The Significance of the Artistic Source in the Works of Japanese Designers Yohji Yamamoto and Shingo Sato

UDC 37
Publication date: 31.10.2022
International Journal of Professional Science №9-2022

The Significance of the Artistic Source in the Works of Japanese Designers Yohji Yamamoto and Shingo Sato

Значение художественного источника в творчестве японских дизайнеров Йоджи Ямамото и Шинго Сато

Chebotaeva Olga Alekseevna,
Palachidi Sofia Alekseevna
Kurbatova Veronika Igorevna

1. Associate Professor of the Department of Folk Artistic Crafts.
Moscow State Regional University (MGOU)
2. Student of the Department of Folk Art Crafts
Moscow State Regional University (MGOU)
3. Student of the Department of Folk Art Crafts
Moscow State Regional University (MGOU)


Чеботаева Ольга Алексеевна
Палачиди Софья Алексеевна
Курбатова Вероника Игоревна

1. Доцент кафедры Народных художественных ремесел.
Московский государственный областной университет (МГОУ)
2. Студент кафедры Народных художественных ремесел
Московский государственный областной университет (МГОУ)
3. Студент кафедры Народных художественных ремесел
Московский государственный областной университет (МГОУ)
Аннотация: В статье проводится анализ творчества и методов ведущих японских дизайнеров, что позволяет обучающимся по специальности Дизайн костюма лучше ориентироваться в неординарных модных направлениях сегодня и видеть их потенциал для дальнейшей продуктивной работы в сфере моды.

Abstract: The article analyzes the creativity and methods of leading Japanese designers, which allows students in the specialty of Costume Design to better navigate the extraordinary fashion trends today and see their potential for further productive work in the field of fashion.
Ключевые слова: дизайнер, кутюрье, оригами, современные технологии, деконструктивизм, андрогинный фасон , стиль, эпатажность, драпировка, асимметрия.

Keywords: designer, couturier, origami, modern technologies, deconstructivism, androgynous style, style, shocking, drapery, asymmetry.


Человечество в двадцать первом веке живет в эпоху роботизации и компьютерных технологий. Мы все пользуемся западной техникой, носим одежду западных брендов, да и вообще, кажется, что все мировые тенденции возникают в Нью-Йорке, а «модные гиганты» показывают свои коллекции только на подиумах Милана и Парижа. Такое понятие как «мода азиатских стран» кажется странным и не относящимся к современной действительности. Несмотря на восхищение азиатской чувственностью, к моде востока относятся с осторожностью, ведь она такая непонятная и абсолютно отличная от привычного нам понимания красивого или элегантного. Однако знаете ли вы, что на самом деле законодателями мировых тенденций стиля, которые мы активно используем сегодня, являются именно азиатские дизайнеры? Удивительно осознавать, что подход к созданию одежды в настолько далеких по ментальному устройству восточных странах, так сильно отражает современный подход к пониманию моды в целом и ее философии свободы и принятия. У азиатских, в частности японских модельеров, свое понимание мира и система взглядов на окружающую реальность. Да, возможно более ироничные, мрачные и не такие романтизированные, как мы привыкли видеть, но они также вдохновляют и заставляют удивляться невероятному таланту мастеров.

Целью данной статьи  является анализ методов работы ведущих японских дизайнеров  Йоджи Ямамото, Рей Кавакубо , Иссей Мияке и Шинго Сато, стилевыми особенностями современности, а также выявление творческого источника дизайнеров. Это позволит лучше ориентироваться в неординарных модных направлениях сегодня и видеть их потенциал для дальнейшей продуктивной работы в сфере моды.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современный пытливый ум дизайнера требует нечто большее, чем простые композиционные решения . Изменения произошедшие за последние годы, коренным образом изменили представление о фэшн-индустрии,  и большой вклад в эти изменения внесли именно японские дизайнеры: Йоджи Ямамото ,Рей Кавакубо , Иссей Мияке и Шинго Сато.

Чтобы проанализировать работы знаменитых дизайнеров необходимо немного окунуться в историю такого вида искусства как оригами. Данное искусство очень увлекательно и интересно. Оно берёт свои корни из Японии начала периода Хэйан..( Хэйан — это период в истории Японии с 794 года по 1185 год. Слово «Хэйан» в переводе с японского означает мир и спокойствие.)Однако только в 1960-х годах с введением в обиход условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта искусство оригами стало распространяться по всему миру. Он запатентовал уникальную систему универсальных знаков, позволяющую записать процесс складывания любой модели в виде серии чертежей или рисунков. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие мозговой деятельности человека. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. Японские дизайнеры  внедрили стиль оригами в современной одежде, и вывели на высокий уровень. Сочетание многовековых традиций и современных технологий подарили человечеству совершенно новое ответвление в мире моды – стиль оригами.

