education using the resources of the Botanical Garden of the Udmurt State University. Its botanical diversity allows for a rich excursion program and the creation of tourist routes. Rethinking the functions of the botanical garden for the Udmurt Republic. An artistic, functional, architectural and planning solution for the garden for different target groups of Udmurtia has been developed, as well as lighting scenarios, the concept of sidewalks and the idea of small architectural forms based on the initial situation and the small budget of the organization.
Keywords: botanical garden, landscape design, Udmurt State University, cultural heritage, tourist and educational center, rope park, "live" labyrinth, apple orchard, picnic, fire pit, guest house, photo zone.
Введение. Первоначальной целью ботанических садов было изучение и охрана биологического разнообразия, разработка научных основ использования растительных ресурсов, а также информационно-просветительская деятельность. Предполагалось, что это будут не только живые коллекции ценных растений, но и центры сбора местной и устоявшейся флоры. Но в современной экономической методологии в области исследования туристско-экскурсионного потенциала ботанических садов значительный акцент на перспективах его использования в качестве туристического объекта также можно считать основополагающим моментом.
Объект проектирования – Ботанический сад Удмуртского Государственного Университета. Он расположен на северной окраине Ижевска в районе СХВ, за первой Республиканской клинической больницей. Удобное расположение, богатая история, культурное наследие и, конечно же, высокий природный потенциал делают ботанический сад Удмуртского государственного университета местом туристической активности.
Основной составляющей является воспитание экологического сознания и просвещение с помощью ресурсов ботанического сада. Его ботаническое разнообразие позволяет проводить насыщенную экскурсионную программу, создавать туристические маршруты и тропинки.
В связи с этим был разработан дизайн-проект ботанического сада УдГУ как туриско-образовательного центра.
Цель. Целью работы является – разработка дизайн-проекта ботанического сада УдГУ как туристско-образовательного центра.
Подготовка к дизайн-решению. В ходе подготовки к разработке дизайн-решения мы подробно изучили местность, касающуюся объекта проектирования, а также провели анализ исходной ситуации.
Ботанический сад имеет огромную территорию, но она используется нерационально, здесь довольно много функциональных зон, которые используются не во всех своих возможностях. Это подразумевает задачу продумывания туристических и экскурсионных маршрутов, направленных на оздоровление, рекреационное и экологическое просвещение людей, а также социально-психологическую адаптацию людей, попавших в трудные жизненные ситуации. Также стояла задача — распространить информацию о нем, чтобы ботанический сад приносил прибыль.
Как объект туристического слоя, жилые здания, расположенные на территории сада, теряют свое семейное значение. Поэтому следующая задача — разработать интерьер функциональных зон: гостевого дома, эко-кафе, бани, зон для мастер-классов и лекций.
Целевая аудитория:
— семьи, которые хотят активно провести выходные (жители ближайших районов и областей);
— школьники и студенты (организованные группы);
— заезжие туристы, посещающие этот район по пути.
— делегации и первые лица, желающие отдохнуть со своими гостями и деловыми партнерами
— люди, которые нуждаются в поддержке психологов и специалистов.
Исходя из этого, ставится задача создать современный туристический комплекс для активного развлечения людей в городе.
Нами также были предложены варианты локаций, а именно: веревочный парк, «живой» лабиринт, гостевой дом, эко-кафе, фотозона, зона йоги, экологичная детская площадка, «женская» зона для медитаций и пикников, а также зона грядок.
Дизайн-решение. Трендами ландшафтного проектирования являются натуральные материалы, «живые» изгороди, дорожки из гравия и натурального камня, а также всесезонный сад.
Рисунок 1 – Мудборд из тенденций ландшафтного проектирования
Художественное решение. Природа наполняет, обогащает эмоциональный интеллект и дает толчок к саморефлексии, вот почему так важно быть ближе к природе.
Мы подсознательно выбираем натуральные материалы, приглушенные цвета и естественное освещение. Многие локации расположены в яблоневом саду. Цветущая яблоня символизирует вечную молодость, а в Китае — мир и красоту. Визуальное восприятие объекта создает впечатление полной гармонии и естественности образа.
Функциональное решение. Концепция тротуарных дорожек. Натуральный камень.
Камень для дорожек является прочным и долговечным покрытием, который отлично гармонирует с любым стилем ландшафтного дизайна.
Он выдерживает любые негативные воздействия окружающей среды: перепады температур, ультрафиолет, повышенную влажность, контакт с химически активными веществами.
