Основная цель данной статьи – это рассмотрение метода воспитания патриотических чувств у ребенка через изучение художественных произведений хоровой классики.
В статье отражены практические примеры, благодаря которым достигается поставленная цель на пути воспитания ребенка, находящегося в творческом коллективе.
Внедрение произведений патриотической тематики в учебные программы художественной направленности позволит сформировать у ребенка положительное представление о Родине, привить любовь и чувство патриотизма к родной стране.
Проблематика данного вопроса на сегодняшний день остро встает перед нашим государством. В данной статье приведен пример решения задач по патриотическому воспитанию через хоровое творчество, которое ранее в нашей стране являлось твердым фундаментом при формировании гражданско-патриотического общества.
Данная статья может быть использована в системе дополнительного образования детей, основного общего образования.
Abstract: The article considers the issue of civil-patriotic education of school-age children in modern realities and the features of vocal and choral activity as a way to unite civil society.
The main goal of this article is to consider the method of nurturing patriotic feelings in a child through the study of artistic works of choral classics.
The article reflects practical examples, thanks to which the set goal is achieved in the way of educating a child who is in a creative team.
The introduction of patriotic works into artistic curricula will allow the child to form a positive idea of the Motherland, instill love and a sense of patriotism for the native country.
The problem of this issue is currently acute for our state. This article provides an example of solving problems of patriotic education through choral creativity, which previously in our country was a solid foundation for the formation of a civil-patriotic society.
This article can be used in the system of additional education for children, basic general education.
Keywords: patriotic education of children, choral creativity, music education.
Современное общество находится на стадии глубоких трансформаций, при которых образование и интеллект определяют конкурентоспособность. Эти понятия становятся определяющим ресурсом для развития экономики в современных реалиях. В наши дни образование получает приоритет и государственную поддержку, а понятие «качество образования» является определяющим. Это находит отражение в таких официальных документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (от 04.10.2000, №751); Концепция развития дополнительного образования детей (от 04.09.2014, № 1726-р).
Среди основных приоритетов современной политики на передний план выходит гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в политике, в системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, проявляется преступность, рост жестокости, насилия; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Всё это свидетельствует о падении нравственности нашего общества, о падении интереса и уважения к прошлому России у подрастающего поколения. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины. Развивать в детях уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.
Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека.
Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» – говорил он.
В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира.
Специфические особенности хорового пения обеспечивают огромные возможности для воспитания чувства патриотизма. Трудно переоценить роль такого музицирования в деле идейно-художественного воспитания не только участников исполнения, но и слушателей. Серьезное значение хоровому пению придавали политические деятели во все времена. Один из организаторов массовых хоровых праздников в нашей стране сказал: «Если отлично поет хор в сто человек, то это искусство; а если отлично поет хор в 25000 человек, то это уже больше, чем искусство, — это явление огромной общественной значимости».
Коллективная форма хорового исполнения делает его ценным средством общего воспитания школьников. На это обращал особое внимание наш великий русский просветитель, педагог — К.Д. Ушинский. Хочется напомнить его высказывания о воспитательном значении хорового пения: « В песне, а особенно, в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при вольной работе, требующей соединения сил; вот почему и в школу требуется ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудности учения».
Хоровое пение – искусство массовое. Оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что большая группа людей объединена одной идеей, подчинена единому художественно-исполнительскому замыслу. Это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается красиво и хорошо, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении, и, что песня, спетая хором, звучит выразительнее и ярче, чем, если бы он спел ее один. Осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.
