Abstract: The article analyzes the impact of the 2020 constitutional reform on the legal regulation of labor relations in the Russian Federation. The research was conducted using a comprehensive analysis method of constitutional amendments and their relationship with current labor legislation. The main results show that the reform introduced significant changes to the constitutional basis of labor relations, including the consolidation of the guarantee of minimum wage not lower than the subsistence minimum, constitutional recognition of social partnership principles and respect for workers. Ten fundamental constitutional principles regulating labor relations were identified. It was established that the reform significantly strengthened the state's role in protecting citizens' labor rights and created a legal basis for improving labor legislation. The conclusion is drawn about the need for a comprehensive revision of current labor legislation in accordance with new constitutional provisions to ensure effective implementation of constitutional guarantees.
Keywords: constitutional reform, labor relations, labor rights, minimum wage, social partnership, constitutional guarantees, labor legislation, protection of labor rights, subsistence minimum, state regulation of labor
ВВЕДЕНИЕ
Конституционная реформа 2020 года стала одним из наиболее значимых правовых событий в современной России, существенно повлиявшим на различные сферы общественных отношений, включая трудовые. Актуальность исследования влияния данной реформы на регулирование трудовых отношений обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, внесенные в конституцию РФ поправки непосредственно затронули социально-трудовую сферу, закрепив на высшем законодательном уровне новые гарантии трудовых прав граждан. конституционное закрепление положений о минимальном размере оплаты труда не ниже прожиточного минимума, об уважении человека труда, о социальном партнерстве и защите социальных прав требует комплексного научного осмысления.
Во-вторых, изменения конституционных основ трудовых отношений происходят в условиях цифровизации экономики, появления новых форм занятости и трудовых отношений, что создает дополнительные вызовы для правового регулирования труда в России.
В-третьих, практическая реализация конституционных новелл в сфере труда требует существенной корректировки действующего трудового законодательства и правоприменительной практики, что делает необходимым научный анализ возникающих в этой связи проблем и противоречий.
Цель исследования заключается в комплексном анализе влияния конституционной реформы 2020 года на правовое регулирование трудовых отношений в Российской Федерации и выявлении перспективных направлений совершенствования трудового законодательства в контексте конституционных изменений.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
- исследовать теоретико-правовые основы конституционного регулирования трудовых отношений и определить место трудовых прав в системе конституционных прав граждан РФ;
- проанализировать основные направления конституционной реформы 2020 года, затрагивающие сферу трудовых отношений;
- выявить практические последствия конституционной реформы для регулирования трудовых отношений, включая изменения в трудовом законодательстве и судебной практике;
- определить проблемы и противоречия, возникающие при реализации новых конституционных положений в сфере труда.
Конституционная реформа 2020 года была инициирована президентом РФ В.В. Путиным в послании федеральному собранию 15 января 2020 года. законом РФ о поправке к конституции РФ от 14.03.2020 № 1-фкз «о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» были внесены масштабные изменения в основной закон страны.
Поправки к Конституции РФ затронули различные аспекты государственного устройства и общественной жизни, включая:
— перераспределение полномочий между органами государственной власти;
— усиление роли государственного совета;
— изменение порядка формирования правительства РФ;
— укрепление государственного суверенитета;
— закрепление социальных гарантий;
— защиту традиционных ценностей.
В контексте регулирования трудовых отношений особое значение имеют следующие конституционные новеллы:
- закрепление в ст. 75 Конституции РФ положения о том, что «государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по российской федерации»;
- включение в ст. 75.1 Конституции РФ положения о том, что «в российской федерации… гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность»;
- расширение полномочий правительства РФ в социально-трудовой сфере (ст. 114 конституции РФ), в частности, обязанность правительства РФ обеспечивать реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Конституционные поправки были одобрены в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года и вступили в силу 4 июля 2020 года. Реформа создала новую конституционно-правовую основу для дальнейшего развития трудового законодательства и практики его применения, что требует глубокого научного анализа и осмысления.
Конституционно-правовое регулирование трудовых отношений представляет собой систему правовых норм высшей юридической силы, закрепляющих основополагающие принципы и гарантии в сфере труда, определяющих базовые трудовые права и свободы граждан, а также устанавливающих конституционные основы для развития трудового законодательства.
Сущность конституционно-правового регулирования трудовых отношений заключается в создании фундаментальной правовой основы, обеспечивающей баланс интересов работников, работодателей и государства. Конституция РФ, являясь актом высшей юридической силы, определяет вектор развития всего трудового законодательства и практики его применения.
