Abstract: The article discusses the main stages of the course project implementation sequence in the discipline Specialization (Modern costume). The course project includes cognitive interest, the need for theoretical research and practical approbation of the knowledge gained, the methods of designing clothes of leading designers are studied, literature is analyzed, the influence of artistic styles on the development of costume forms, visual means of expression are considered.
Keywords: artistic creativity, artistic and technical sketch, mood board, color scheme, clothing design, technological sequence.
Курсовой проект (КП) представляет собой самостоятельную работу отвечающую решению конкретной задачи : новизна формы и силуэтов в коллекции дизайнера, также разработка и изготовление модели на основе изучения и анализа творчества модельеров.
Основными целями выполнения курсового проекта являются:
— расширение и углубление знаний обучающихся ;
— профессиональных умений в соответствии с заданной темой;
— овладение обучающимися основными приемами научно-исследовательской работы или художественно-проектной деятельности.
Задачами курсового проекта являются:
— изучение творчества ведущего дизайнера, и обозначение черт присущих данному стилю ;
— анализ последних тенденций и новаторских решений в форме и силуэте коллекций бренда;
— выявить влияние художественного источника на создание коллекции;
— разобрать модели из коллекции бренда, выполнить эскизы выбранных моделей;
— проектный анализ. (проводится обзор и анализ по дизайнеру.)
Выполнение КП включает в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть включает в себя введение, актуальность работы, изучение проблемы.
Во введение – следует сформулировать актуальность, новизну и практическую значимость темы, изложить цель проекта и методы разработки коллекции с указанием основных этапов работы.
После того как определились с целью КП, формулируются задачи исследования, при проектировании коллекции одежды , можно выделить следующие задачи:
- Обзор и изучение литературных источников.
- Изучение и анализ творческого источника коллекции дизайнера .
- Выполнение художественных и технических эскизов ,формирование композиции и цветового решения коллекции , выбор материалов.
- Конструктивно-технологическое выполнение коллекции моделей одежды, основываясь на работах дизайнера.
Предмет исследования- процесс создания коллекции женской одежды на основе изучения приемов копирования моделей костюма ведущих дизайнеров.
Основная часть состоит из следующих разделов: проектно-аналитической части; проектно-композиционной; конструкторско-технологической и экономической части.
В проектно-аналитической части раскрываются вопросы для изучения — это обзор современных тенденций развития моды. Проводится анализ проектируемых изделий из коллекции дизайнеров и их составляющих, обращая внимание на силуэт и форму, творческое решение, конструкцию, цвет и фактуру применяемых материалов. Также проводится анализ современных технологий формообразования; методов и методик дизайн-проектирования.
Курсовой проект разрабатывается на основе художественного творчества дизайнера, в связи с этим следует провести анализ первоисточника – его образа, формы, силуэта пропорций, конструкции, цветовой гаммы, материалов.
Результаты творческого исследования коллекций дизайнера должны сопровождаться иллюстрациями, зарисовками, копиями, мудбордами, которые в дальнейшем включаются в приложения.
Проектно-аналитическая часть включает в себя:
— образ исследуемого объекта( творческая деятельность дизайнера);
— анализ конструкции, формы и формообразования в коллекции;
— анализ цветовых и графических решений;
— анализ декоративных элементов.
В проектно-композиционном разделе описываются этапы работы , поиск идей, этапы проектного анализа, творческая концепция проекта и способы достижения творческого решения, эскизные предложения, композиция, цветовое решение.
В конструкторско-технологическою часть входят следующие этапы:
— обоснование и выбор материала;
— описание изделий , ( модели по дизайнеру) анализ конструктивного решения формы моделей;
— разработка конструкции проектируемого изделия (выполняется копия модели дизайнера).
Обоснование и выбор материала проводится на основании выявленных требований к проектируемым изделиям с учетом формы и силуэта ,предлагается пакет материалов и фурнитуры.
Перечень и образцы материалов и фурнитуры для изготовления изделий представляются в виде конфекционной карты.
Описание моделей проводится с учетом анализа конструктивных решений основных деталей. Техническое описание модели-это характеристика изделия в которой указывается: вид изделия, силуэт, покрой по рукаву, материал из которого изготавливается, конструктивное решение основных деталей (спинка, полочка, рукав), характер застежки, форма горловины, воротника, характеристика мелких деталей,(форма, размер, местоположение), указывается длина изделия, элементы отделки и декоративного оформления изделия.
Анализ конструктивного решения формы проводится в следующей последовательности:
-в характеристике формы, указывают силуэт, величину формы, уплощение формы, членение формы;
— характеристика линии плеча: указывают высоту, форму, длину, переход от плеча к рукаву;
— характеристика проймы: указывают глубину проймы, форму проймы;
— характеристика рукава: указывают ширину рукава, форму рукава, оформление низа рукава, длина рукава;
— характеристика застежки : указывают размер, форму, наличие воротника, вид воротника, степень прилегания к шее, форму перегиба воротника;
— характеристика застежки –вид, положение, оформление и ширина борта, лацкана, количество петель;
— характеристика карманов – конструкция, местоположение на изделии, форма и уровень наклона;
-характеристика мелких деталей- ширина, длина, местоположение, конфигурация.