Шинго Сато – это японский дизайнер одежды и талантливый преподаватель. Его работы пришлись по нраву многим поклонникам сложного кроя. Он является профессиональным кутюрье работающим в стиле оригами, умело преобразует функциональные и конструкторские нюансы одежды в неожиданные декоративные изыски, такие как хитрые складки оригами, новые конструктивные линии, объёмные рельефные декоративные элементы, немыслимых форм карманы и драпировки. Его работы пришлись по нраву многим поклонникам сложного кроя. Он является профессиональным кутюрье работающим в стиле оригами. Он умело преобразует функциональные и конструкторские нюансы одежды в неожиданные декоративные изыски, такие как хитрые складки оригами, новые конструктивные линии, объёмные рельефные декоративные элементы, немыслимых форм карманы и драпировки.

Японский дизайнер популярно и доступно объясняет все тонкости создания идеального изделия любой ухищрённой формы, тем самым доказывая, что нет ничего не возможного, ведь геометрическому методу оригами подвластно всё. Важно отметить, что его идеи применимы не только для модных показов на ковровой дорожке, но и актуальны для повседневной носки.

Шинго работает в технике TR CUTTING. TR – расшифровывается как «Трансформация и реконструкция» – техника построения выкроек, которая сочетает в себе драпировку, классическое моделирование и оригами.

В результате такой работы готовые изделия выглядят невероятно сложными. Однако сам Шинго Сато вовсе не скрывает того, как он создаёт свои шедевры, а ровно наоборот, активно рассказывает о том, как можно и нужно создавать одежду необычного кроя, не прибегая к замысловатым построениям на бумаге или к автоматизированным системам проектирования. Как говорит сам кутюрье: «Все, что вам потребуется – это манекен, ткань, маркеры и много-много терпения».

В основе идеи создания одежды от японского дизайнера лежит построение чёткой базовой основы того изделия, которое по итогу вы хотите получить. База платья, блузки или юбки должна сидеть идеально как на манекене, так и на человеке, исключительно только после этого можно переходить к следующему этапу в проектировании изделия по методике Шинго Сато.

Методика изготовления одежды данным образом позволяет создать необыкновенные формы и линий членений, которые иногда очень сложно воссоздать даже на бумаге в чертеже. Шинго Сато достаточно подробно рассказывает и показывает этапы создания своих изделий. Исключительно все наряды оригами полностью уникальны и своеобразны. Можно подумать, что они являются по большей части сувенирными произведениями, но на самом деле из таких нарядов можно спокойно собрать деловой костюм, коктейльное платье или дискотечные брюки, как на деловой вечер, так и на обычный променад.

Ткани, которые используются для данного стиля одежды, обычно имеет множество аналогов, но традиционной тканью считается шелк. В современном мире, где выбор ткани настолько разнообразен, как по составу волокон, так и с точки зрения колористического решения. Это позволяет проще добиться поставленного результата при полном соответствии с геометрическими формами.

Оформление одежды в стиле оригами – это давно устойчивый тренд, который не перестаёт развиваться и поражать всевозможными новшествами. Но прежде всего, оригами — это искусство, которое дарит людям радость.

Если Шинго Сато работает в технике оригами, то Йоджи Ямамото предпочитает деконструктивизм в одежде и он  является одним из представителей «японской тройки» известной своими новациями и эпатажностью во всем мире. Помимо Йоджи Ямамото в «большую тройку» входят такие дизайнеры как Рей Кавакубо и Иссей Мияке. Именно они внесли самый большой вклад в распространение азиатских тенденций на всемирной арене. Официальным началом «экспансии деконструктивизма» считают 1981, год «японской революции» в мировой моде, когда в Париже свои коллекции показали Йоджи Ямамото и Рей Кавакубо, известные ранее лишь в узких кругах. В тот год мир моды испытал настоящий шок. Одни восприняли японский подход как издевательство над европейским костюмом, другие с восторгом видели в новом стиле арт-объекты, выражающие философию одежды в новой современной реальности. Корни стиля в котором творила «большая тройка», в том числе и Йоджи, уходит корнями глубоко в традиционную азиатскую эстетику, где считается, что несовершенство – это признак всего развивающегося, живого и настоящего. Изменив модную эстетику этот великий дизайнер стал одним из тех, кто фактически определил направление всей моды XXI века. Деконструктивизм в такой неординарной и вызывающей форме появился как ответ на гипер-сексуальный женский образ форсирующийся обществом многие годы до этого. Коллекции Ямамото возвращали женщинам простую истину: они все еще могут одеваться как им заблагорассудится и это не должно нивелировать их привлекательность или уверенность в себе, да и вообще давать какую-либо характеристику, если этого не желает владелица наряда. Именно благодаря Ямамото в нашу жизнь вошло такое понятие, как «андрогинная мода», которая сейчас активно цитируется, такими как брендами как Loewe, Schiaparelli, Vetements, Balenciaga, Maison Margiela, Dries Van Noten и другими модными гигантами. Йоджи был тем, кто делал первые шаги в мире моды к стиранию границ меду мужским и женским, показывая, что девушки не должны одеваться женственно и носить только одежду пастельных оттенков в угоду обществу. «Обычно японки носили импортную и очень женственную одежду, и мне это не нравилось. Я ухватился за идею создания пальто для женщин. Для меня это что-то значило — идея пальто, охраняющего дом, скрывающего тело женщины. Возможно, мне нравилось представлять, что прячется внутри» — говорит дизайнер, описывая свои мотивы к созданию новой модной ниши.