Особенностями конституционно-правового регулирования трудовых отношений являются:
- универсальность и общеобязательность конституционных норм для всех субъектов трудовых отношений;
- прямое действие конституционных норм в сфере труда;
- особый порядок принятия и изменения конституционных положений, обеспечивающий их стабильность;
- верховенство конституционных норм по отношению к иным нормативным правовым актам в сфере труда;
- наличие специального механизма конституционного контроля за соответствием трудового законодательства положениям конституции РФ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных и частнонаучных методов. Использован диалектический метод для анализа развития конституционного регулирования трудовых отношений, позволяющий рассмотреть изменения в их динамике. Применен сравнительно-правовой метод для сопоставления конституционных положений до и после реформы 2020 года, а также для анализа соответствия российского законодательства международным стандартам в сфере труда.
Формально-юридический метод использован при анализе текстов конституционных поправок, Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов. Метод системного анализа применен для исследования взаимосвязи конституционных норм с действующим трудовым законодательством и практикой его применения. Историко-правовой метод позволил проследить эволюцию конституционного регулирования трудовых отношений в России.
В качестве источников информации использованы: Конституция РФ (с учетом поправок 2020 года), Трудовой кодекс РФ, федеральные законы в сфере труда и социального обеспечения, решения Конституционного Суда РФ, научные публикации в области трудового и конституционного права, официальные материалы органов государственной власти, касающиеся реализации конституционной реформы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Конституционно-правовое регулирование трудовых отношений осуществляется как через непосредственное закрепление трудовых прав и гарантий в тексте Конституции РФ, так и через конституционное определение компетенции органов государственной власти в сфере регулирования труда.
Трудовые права занимают особое место в системе конституционных прав и свобод граждан РФ, относясь преимущественно к группе социально-экономических прав, которые гарантируют достойное существование и свободное развитие личности.
В системе конституционных прав трудовые права характеризуются следующими особенностями:
- двойственная природа: с одной стороны, они выступают как личные права (свобода труда), с другой – как социально-экономические (право на справедливую оплату труда, право на отдых);
- тесная взаимосвязь с другими группами конституционных прав: политическими (право на объединение в профсоюзы), личными (право на достоинство личности), культурными (право на образование и профессиональную подготовку);
- особый механизм реализации, предполагающий активную роль государства в создании условий для осуществления трудовых прав.
Основные трудовые права, закрепленные в Конституции РФ до реформы 2020 года, включали:
— свободу труда и запрет принудительного труда (ч. 1, 2 ст. 37);
— право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37);
— право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37);
— право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);
— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37);
— право на отдых (ч. 5 ст. 37).
Конституционный суд РФ неоднократно подчеркивал особую значимость трудовых прав, отмечая их непосредственную связь с человеческим достоинством и необходимость их эффективной защиты. в своих решениях конституционный суд РФ сформировал ряд правовых позиций, развивающих конституционное содержание трудовых прав и определяющих пределы их ограничения.
До конституционной реформы 2020 года регулирование трудовых отношений базировалось на следующих основополагающих конституционных принципах:
- принцип свободы труда (ч. 1 ст. 37 конституции РФ), предполагающий право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. данный принцип исключает принуждение к труду в какой-либо форме, кроме случаев, особо установленных законом.
- принцип запрета принудительного труда (ч. 2 ст. 37 конституции РФ), являющийся логическим продолжением принципа свободы труда и соответствующий международным стандартам в сфере труда (конвенции мот № 29 и № 105).
- принцип равенства трудовых прав и запрета дискриминации в сфере труда, вытекающий из общего конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 конституции РФ) и конкретизированный в положении о вознаграждении за труд без какой бы то ни было дискриминации (ч. 3 ст. 37).
- принцип обеспечения права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 конституции РФ), устанавливающий обязанность государства и работодателей создавать безопасные условия труда.
- принцип обеспечения права на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37 конституции РФ), гарантирующий справедливую оплату труда работников. при этом до реформы 2020 года конституция РФ не содержала прямого указания на минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума.
- принцип защиты от безработицы (ч. 3 ст. 37 конституции РФ), предполагающий создание государством системы мер по предотвращению и снижению безработицы, социальной поддержке безработных граждан.
- принцип признания права на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч. 4 ст. 37 конституции РФ), включая право на забастовку, что является важной гарантией защиты трудовых прав работников.
- принцип обеспечения права на отдых (ч. 5 ст. 37 конституции РФ), предусматривающий установление разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
- принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8 конституции РФ), имеющий важное значение для регулирования трудовых отношений в организациях различных форм собственности.
- принцип единства экономического пространства и свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 конституции РФ), влияющий на регулирование трудовых отношений в контексте свободы предпринимательской деятельности работодателей.
Указанные конституционные принципы получили развитие в Трудовом кодексе РФ и иных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения. они служили ориентиром для законодателя при разработке трудового законодательства и для правоприменителей при разрешении трудовых споров.