Далее приступаем к разработке и характеристике проектируемого изделия . на этом этапе выполняются технические рисунки, они должны быть четкими , легко читаемые, передавать полную информацию о разрабатываемой модели: — силуэт, пропорции, членения, конструкции формы, детали, виды отделки.
Технический рисунок выполняется на абрисе женской или мужской фигуры, с четким обозначением всех конструктивных поясов, выполняется в двух видах- вид спереди и вид сзади.
Разработка конструкции проектируемого изделия представляет используемый метод и дается его характеристика , обосновывая по степени точности построения чертежей, научности и практичности расчетов.
Базовые конструкции (БК) рекомендуется строить по ЕМКО, также можно использовать другие методы построения :
— муляжный метод применяется в современном конструировании для моделирования, этот метод дает возможность увидеть форму и пропорции изделия до его сборки без предварительных расчетов;
— расчетно-графический метод по методики «Мюллер и сын» является зеркальное отображение места расположения спинки и переда на чертеже;
— координатная система братьев Левитанус и система Ленгриджа предусматривает построения чертежа по отдельным точкам найденным путем геометрического построения в прямоугольной системе координат;
— расчетно-аналитический метод по ЕМКО разработанный ЦНИИШП по которому чертежи конструкции строят путем геометрических разверток сглаженного контура фигуры человека с припусками на свободное облегание.
Построения чертежа проводится в несколько этапов: -предварительный расчет; построение сетки чертежа; построение чертежа конструкции основы; нанесение модельных особенностей на чертеж; проверка правильности построения и корректировка.
Далее необходимо осуществить выбор методов технологической обработки основных деталей одежды. Технологические процессы сборки деталей узлов и монтажа одежды являются основой швейного производства и включают в себя всю совокупность неделимых операций по соединению деталей и узлов в определенной технологической последовательности. Необходимо для каждой модели привести схематические изображения используемых швов и строчек и оформить в виде таблицы.
Графическая часть КП состоит из подборки по творческому источнику ведущего дизайнера. Выполняются творческие эскизы по последним коллекциям дизайнера, предлагаются разные по характеру и графической подаче эскизы, проработанностью форм, пропорций, конструкции разрабатываемой модели.
Проведя анализ коллекций по дизайнеру, студент предлагает свои авторские творческие эскизы, которые отражают видение автора по теме и несущие в себе информацию о формах одежды, пропорциях и декоративных элементах.
Заключение должно содержать описание конечного результата и показать степень выполнения поставленных перед студентом задач. Анализируются достоинства и трудности выполнения курсового проекта, практическая значимость проекта.
Разработка коллекции «Женственность на грани дерзости» Автор Чуб Юлия.
Мудборд из курсового проекта Юлии Чуб для коллекции «Женственность на грани дерзости»
Разработка коллекции «Деловой шик в голубом цвете» Автор Петрухненко Елена.
Мудборд из курсового проекта Елены Петрухненко для коллекции «Деловой шик в голубом цвете».
Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.-2003.Межгосударственный стандарт. Все источники приводятся под общей нумерацией. В тексте следует делать ссылки на используемую литературу с указанием в квадратных скобках номера источника по списку литературы.
References
1. Андреева, Р. П. Энциклопедия моды / Р. П. Андреева. — СПб. : Литера, 1997. — 416 с.2. Дудникова, Г. П. История костюма / Г.П. Дудникова. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 г. - 423 с
3. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды / В. В Ермилова, Д.Ю. Ермилова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
4. Зайцев, В. М. Такая изменчивая мода / В. М. Зайцев. — М. : Молодая гвардия, 1983. — 206 с.
5. Кернеш, В.П. Формообразование и колористика изделий / В.П.Кернеш - К.: КНУТД, 2006. - 30 с.
6. Козлова, Т.В. Стиль в костюме XX века / Т.В.Козлова, Е.В.Ильичева. - М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина, 2005. - 160 с.
7. Котович В. Т. Энциклопедия русского авангарда. - Мн., 2003. - С. 311.
8. Интеграция учебных дисциплин как педагогическое условие построения процесса формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров. Бахлова Н.А., Чеботаева О.А. Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 42-45.
9. Формирование профессиональной мотивации будущих дизайнеров одежды в процессе лабораторно-практических занятий. Чеботаева О.А. International Journal of Professional Science. 2022. № 1. С. 10-15.
10. Влияние современных технологий на проектирование функциональной одежды. Чеботаева О.А., Свечникова Н.С.,Змеева Е.А., Бурлакова Н.Ю. International Journal of Professional Science. 2023. № 2. С. 51-60.