Some legal aspects of business administration

UDC 34
Publication date: 21.12.2024
International Journal of Professional Science №12-1-2024

Some legal aspects of business administration

Некоторые правовые аспекты бизнес-администрирования

Usmanova Kamilla Ruslanovna,
Quality Manager of the Testing Center of Moscow Plant FIZPRIBOR LLC


Усманова Камилла Руслановна,

Менеджер по качеству испытательного центра ООО «Московский завод «ФИЗПРИБОР»
Аннотация: В современном мире бизнес является неотъемлемой частью экономической системы. При этом, одной из значимых тенденций последних десятилетий является повышение уровня бизнес-активности (развитие малых форм бизнеса, появление новых бизнес-направлений и т.д.). Наблюдается рост числа предпринимателей и расширение сфер экономической деятельности. Необходимо отметить, что бизнес как институт играет важную роль в формировании макроэкономических показателей. Предпринимательская деятельность способствует интеграции национальных экономик в мировую систему, стимулирует инновации и инвестиции, способствует созданию рабочих мест, увеличению налоговых поступлений и формированию конкурентоспособной экономики [2, с. 5]. Однако активное развитие бизнеса требует адекватного правового регулирования процессов бизнес-администрирования с точки зрения защиты прав предпринимателей, упрощения процедур ведения бизнеса, минимизации рисков, создания благоприятного делового климата, недопущения роста коррупции и снижения доверия к институциональной среде. Целью данного исследования является характеристика понятийного аппарата и ключевых правовых аспектов бизнес администрирования.

Abstract: In the modern world, business is an integral part of the economic system. At the same time, one of the significant trends of recent decades is the increase in the level of business activity (development of small businesses, the emergence of new business areas, etc.). There is an increase in the number of entrepreneurs and the expansion of areas of economic activity. It should be noted that business as an institution plays an important role in the formation of macroeconomic indicators. Entrepreneurial activity contributes to the integration of national economies into the world system, stimulates innovation and investment, contributes to the creation of jobs, an increase in tax revenues and the formation of a competitive economy [2, p. 5]. However, active business development requires adequate legal regulation of business administration processes in terms of protecting the rights of entrepreneurs, simplifying business procedures, minimizing risks, creating a favorable business climate, preventing the growth of corruption and reducing trust in the institutional environment. The purpose of this study is to characterize the conceptual apparatus and key legal aspects of business administration.
Ключевые слова: развитие права, бизнес-администрирование, регулирование бизнес-администрирования, защита прав предпринимателей, деловой климат, снижение коррупции.

Keywords: development of law, business administration, regulation of business administration, protection of entrepreneurs’ rights, business climate, reduction of corruption.


Бизнес-администрирование представляет собой совокупность процессов и методов управления предпринимательской деятельностью, направленных на организацию, планирование, контроль и координацию ресурсов компании для достижения её стратегических и оперативных целей [1, с. 84].

Анализируя место бизнес-администрирования в системе менеджмента, ряд исследователей отмечает, что это высший уровень организационной иерархии [3, с. 88].

По мнению автора данной работы, такая точка зрения не является верной, поскольку менеджмент в организации подразделяется на три базовых уровня:

высший уровень (топ-менеджмент) – включает высшее руководство (генеральный директор, члены совета директоров и др.). На данном уровне осуществляется определение миссии компании, принятие стратегических решений, контроль за соответствием деятельности компании стратегическим приоритетам;

средний уровень менеджмента занимается реализацией стратегий, определённых топ-менеджментом. Здесь происходит разработка и внедрение тактических планов, координация работы отделов, организация взаимодействия между высшим и низшим уровнями менеджмента;

низший уровень менеджмента (оперативный менеджмент) отвечает за непосредственное выполнение производственных или операционных задач.

Бизнес-администрирование располагается преимущественно на среднем уровне менеджмента, поскольку оно связано с координацией управленческих процессов, планированием и контролем внутри подразделений, а также обеспечением выполнения задач, поставленных высшим менеджментом. В то же время, отдельные элементы бизнес-администрирования могут присутствовать на всех уровнях.

С учетом сущности и места бизнес-администрирования в системе менеджмента предприятия, можно дать следующее определение его правового регулирования: это совокупность норм, правил и процедур, установленных законодательством, которые регулируют организацию, управление, контроль деятельности предприятий и их взаимодействие с внешней средой. Основной целью данного процесса выступает создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, защита законных интересов участников рынка, обеспечение предсказуемости бизнес-процессов, минимизация правовых и экономических рисков.

Правовая система бизнес-администрирования показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Правовая система бизнес-администрирования

К принципам правового регулирования бизнес-администрирования можно отнести:

  • законность – процессы бизнес-администрирования должны соответствовать действующему законодательству;
  • доступность информации о правилах ведения бизнеса, процедурах регистрации, налоговых обязательствах и иных аспектах предпринимательской деятельности;
  • равенство участников предпринимательской деятельности вне зависимости от масштаба бизнеса, формы собственности и отрасли;
  • защита прав и интересов субъектов предпринимательства;
  • учет изменений в экономической, социальной и технологической среде;
  • обоснованность ограничений, накладываемых на бизнес-администрирование;
  • предсказуемость правовой системы, стабильность нормативно-правовой базы;
  • способствование формированию условий внедрения новых технологий, поощрения инноваций и поддержки добросовестной конкуренции.