Конституционная реформа 2020 года существенно дополнила и расширила систему конституционных принципов регулирования трудовых отношений, что создало новые правовые основы для развития трудового законодательства России.
Конституционная реформа 2020 года внесла существенные изменения в регулирование трудовых отношений в Российской Федерации. Поправки к Конституции РФ, одобренные в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года, значительно расширили конституционные гарантии в сфере труда и социального обеспечения.
Основными новыми положениями Конституции РФ, затрагивающими сферу трудовых отношений, стали:
- Закрепление в ч. 5 ст. 75 Конституции РФ гарантии минимального размера оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
- Установление в ч. 6 ст. 75 Конституции РФ принципа системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, что косвенно влияет на трудовые отношения через систему пенсионного страхования.
- Включение в ст. 75.1 Конституции РФ положения о создании условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества.
- Закрепление в ст. 75.1 Конституции РФ принципа уважения человека труда, обеспечения защиты его прав, что повышает конституционный статус трудящихся.
- Установление в ст. 75.1 Конституции РФ гарантии социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности.
- Расширение в п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ полномочий Правительства РФ в сфере обеспечения реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
- Дополнение ст. 114 Конституции РФ положением о том, что Правительство РФ обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (п. «е.4» ч. 1).
Эти конституционные новеллы существенно расширили правовую основу регулирования трудовых отношений, закрепив на высшем юридическом уровне ряд социально-трудовых гарантий и принципов, которые ранее содержались только в федеральном законодательстве или вовсе отсутствовали в правовой системе России.
Одним из наиболее значимых изменений конституционной реформы 2020 года в сфере трудовых отношений стало закрепление в ч. 5 ст. 75 Конституции РФ гарантии минимального размера оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
До конституционной реформы 2020 года положение о минимальном размере оплаты труда содержалось только в федеральном законодательстве. Хотя Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на необходимость установления МРОТ на уровне, обеспечивающем достойное существование человека, конституционного закрепления данной нормы не было.
Новая конституционная гарантия имеет следующие особенности:
- Императивный характер нормы: формулировка «не ниже» устанавливает минимальный порог, ниже которого МРОТ не может быть установлен ни при каких обстоятельствах.
- Привязка к прожиточному минимуму трудоспособного населения: это обеспечивает учет реальных потребностей работающих граждан и создает механизм автоматической индексации МРОТ при изменении стоимости жизни.
- Федеральный уровень гарантии: норма устанавливает единый минимальный стандарт для всей страны, что не исключает возможности установления более высокого МРОТ в отдельных субъектах РФ с учетом региональных особенностей.
- Конституционный статус гарантии: закрепление данного положения в Конституции РФ существенно затрудняет возможность его пересмотра в будущем и создает прочную правовую основу для защиты права работников на справедливую оплату труда.
Практическое значение данной конституционной новеллы заключается в том, что она:
— Обеспечивает стабильность социальных гарантий в сфере оплаты труда;
— Создает конституционный барьер для возможного снижения уровня оплаты труда в кризисные периоды;
— Формирует конституционно-правовую основу для дальнейшего совершенствования законодательства об оплате труда;
— Усиливает судебную защиту права на справедливую оплату труда, поскольку теперь суды могут напрямую ссылаться на конституционную норму.
Таким образом, конституционное закрепление гарантии МРОТ не ниже прожиточного минимума является важным шагом в развитии социального государства и усилении защиты трудовых прав граждан России.
Конституционная реформа 2020 года впервые закрепила на конституционном уровне принципы социального партнерства в сфере трудовых отношений, что является значительным шагом в развитии трудового права России. До этого момента социальное партнерство регулировалось исключительно на уровне Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов.
Новые конституционные положения, касающиеся социального партнерства, включают:
- Статья 75.1 Конституции РФ, которая устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
- Пункт «е.4» части 1 статьи 114 Конституции РФ, согласно которому Правительство РФ обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Конституционное закрепление принципов социального партнерства имеет следующее значение:
- Повышение правового статуса социального партнерства: перевод данного института из уровня обычного законодательства на конституционный уровень значительно укрепляет его юридическую силу и значимость.
- Создание конституционной основы для развития трехстороннего сотрудничества: конституционные нормы формируют прочный фундамент для взаимодействия работников, работодателей и государства при регулировании трудовых отношений.
- Усиление роли коллективных договоров и соглашений: конституционное закрепление социального партнерства повышает значимость коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
- Стимулирование развития профсоюзного движения и объединений работодателей: новые конституционные положения создают дополнительные правовые гарантии для деятельности представительных органов работников и работодателей.
- Возложение конституционной обязанности на Правительство РФ: прямое указание на обязанность Правительства РФ обеспечивать реализацию принципов социального партнерства повышает ответственность исполнительной власти в данной сфере.
