Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме педагогической психологии, проблеме мотивации учебной деятельности младших школьников. Именно мотивация во многом определяет успешность освоения ребенком школьной программы, становится причиной неуспеваемости, нарушает ход личностного развития, становится причиной дезадаптации, тревожности и т. п. Представлен теоретический анализ, поводивший сделать вывод об особенностях школьной мотивации учащихся начальных классов, проведено собственное исследование, изучены доминирующие мотивы учения. Сравнив сведения об успеваемости учащихся (по среднему баллу на основе анализа электронного журнала) с результатами их учебной мотивации, можно сделать вывод о том, что учащихся с учебно-познавательными мотивами учатся на «отлично» и «хорошо», тогда как у учащихся с менее успешными показателями успеваемости в качестве ведущих мотивов учения обнаружены в основном мотивы узколичностного характера. С опорой на результаты исследования составлена развивающая программа по повышению учебной мотивации, составлены рекомендации для педагогов.
Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера младших школьников, познавательные мотивы, социальные мотивы, успеваемость.
Статья в сборнике научных трудов по материалам конференции (форума) «Современное образование: размышления, взгляды и возможности»