Цель научной статьи: изучить роль интернет массовой информации в медиа пространстве на современном этапе, выявить влияние не только на общественное сознание, но и на политическую ситуацию в стране, а также учебные процессы; в том числе подробно проанализировать актуальные тенденции и угрозы, с которыми средства массовой информации сталкиваются в целом.
Abstract: In the context of technological progress and globalization processes, media at the present stage play an important role not only in shaping public opinion, but also in disseminating relevant information, as well as cultural heritage. The author of the scientific work studies the active influence of the media sphere on certain aspects of social life, which include not only politics and economic aspects, but also the cultural level, as well as socialization. The author of the work pays special attention to the adaptation of media formats, which include both traditional means and modern digital platforms (social communities, as well as podcasts). In the process of research, it is determined that the media, both reflect modern realities, and take an active part in the formation of this reality, being an important mechanism for interaction in society.
The purpose of the scientific article: to study the role of Internet mass media in the media space at the present stage, to identify not only the influence on public consciousness, but also on the political situation in the country, as well as educational processes, including a detailed analysis of current trends and threats that the media face in general.
Keywords: journalism, Internet, information technology, digital resources, media space, mass media, content.
Введение
На сегодняшний день с развитием инновационных технологий, а также процессов глобализации цифрового пространства интернет ресурсы, в том числе средства массовой информации являются важной частью медиа пейзажа, которые изменили не только способы распространения новостной информации, но и взаимодействия с целевой аудиторией, а также формирование мнения общества.
«СМИ в Интернете в ХХI веке являются неотъемлемой частью государственной идеологии и политики, мощнейшим каналом коммуникации субъектов общества, средством коммуникационного воздействия на социум» [7, с. 142].
Автор научной работы подробно рассматривает значение интернет средств массовой информации в медиа сфере на современном этапе, а также влияние на социум, в том числе подробно рассматривает актуальные тенденции и угрозы, с которыми на сегодняшний день сталкивается информационная сеть.
Материалами исследования являются научные публикации по теме интернета, а также интернет ресурсы с дидактическими материалами, цифровой контент (рассматривается на примере современного медиа пространства).
Методикой исследования в научной работе послужили: качественный анализ и контекстуальный анализ известных цифровых ресурсов, применение качественных и количественных методов, в том числе заключающих в себе анализ влияния целевой аудитории интернет средств массовой информации. Кроме того, проводилось исследование статистических данных и определённые результаты посещаемости пользователей, а также взаимодействие с медиа контентом на определённых платформах.
Средства массовой информации в интернете состоят, как правило, из новостных сайтов, а также различных блогов, в том числе и социальных сообществ, информационных платформ, которые представляют контент в цифровом виде.
«СМИ сегодня являются неотъемлемым элементом интернет коммуникаций, они даже имеют общие черты: наличие массовой аудитории, социальная значимость информации, наличие средств, которые осуществляют поддержку процесса функционирования массовых коммуникаций, многоканальность осуществляемых коммуникаций и вариативность коммуникативных средств» [7, с. 143].
Принципиальными элементами интернет связи с массовой информацией являются следующие: открытый доступ к получению актуальной информации без ограничения времени из всех уголков мира; обратная связь в интерактивном режиме, в котором зрительская аудитория может как потреблять предоставляемый контент, так и принимать участие в разработке данного контента, а также распространении на регулярной основе.
Следует отметить возможности адаптации различных текстов, изображений, а также аудио и видео материалов: актуальные обновления предоставляемой информации в режиме реального времени.
Кроме того, интернет средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного сознания не только благодаря открытому доступу, но и возможности стремительного распространения необходимой информации.
В свою очередь социальные сообщества и платформы являются площадками для комментариев, а также дискуссий и обсуждения новостей, предоставляя возможность целевой аудитории делиться впечатлениями, а также формировать определённые взгляды в группе. Кроме того, средства массовой информации, как правило, способствуют повышению, например, политической активности населения [5].
Социальные платформы и сети для проведения дискуссий, как например различные политические блоги и форумы предоставляют возможность целевой аудитории не только выражать собственные взгляды, но и принимать участие в политических дебатах (как например, в период предвыборной кампании).
Эффективные примеры кампании, которые были организованы посредством интернет сетей, демонстрируют, что социальное медиа пространство может активизировать граждан нашей страны не только для участия выборах, но и для участия в различных социальных движениях, способствуя развитию гражданской активности.