Рисунок 2 – Мудборд тротуарных дорожек из натурального камня
Концепция сценариев освещения. Так как данный проект – современный ботанический сад, то и освещение должно быть подходящее. В данном проекте используется простые виды светильников, без декоративных элементов.
Также, в работе используются 2 вида освещения:
1.Функциональные — светильники разной высоты, подчеркивающие планировку территории, показывающие расположение основных объектов, зданий.
2.Декоративный — подсветка пешеходных дорожек, крупных кустарников, сложных форм ландшафтного дизайна фонарями – столбиками и грунтовыми светильниками.
Рисунок 3 – Мудборд сценария освещения
Тротуарные дорожки и световые сценарии объединяют все локации ботанического сада, делают сад комплексным проектом, поэтому так важно сделать их гармоничными между собой, в единой концепции.
Архитектурно-планировочное решение.
Рисунок 4 – Планшет по локациям ботанического сада
Рисунок 5 – Зона для медитаций и пикников «Душевное равновесие»
Рисунок 6 – Зона для просмотра фильмов «Седьмое небо»
Рисунок 7 – Детская площадка
Рисунок 8– Зона грядок
Выводы. Использованные в разработке проекта дизайн-концепция, художественное, функциональное, архитектурно — планировочное решение делают проектируемый сад привлекательным и интересным для все слоев населения не только Ижевска, но и Удмуртской республики. Планировочный приём организации территории позволит обеспечить её стабильную посещаемость различными возрастными и социальными группами населения в дневные и вечерние часы. Был предложен необходимый набор объектов, обеспечивающих широкий выбор видов отдыха в различное время суток на протяжении всех сезонов года.
References
1.Ботанический сад-институт ПГТУ: история, коллекции, исследования : монография / [С. М. Лазарева и др.] ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский гос. технологический ун-т». – Йошкар-Ола: Стринг, 2014. – 107 с. – URL: https://botsad.volgatech.net/upload/medialibrary/458/45827b4ca018878b0a8c63aca21ee6c8.pdf (дата обращения: 24.03.2023).2.Вавилова, Т. Я. Выявление основных типов объектов инфраструктуры ботанических садов и дендрологических парков / Т. Я. Вавилова, Г. Г. Никонова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн : сборник статей / Под редакцией М. В. Шувалова, А. А. Пищулева, Е. А. Ахмедовой. – Самара, 2018. – С. 19-24. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36342083 (дата обращения: 24.03.2023).
3.Даниленко, Е. П. Стратегический мастер-план создания Мультипарка Белгородской агломерации / Е. П. Даниленко, Т. Г. Калачук, А. С. Королёв // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. – 2015. – № 6. – С. 35-39. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24275529 (дата обращения: 24.03.2023).
4.Иванов, А. М. Экспозиции цветочных культур ботанического сада / А. М. Иванов // Теоретические и прикладные аспекты интродукции растений как перспективного направления развития науки и народного хозяйства : материалы Международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня образования Центрального ботанического сада НАН Беларуси. В 2-х томах. Том 2. – Минск, 2007. – С. 272-275. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44733954 (дата обращения: 24.03.2023).
5.Использование садовой терапии в туристско-экскурсионной деятельности ботанического сада НИУ БелГУ / В. К. Тохтарь, В. И. Чернявских, Е. В. Думачева и др. ; НИУ БелГУ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №3. – С. 1-7. – URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/7327 (дата обращения: 24.03.2023).
6.Крамарь, О. А. Ботанический сад Удмуртского государственного университета как объект экологического туризма / О. А. Крамарь, О. Н. Дедюхина, Л. А. Падерина // Современные социально-политические технологии: смыслы и ценности : материалы 14 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 25-26 марта 2009 года. Ч. 2 : Развитие индустрии туризма и гостеприимства: региональный аспект./ Федеральное агентство по образованию РФ, ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Институт социальных коммуникаций» ; [редакционная коллегия: Мерзлякова Г. В. и др.]. – Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2009 – С. 37-40.