Практические последствия конституционного закрепления принципов социального партнерства включают:
— Необходимость пересмотра и совершенствования законодательства о социальном партнерстве с учетом его нового конституционного статуса;
— Повышение роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и аналогичных комиссий на региональном и территориальном уровнях;
— Усиление судебной защиты прав сторон социального партнерства;
— Развитие практики заключения отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров.
Таким образом, конституционное закрепление принципов социального партнерства создает новые возможности для гармонизации трудовых отношений и баланса интересов работников, работодателей и государства.
ВЫВОДЫ
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что конституционная реформа 2020 года стала значимым этапом в развитии правового регулирования трудовых отношений в России. Реформа существенно расширила конституционные гарантии трудовых прав граждан, закрепив на высшем законодательном уровне ряд принципиально важных положений. Ключевыми новациями стали конституционное закрепление минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума, принципы социального партнерства, уважения человека труда и усиление роли государства в защите трудовых прав.
Особое значение имеет повышение статуса социально-трудовых гарантий, которые теперь имеют конституционную природу и не могут быть произвольно изменены текущим законодательством. Реформа создала более прочную правовую основу для развития трудового законодательства, усиления судебной защиты трудовых прав и расширения социальных гарантий работников. Конституционные поправки подчеркнули социальную направленность российского государства, возложив на него более широкие обязательства по обеспечению достойных условий труда, защите прав работников и поддержанию баланса интересов между участниками трудовых отношений.
Важным результатом реформы стало также усиление роли Правительства РФ в регулировании социально-трудовой сферы, что создает предпосылки для более эффективной государственной политики в области труда и занятости. Конституционные изменения отражают современные тенденции развития трудовых отношений, связанные с цифровизацией экономики, появлением новых форм занятости и необходимостью гибкого, но при этом социально ориентированного правового регулирования.
В целом, конституционная реформа 2020 года представляет собой качественно новый этап в развитии конституционно-правового регулирования трудовых отношений в России, направленный на усиление социальных гарантий, повышение защищенности работников и создание более справедливой системы трудовых отношений.
References
1. Аверьянова Н.Н. Местное самоуправление: теоретический взгляд на правовую природу в контексте состоявшихся и будущих реформ // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2023. № 1. С. 2-5.2. Алексеева И.С., Валяровский Ф.И. Теоретические аспекты реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2017. № 1. С. 8-11.
3. Арсланов К.М., Сафин Р. Р. О перспективах правового регулирования трудовых отношений. // Право и политика. 2018. №2. С. 77-84.
4. Бабурин С. Н. О корректировке Конституции Российской Федерации в 2020 году // Конституционный вестник. 2020. № 5 (23). С. 119-121.
5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 №1-ФКЗ “О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти” (официальный источник: Официальный интернет-портал правовой информации, 14.03.2020).
6. Клеандров М. И. О неизбежности разработки и принятия новой Конституции Российской Федерации и что в ней должно быть // Государство и право. 2022. № 1. С. 7-18.
7. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, внесёнными Законами Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года №1‑ФКЗ, от 4 октября 2022 года №5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года №6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года №7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года №8-ФКЗ.
8. Кравец И. А. Конституционный символизм, модернизация конституции и информационное общество (между учредительным и информационным конституционализмом для России) // Lex russica. 2020. Т. 73. № 1. С. 43-58.
9. Кузнецов В. М., Кузнецова Н. О. Конституционные и экономические основы формирования евразийского экономического союза // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2018. №4. С. 39-49.
10. Курячая М. М. Гражданин, общество, государство, инновации: современные механизмы взаимодействия. Краснодар, 2017.
11. Лазарев В. В. Идеология конституционного реформирования правовой системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 4. С. 5-17.
12. Малько А.В., Абаева Е.А., Аверьянова Н.Н. и др. Конституционно-правовая политика современной России: словарь-справочник / Малько А.В., Абаева Е.А., Аверьянова Н.Н., Басова А.В., Боброва Н.А., Велиева Д.С., Воронкова М.Л., Ермолаева Ю.В., Комбарова Е.В., Плотникова И.Н., Подмарев А.А., Сазонникова Е.В., Старшова У.А., Стребкова Е.Г., Торосян Р.А., Троицкая Т.В., Украинцева В.С., Фомичева О.А., Шиндина А.В. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект». Москва, 2024. 96 с.
13. Румянцев О. Г. Конституционная реформа-2020 в Российской Федерации: пристрастная оценка // Конституционный вестник. 2020. № 5 (23). С. 6-32.
14. Скачкова Г. С. Региональное регулирование трудовых отношений // Образование и право. 2017. №11. С. 110-115.
15. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.01.2002.