Следует подчеркнуть, что средства массовой информации в Интернете также имеют второстепенное значение в процессе обучения, которые предоставляют открытый доступ к соответствующим источникам информации, в данном случае способствуют саморазвитию, а также расширению общего кругозора пользователей любого возраста (учеников, студентов, обучающихся на курсах повышения квалификации и т.д.).
В период коронавирусной инфекции (пандемии зла COVID-19) интернет средства массовой информации являлись главным источником актуальной информации о здравоохранении, а также безопасности в сфере медицины [6].
На современном этапе медиа пространство является основным каналом для распространения актуальных новостей. Целевая аудитория должна получать новую информацию посредством новостных платформ, а также при помощи социальных сетей, что трансформирует формат подачи контента, который предоставляет возможность подавать информацию как в традиционном контексте (статьи), так и ярким визуальным сообщением, как, например, видеоролики, видео блоги и трансляции [8].
Отметим, что интернет средства массовой информации на данном этапе применяют алгоритмы для индивидуализации новостного контента, которые учитывают интересы целевой аудитории, что предоставляет возможность улучшить так называемый пользовательский опыт, в то же время вызывает некоторые опасения в части «информационных пузырей», где целевая аудитория получает соответствующую информацию, которая взаимосвязана исключительно с их мнением и взглядами, ограничивая возможность развития кругозора и зацикливая внимание пользователя на ограниченном списке тем.
Кроме того, стоит подчеркнуть, что влияние интернет средств массовой информации на сегодняшний день велико, в то время, как и появляются источники дезинформации и предоставления фейкового контента. Средства массовой информации, а также онлайн платформы и социальные сообщества на современном этапе разрабатывают различные инструменты для проверки фейков, а также для борьбы с распространением неактуальной и некачественной информации, которые являются важной проблемой в наши дни [4].
Также интернет средства массовой информации существуют в условиях определённой конкуренции с традиционными средствами массовой информации, которые на данном этапе интегрируются в эпоху информационных технологий («несмотря на наличие общих признаков, уже сейчас можно отметить ряд проблем, связанных с трансформацией информационного пространства СМИ посредством интернет-коммуникаций») [7, с. 143], требуя от интернет средств массовой информации регулярного обновления не только форматов, но и современных методов в работе с контентом.
«Еще один проблемный момент – это то, что научно-технический прогресс, развитие спутникового телевидения, интернет-вещания изменили соотношение ключевых элементов в структуре системы массовой коммуникации, что лишило монополии на формирование выгодного коммуникационного пространства, возможности сформировать выгодную информационную повестку дня и прежние, традиционные СМИ уже утрачивают свою силу в системе СМК» [7, с. 144].
Что касается финансирования медиа пространства, которое, как правило, основано на рекламе, а также на платных подписках, реализуют трансформации в поведении целевой аудитории, а также повышают рост блокировок рекламодателей: это является на сегодняшний день финансовой угрозой различных онлайн каналов.
Подчеркнем, что увеличение скорости подачи актуальной информации на сегодняшний день возрастает, а интернет источники массовой информации, как правило, несут ответственность за предоставляемый медиа контент [9].
Также этические принципы журналистики являются одним из ключевых аспектов работы в медиа пространстве на современном этапе.
Рассмотрим эффективные примеры интернет средств массовой информации
Пример 1. В сети Интернет представлены различные новостные платформы, а также новостные блоги, которые представляют возможность целевой аудитории выбирать актуальные источники, которые соответствуют не только их мнению, но и интересам, что на данном этапе способствует активному освещению событий в мире [3].
Пример 2. Различные средства массовой информации в сети интернет применяют видеоролики, а также различные подкасты и инфографику для того, чтобы представляемый контент был наиболее интересным, а также открытым и доступным для групп целевых пользователей различных возрастов [2].
Пример 3. Технологический прогресс и развитие приложений средств массовой информации для мобильных устройств в интернете делают их наиболее доступными на различных смартфонах, а также планшетах и других устройствах, предоставляя возможность зрителям получать актуальный медиа контент в любое время суток и из любой локации [1].
Рассмотренные выше примеры определяют важность средств массовой информации в медиа пейзаже в настоящее время, а также влияние данных ресурсов на общественное сознание, политическую активность в стране, в том числе культурные феномены и трансформации [10].