Ключевую роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности занимает государство. Государственное регулирование бизнес-администрирования – это совокупность правовых, административных, экономических и организационных мер, принимаемых государством с целью упорядочения, стимулирования и контроля процессов управления предпринимательской деятельности, обеспечения соблюдения законодательства и создания условий для её эффективного функционирования.

Регулирование предпринимательской деятельности на государственном уровне осуществляется с помощью системы форм и методов.

Под формой государственного регулирования бизнес-администрирования понимается способ организационного и правового воздействия государства на предпринимательскую деятельность. К основным формам государственного регулирования относятся:

  1. Нормативно-правовое регулирование – формирование законодательной базы, определяющей порядок ведения бизнеса и управления предприятиями.

Основополагающим правовым актом, регулирующим бизнес-администрирование, является Конституция – главный нормативный акт государства, обладающий высшей юридической силой. Конституция служит фундаментом всего законодательства, а в её положениях заложены базовые принципы, права и обязанности, определяющие условия ведения предпринимательской деятельности и систему её правового регулирования.

Конституция закрепляет право граждан на осуществление предпринимательской деятельности, основанной на принципах свободной конкуренции и добросовестности (ст. 34 Конституции РФ). В качестве основных принципов экономики Конституция выделяет свободу экономической деятельности и равенство субъектов хозяйствования перед законом (ст. 8 Конституции РФ). Важнейшим элементом обеспечения прав предпринимателей в бизнес-администрировании является защита своих интересов в суде. Данное право также закреплено на конституционном уровне (ст. 46 Конституции РФ).

Помимо Конституции следует выделить следующие правовые акты:

  • Гражданский кодекс – регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в рамках бизнес-администрирования, включает нормы о договорах, обязательствах, предпринимательской деятельности, юридических лицах и защите прав субъектов хозяйствования;
  • Налоговый кодекс – регламентирует налогообложение субъектов предпринимательской деятельности, порядок исчисления, уплаты и контроля за налогами и сборами, устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, а также меры ответственности за их нарушение;
  • Трудовой кодекс – определяет правовые основы регулирования трудовых отношений в организации, права и обязанности работодателей и работников, порядок заключения трудовых договоров, охрану труда и разрешение трудовых споров;
  • законодательство о хозяйственных обществах, лицензировании, бухгалтерском учёте и отчётности, защите прав потребителей, государственной регистрации хозяйствующих субъектов, защите интеллектуальной собственности, антимонопольное законодательство и ряд других актов.
  1. Административное регулирование – обязательные требования, разрешения и лицензии, регулирующие доступ к определённым видам деятельности, а также контроль за их соблюдением.
  2. Экономическое регулирование – механизмы финансового стимулирования и налогообложения для поддержки или ограничения определённых видов деятельности.
  3. Институциональное регулирование – создание инфраструктуры и институтов развития предпринимательства.

Методы государственного регулирования бизнес-администрирования – это конкретные приёмы и инструменты, с помощью которых государство реализует своё влияние на бизнес. Методы подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы направлены на непосредственное воздействие государства на деятельность предприятий путем применения следующих обязательных нормативных и административных мер: лицензирование, сертификация, квотирование, наложение санкций, государственное планирование (формирование стратегических планов и программ, определяющих направления развития ключевых отраслей и инфраструктуры), проведение проверок, аудит и мониторинг соблюдения правовых норм, трудового законодательства, экологических стандартов.

Косвенные методы предполагают создание условий, стимулирующих или ограничивающих определённое поведение бизнеса, без прямого вмешательства в деятельность. Данный комплекс методов реализуется в виде налоговой политики, политики субсидий и грантов, кредитной политики, инвестиционной поддержки, регулирования рынка труда, информационной поддержки и прочих мер.

Сравнение прямых и косвенных методов показано в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение прямых и косвенных методов государственного регулирования бизнес-администрирования

Критерий сравнения Прямые методы Косвенные методы
Форма воздействия Обязательные требования Создание условий
Примеры Лицензии, квоты, контроль Льготы, субсидии, налоги
Степень вмешательства Высокая Низкая
Цель Обеспечение соблюдения норм Стимулирование развития

Таким образом, в данном исследовании показана роль бизнес-администрирования в системе управления, а также представлена его правовая система, которая в общем случае включает в себя принципы, формы и методы регулирования.

References

1. Конституция Российской Федерации URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата доступа: 24.11.2024).
2. Грицунова, С.В. Развитие бизнес-администрирования предприятия в условиях цифровизации экономики / С.В. Грицунова, Ю.А. Седых // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2021. – № 2(74). – С. 83-88.
3. Зайцева, Н.И. Основы бизнес-администрирования / Н.И. Зайцева, С.П. Романович. – Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2019. – 211 с.
4. Ивахненко, Т.В. Бизнес-администрирование на предприятии / Т.В. Ивахненко. URL: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/40856/Biznes-administrirovanie_na_predpriyatii.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата доступа: 24.11.2024).