Социально-психологическая адаптация пятиклассников при переходе в среднее звено школы: теоретико-эмпирическое исследование

Дата публикации: 25.11.2025

Социально-психологическая адаптация пятиклассников при переходе в среднее звено школы: теоретико-эмпирическое исследование

Захарова Л.А.
Аннотация: Переход в среднее звено школы представляет собой значительный стрессовый фактор для большинства учащихся, особенно в возрасте младшего подросткового периода. В статье рассматривается проблема социально-психологической адаптации пятиклассников в условиях изменяющейся школьной среды. Представлены результаты теоретического анализа научных источников и эмпирического исследования, проведенного в МОУ «СОШ № 6» г. Копейска. Выявлены основные трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения данного процесса. Предложена модель формирования социально-психологической адаптации учащихся, а также рассмотрены результаты диагностических процедур. Подтверждена гипотеза о преобладании низкого уровня социально-психологической адаптации по эмоциональному компоненту у части пятиклассников.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, пятиклассники, тревожность, школьная дезадаптация, психолого-педагогическое сопровождение, школьный стресс.
Полный текст статьи