Выводы
Проведённое исследование продемонстрировало, что средства массовой информации в Интернете играют важную роль в формировании общественного сознания в целом, обеспечивая открытый доступ к актуальной информации в онлайн режиме.
Интернет СМИ способствуют на данном этапе демократизации информации предоставлять возможность целевой аудитории регулярно принимать участие в дискуссиях, а также делится комментариями.
Кроме того, с ростом количества интернет источников на современном этапе возрастает угроза распространения фейковой информации, что в данном случае требует от зрителей критического подхода к материалам медиа пространства. Следовательно, данные ресурсы открывают не только перспективные возможности, но и выступают угрозой для медиа пейзажа на современном этапе.
Заключение
Таким образом, отметим, что интернет средства массовой информации на современном этапе существенно влияют на общественное сознание, а также политическую активность в стране, в том числе и учебные процессы.
Кроме того, различные вызовы, взаимосвязанные с растущей конкуренцией, а также отсутствием финансирования или предоставления фейковой информации являются на данном этапе угрозой, так как в условиях нынешних реалий постоянно трансформируются.
Важно понимать, каким образом положительные аспекты, а также отрицательное влияние средств массовой информации в интернете влияют на социум для того, чтобы обеспечить в дальнейшем ответственное применение цифровых ресурсов.
Дальнейшей исследования
Перспективы дальнейших исследований могут ориентироваться на активное влияние алгоритмов социальных сообществ, а также формирование медиа контента в новостном режиме, в том числе восприятие зрительской аудитории. Представляется необходимым исследовать, каким образом разные демографические сообщества взаимодействуют со средствами массовой информации в интернете.
Изучение современных методов борьбы с «информационными пузырями» могут способствовать определению результативных стратегий в повышении общей медиа грамотности.
Кроме того, рекомендуется проводить дополнительные исследования влияния средств массовой информации в сети интернет на традиционные медиа, которые интегрируются в современные реалии.
References
1. Абдикеримова, Ж. Т. Влияние интернет на трансформацию информационного поля Кыргызской Республики / Ж. Т. Абдикеримова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2020. – № 10. – С. 196-201.2. Амерханова, Г. Ш. Возможности Интернета в эпоху цифровизации и его влияние на подрастающее поколение / Г. Ш. Амерханова // Актуальные проблемы современной семьи : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 29 апреля 2021 года. – Грозный: Общество с ограниченной ответственностью "АЛЕФ", 2021. – С. 63-66.
3. Ахметьянова, Н. А. Роль СМИ и Интернета в формировании личности, воспитании подрастающего поколения / Н. А. Ахметьянова, З. З. Байбулатова // РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ науки и ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 20 января 2022 года. Том Часть 2. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 225-227.
4. Володенков, С. В. Интернет-технологии как современный инструмент виртуализации массовой политической реальности / С. В. Володенков // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. – 2017. – № 2. – С. 15-23.
5. Григорьев, С. Л. Интернет-коммуникации в экранной культуре / С. Л. Григорьев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 2. – С. 11-17.
6. Магомедов, Н. Н. Роль интернета и СМИ в формировании общественного сознания / Н. Н. Магомедов, Н. Г. Магомедов // Религиозный фактор и его роль в общественно-политической сфере общества: реальность и перспективы : сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 26 ноября 2021 года / Дагестанский государственный университет. – Махачкала: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2021. – С. 113-120.
7. Маторкина, Т. Г. СМИ как элемент интернет-коммуникаций / Т. Г. Маторкина // Материалы XXII научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва : в 3 ч., Саранск, 25 сентября – 01 2018 года. Том Часть 3. – Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2019. – С. 142-145.
8. Михайлов, А. М. Тенденции развития интернета в современном российском обществе / А. М. Михайлов // Наукосфера. – 2021. – № 8-2. – С. 84-89.
9. Пичугина, О. А. Роль городских интернет-медиа в мегаполисе / О. А. Пичугина // Вестник электронных и печатных СМИ. – 2014. – № 22. – С. 108-123.
10. Мушреф, В. С. Влияние СМИ и Интернета на психику современного человека / В. С. Мушреф, А. Э. Григорян // Влияние новейших технологий, СМИ и Интернета на образование, язык и культуру : Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической студенческой конференции, Москва, 26 ноября 2021 года / Под общей редакцией Л.Д. Торосян, Г.Г. Слышкина. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. – С. 124-129.