Аннотация: Представленные в статье репродукции акварелей были выполнены в начале XIX в. первым живописцем-самоучкой Забайкальского края П.Н. Рязанцевым. Ценность художественных произведений мастера в том, что его акварели запечатлели уникальные историко-архитектурные объекты, безвозвратно утраченные в настоящее время. Благодаря акварельным наброскам художника, сохранившимся в фондах Забайкальского краевого краеведческого музея, появилась редчайшая возможность воссоздать внешний вид главного цокчен-дугана Цугольского дацана периода первого поколения храмов северного буддизма, познакомиться со спецификой его архитектурно-пространственного решения, проследить особенности образно-композиционных принципов внутреннего убранства интерьеров буддийских монастырей и храмов.
Ключевые слова: Нерчинск, художник-самоучка, акварельные зарисовки, утраченный историко-архитектурный облик объекта, Цугольский дацан, цогчен-дуган, буддийский храм первого поколения.
Статья в сборнике научных трудов по материалам конференции (форума) «Гуманитарное и социально-научное знание: теоретические исследования и практические разработки»