Аккуратная «неряшливость», ассиметричный крой, незавершенность, преобладание темного цвета в коллекциях женской одежды, нарочитая натуральность в макияже, перфомансы на показах – мировые тенденции, которые сейчас использует каждый второй дизайнер при представлении своих работ в модном сообществе, но их родоначальник – Йоджи Ямомото. Красоту, изящество, утонченность и загадочность в образе можно создать не только с помощью приталенных силуэтов, но и с помощью габаритного кроя. Ведь работа на стыке допустимого и невозможного всегда более четко показывает контраст, нежели нарочитое подчеркивание. Хрупкая женская фигура не обязательно должна быть облачена в нежное и женственное, чтобы показать утонченность и бестелесность. Играя на контрасте, Йоджи Ямомото и последователи его стиля работы смогли удовлетворить потребности как покупателей, так и просто зрителей. Женская одежда, благодаря философии Ямомото, стала более носибельной , удобной и «социально защищенной». Девушки наконец смогли чувствовать себя комфортно в вещах, которые не облегали тело. Грубая и габаритная одежда созданная Йоджи смогла обезопасить девушек от лишних взглядов и мнений, позволив им почувствовать себя психологически защищенными. Визуально же женский образ стал более загадочным и интересным. Его хотелось разглядывать, узнавая, что скрывается за таким странным «фасадом».

Одежда Йоджи Ямомото часто окутывает тело в стиле театральной драпировки, разрушающей симметрию и пропорции и создающей пространство между тканью и кожей для циркуляции воздуха — что соответствует японской концепции негативного пространства. Его творения искажают традиционные западные представления о одежде, при этом заставляя следовать за собой, желая хоть немного приблизиться к тому же миру загадочности отчужденности. Главная и первая концепция одежды Ямамото — защита женского тела от мужских глаз и холодного ветра. Андрогинный фасон коллекций смещает внимание с тела на лицо. Философия бренда всех деконструктивистов состоит в том, что их одежда – это что-то вроде современных доспехов за которыми скрывается беззащитное человеческое тело. Благодаря новым свободным формам вещей, которые носим, мы можем быть разными хоть каждый день, преподнося обществу новый, созданный с нуля образ человека выделяя свою личность, или же наоборот, тщательно скрывая ее. Его вещи геометричны и ассиметричны одновременно. В них чувствуется первобытная сила и безудержность характера дизайнера. Ямамото говорит, что не любит штампы от моды, поскольку они превращают женщину в куклу.

References

1. Сильчева Л.В. « СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ОДЕЖДЫ» [Текст ] Л.В.Сильчева.- Сервис в Росси и за рубежом .-Научный журнал.2014г. стр.28-39. Российский государственный университет туризма и сервиса
2. Йоджи Ямомото «Моя дорогая бомба», 2014г. Стр.69-87
3. Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
4. Ильин И. П. Практика деконструктивизма и «Йельская школа» // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Серия «Литературоведение». М., ИНИОН, 1996, № 1.
5. Джилл Э. Деконструктивистская мода: создание незаконченной, распадающейся и перешитой одежды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 25-56.
6. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: учебник для вузов / Г. И. Петушкова. - 3-е изд.,стереотип. - М.: Академия, 2007. - 416с.
7. Формирование профессиональной мотивации будущих дизайнеров одежды в процессе лабораторно-практических занятий. Чеботаева О.А. International Journal of Professional Science. 2022. № 1. С. 10-15.
8. Интеграция учебных дисциплин как педагогическое условие построения процесса формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров. Бахлова Н.А., Чеботаева О.А. Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 42-45.
9. Междисциплинарная интеграция учебных дисциплин как средство формирования развития творческого мышления дизайнеров одежды. Чеботаева О.А. International Journal of Professional Science. 2021. № 10. С. 24-30.