Аннотация: Актуальность исследования эмоционального интеллекта подростков обусловлена психическими процессами, происходящими в подростковом возрасте: импульсивность, раздражительность, резкая смена настроений, которые оказывают огромное влияние на межличностное общение со сверстниками. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и межличностных отношений в коллективе подростков стало целью нашего исследования. Основные действия по достижению цели состояли в проведении констатирующего эксперимента на выборке школьного класса. Использовали методики: «Социометрический тест» (Дж. Морено), тест «Восприятие индивидом группы» (Н.В. Бордовская, A.A. Реан), тест «Эмоционального интеллекта» (Н. Холла), методика «Оценка коммуникативных навыков». (Е. Н. Рогов). Метод математической статистики: коэффициент корреляции Ч. Э. Спирмена. Выводы, сделанные на основании этих методик, соотносятся с тем, что межличностные отношения в коллективе подростков характеризуются в большей степени низким и средним уровнем социометрического статуса, восприятие индивидом группы оценивается как прагматическое, уровень коммуникативных навыков имеет достаточно высокие показатели у половины класса, а уровень интегративного социального интеллекта имеет средний и низкий показатели. Выявленные с помощью метода ранговой корреляции Спирмена корреляционные связи также подтверждают прямую корреляционную связь эмоционального интеллекта с показателями коммуникативных навыков межличностных отношений в коллективе подростков.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, межличностные отношения, подростки, коммуникативные навыки, социометрический статус, восприятие индивидом группы.
Статья в сборнике научных трудов по материалам конференции (форума) «Международная научно-практическая конференция по социальному взаимодействию образовательных сред: исследования и практика»