Аннотация: В последние годы в психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме адаптации первоклассников к образовательной среде в школе с учетом гендерных различий. Проблема адаптации к условиям образовательной среды сегодня вовсе не нова. В исследованиях за рубежом это отражено в работах, изучающих школьную зрелость детей. Этапы исследования: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. Методы: теоретические: анализ источников информации по проблеме исследования; сравнение; обобщение; систематизация; эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование. три основных компонента которые является составляющими школьной адаптации и подобрали следующие методики для диагностики: мотивационный компонент: Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г. Лускановой); эмоциональный компонент: Проективная методика диагностики школьной тревожности (разработана А.М. Прихожан); поведенческий компонент: Методика «Лесенка» В. Г. Щур. Метод математико-статистической обработки результатов U-критерий Манна — Уитни]. База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Южноуральск. В эксперименте приняли участие 28 учащихся в возрасте 6–7 лет. При выполнении математико-статистической обработки результатов диагностики по методики Лускановой Н.Г. «Оценка уровня школьной мотивации», не было выявлено гендерных различий. При выполнении математико-статистической обработки результатов диагностики по методики диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан было выявлено, что мальчики не превосходят девочек по уровню школьной тревожности. При выполнении математико-статистической обработки результатов диагностики по методики В.Г. Щур «Лесенка» было выявлено, что мальчики не превосходят девочек по уровню самооценки. В результате проведения математико-статистической обработки были выявлены различия между уровнями школьной тревожности и самооценки девочек и мальчиков, что говорит о том, что существуют гендерные различия в период адаптации первоклассников к условиям образовательной среды школы.
Ключевые слова: школьная адаптация, младший школьник, самооценка, школьная мотивация, тревожность.
Статья в сборнике научных трудов по материалам конференции (форума) «Наука, технология и техника»