7.Ландшафтная архитектура в ботанических садах и дендропарках : материалы XII Международной конференции, приуроченной к 80-летию Ботанического сада Иркутского государственного университета. Иркутск, 17–22 августа 2021 года / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; отв. ред. С. В. Сизых. – Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. – 111 с. – URL: http://bg.isu.ru/ru/science/publications/sbornik_botanicheskiy_sad_2021_1.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
8.Ландшафтная архитектура в ботанических садах и дендропарках : материалы VII Международной научной конференции (7; 2015; Переславль-Залесский) / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ Нац. парк «Плещеево озеро», Совет ботанических садов при Международной Ассоц. акад. наук СНГ. – Переславль-Залесский : ФГБУ «Плещеево озеро», 2015. – 220 с. – URL: https://plesheevo-lake.ru/files/7_land_arh_mat.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
9.Ландшафтная архитектура специализированных объектов: Электронное издание / Составители: А. М. Пастухова, М. В. Репях, Н. А. Шенмайер, Е. А. Усова. – Красноярск : СибГТУ, 2016. – 105 с. – URL: http://biblioteka.sibsau.ru/pdf/izdv/izdv_sibgtu/Pastukhova_Landshaftnaya_2015.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
10.Никонова, Г. Г. Здания и сооружения ботанических садов как фактор повышения их социальной роли / Г. Г. Никонова, Т. Я. Вавилова // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. – 2018. – № 3. – С. 179-183. – URL: https://www.rcenetwork.org/portal/sites/default/files/006_2018_0.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
11.Овчинникова, Е. А. Ботанический сад ДВО РАН как ресурс экологического туризма в Приморском крае / Е. А. Овчинникова, Л. О. Ермолович // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы : сборник научных трудов XV Международной студенческой научно-практической конференции, 29 апреля 2021 г. Часть 2. – Москва, 2021. – С. 374-382. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47720351_61555764.pdf#page=374 (дата обращения: 24.03.2023).
12.Прудникова, М. В. Сквер ботанического сада, как объект благоустройства города (на примере ботанического сада г. Амурска) / М. В. Прудникова // Ученые заметки ТОГУ. – 2015. – № 4. – С. 131-135. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25085604 (дата обращения: 24.03.2023).
13.Садовая терапия: использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации / С. В. Сизых, В. Я. Кузеванов, С. И. Белозерская, В. П. Песков. – Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006. – 48 с. – URL: http://bg.isu.ru/ru/science/publications/ht_2006.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
14.Шараева, Т. П. Методика цветопространственного моделирования сценария пешеходных туристических маршрутов / Т. П. Шараева, Е. А. Лапшина // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. – 2019. – №. 2. – С. 130-145. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38486666 (дата обращения: 24.03.2023).
15.Шарафиева, Л. Р. Апробация методики исследования взаимодействия человека с архитектурно-ландшафтной средой образовательных общественных пространств (на примере НОЦ Ботанический сад ТвГУ) // Зеленый журнал – бюллетень ботанического сада Тверского государственного университета. – 2019. – № 6. – С. 38-71. – URL: https://gardentver.ru/documents/zeleniy_jurnal/vipuski/z_j_ru6.pdf#page=39 (дата обращения: 24.03.2023).
16.Шарафиева, Л. Р. Методика исследования архитектурно-ландшафтной среды образовательных общественных пространств (на примере университетских ботанических садов) / Л. Р. Шарафиева // Зеленый журнал – бюллетень ботанического сада Тверского государственного университета. – 2019. – № 6. – С. 11-38. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44296658 (дата обращения: 24.03.2023).
17.Шумихин, С. А. Ботанические экскурсии по коллекциям и экспозициям Ботанического сада им. А. Г. Генкеля Пермского университета : путеводитель / С. А. Шумихин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский гос. нац. исслед. ун-т». – Санкт-Петербург : Маматов, 2015. – 205 с. – URL: http://www.psu.ru/files/docs/podrazdeleniya/botanicheskij-sad/putevoditel.pdf (дата обращения: 24.03.2023).
18.Экологическая тропа: обустройство и назначение : учебно-методическое пособие / А. С. Прокопьев, О. Д. Чернова, Е. С. Гришаева [и др.] ; составители А. С. Прокопьев [и др.]. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. – 133 с. – URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vtls:000632135/SOURCE1 (дата обращения: 24.03.2023).
19. Панеро Д. Основы эргономики. Человек, пространство. Интерьер: справочник по проектным нормам /Пер. с англ. – М.: АСТ; Астрель, 2008.
20.Элизабет Уилхайд. Отделочные материалы. Пер. с англ. М. Ч. Копечкой Линчевской. – М.: Издательство «Кладезь-Букс», 2009. – 255 с