Русское народное творчество – это своеобразная энциклопедия духовной жизни народа. Произведения русского фольклора – неоценимый источник развития чувства патриотизма, недаром они оказали большое влияние на всю русскую культуру. Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С. Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок. Богатейшие возможности в деле патриотического воспитания содержатся в фольклоре. А наши великие русские певцы! Как они влияют на восприятие русской песни впечатлительным детским умом! Вспомним исполнение Шаляпиным таких русских песен как «Дубинушка», «Эй, ухнем» и других песен. Русская песня во всех ее жанрах – плясовая, хоровая, шуточная, колыбельная, о народных героях – сопровождала и сопровождает русского человека всю жизнь. Родные интонации и ритмы, впитанные всем существом с детства, петые в юности, являют собой благодарную почву для воспитания любви к Родине. С колыбели впитывают в себя дети мотив русской песни, тихо льющийся из уст матери: «Спи, дитя мое, усни, сладкий сон тебя храни…». Именно народная песня с её поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает связь и преемственность поколений. Существует целая классификация русских народных песен: рекрутские, обрядовые, лирические, военные, хороводные, трудовые колыбельные, прибаутки, заклички и если проанализировать сюжет этих песен, то можно увидеть, что большинство песен поются и играются о человеке, о родине, о любви, о труде. Песня всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни народа имеет огромное значение. В процессе разучивания песни обязательно знакомлю ученика с её содержанием, героями, персонажами. Это помогает формировать у учащегося такие черты характера как : («Сама садик я садила», «Савка и Гришка», «Уж мы сеяли ленок») – трудолюбие; («Коровушка») — любовь к животным; («Как пойду я на быструю речку», «Среди долины ровные») — красота родного края; («Блины») – гостеприимство; («Птичка», «Как пошли наши подружки») — сопереживание; («Частушки») – веселье. Дети с огромным желанием и удовольствием любят исполнять частушки, ведь частушка занимает в жизни народа очень значимое место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни. Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство. Народная музыка, сказки, былины легли в основу многих произведений великих русских композиторов, прославивших Россию.
Хоровое исполнительство неизбежно связано с литературным текстом. Слово и музыка в песне неразделимы. В этом единстве заключается великая сила хорового искусства. Слово облегчает восприятие идейно-художественного содержания музыкального произведения. Слово конкретизирует музыку, а музыка, в свою очередь, эмоционально окрашивает текст, передавая его общее настроение и следуя за тончайшими его интонациями, оттенками. Текст в значительной мере определяет степень «весомости» хорового произведения как средства воспитания патриотических чувств юного гражданина страны.
Вот какие слова поэта М. Матусовского звучат в известной песне композитора В.Баснера:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Каждая строка этой песни сливается воедино с душевной запоминающейся мелодией. Чувства и переживания в этой песни понятны молодому поколению нашей страны.
С большим проникновением и чувством огромной гордости за легендарный подвиг героя дети поют песню Э. Колмановского «Алеша». «Наши дети» — так называется одна из частей Реквиема Д. Кабалевского на слова Р.Рождественского. Реквием посвящен тем, кто погиб в борьбе с фашизмом. Светлая, оптимистическая музыка той части Реквиема, которую исполняют дети, рождает в них чувство веры в будущее, гордости за бессмертный подвиг своих отцов. Песня А. Островского на слова Л. Ошанина «Пусть всегда будет солнце» быстро завоевала любовь и признание во всем мире. Это песня-марш, песня-клятва, исполненная любви к людям и веры в жизнь. Идея мира, мысль всего миролюбивого человечества выражена в песне словами радостного, доверчивого, улыбающегося маленького гражданина Вселенной:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Можно назвать множество песен и хоровых произведений, воспитывающих у детей, молодежи благородные чувства любви к Родине.
В рамках современного образовательного процесса, который носит гуманистический характер и направлен на индивидуальное личностное развитие, развивающее обучение в системе образования становится ведущим, а технологии, предполагающие построение учебного материала на личностно-смысловой, эмоционально-психологической основе, становятся очень актуальными.
Начиная с 2000г., в Российской Федерации разработаны и действуют более 60 программ гражданского и патриотического воспитания. Очень многие современные композиторы в своем творчестве обращаются к теме любви к Родине. Организовываются фестивали патриотической песни, целью которых является актуализация проблем патриотического воспитания в России.
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт работы с хоровым коллективами показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, учащиеся проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения. Однако, на практике, возможностям музыкального искусства для формирования патриотического чувства у подрастающего поколения в большинстве программ уделяется недостаточное внимание, — отсутствуют воспитательные программы, использующие возможности музыкального искусства как средства патриотического воспитания.
References
1. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. — Л. : Музыка, 1980. — 216 с.2. Багадуров, В. А. Очерки по истории вокальной педагогики / В. А. Багадуров.– 2-е изд., перераб. и доп.– Москва : Mузгиз, 1956.– 268 с.
3. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский, М.Ю. Бабанский. – Москва : Педагогика, 1989. – 560 с.
4. Сергеева П.А. Народная песня как способ формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру – Майкоп, 2005. – 86 с
5. Соколов В.Г. Работа с детским хором. – Москва, 1981. - 69 с
6. Сухомлинский В.А. Люди науки. – Москва, 1985. - 128 с
7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / Ушинский, Константин. Дмитриевич ; К.Д. Ушинский. - М. : Просвещение, 1968. -. 557 с.