Формирование у будущих учителей умений применения механизмов психологического влияния, направленных на повышение мотивации школьников к обучению

UDC 371
Publication date: 30.04.2018
International Journal of Professional Science №2-2018

Формирование у будущих учителей умений применения механизмов психологического влияния, направленных на повышение мотивации школьников к обучению

The formation of the future teachers of skills of application of mechanisms of psychological influence directed on increase of motivation of pupils to learn

Вовк Екатерина Владимировна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта

Vovk Ekaterina Vladimirovna
Academy of the Humanities and Pedagogics (branch)
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta
Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы формирования мотивации к обучению у школьников, а также готовности будущих педагогов к формированию высокой мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности. В статье проанализированы основные механизмы психологического воздействия, применяемые для повышения мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности.

Abstract: The article is devoted to problems of formation of motivation for learning in the students and the preparedness of future teachers to the formation of a high motivation of students to educational activity. The article analyzes the main mechanisms of psychological influence, used to increase the motivation of students to educational activity.
Ключевые слова: педагогическое воздействие, психологическое влияние, механизмы педагогического влияния, убеждение, внушение, заражение, подражание, профессиональная подготовка будущих учителей, мотивация к учебно-познавательной деятельности.

Keywords: pedagogical impact, psychological impact, mechanisms of pedagogic influence, persuasion, suggestion, infection and imitation, training of future teachers, motivation for educational-cognitive activity.


Одной из основных задачей высшего педагогического образования на современном этапе его развития является ориентация на гуманистические ценности и создание благоприятного образовательного пространства.

В этой связи одних из наиболее актуальных вопросов является обновление содержания образования высших педагогических учебных заведений. Авторы современных образовательных концепций признают в качестве ведущей гуманистическую модель образования, сущность которой заключается в создании благоприятной социокультурной ситуации, способствующей выработке готовности у будущих педагогов к формированию у обучающихся общественно значимой ценностной жизненной стратегии. Уровень этой готовности характеризуется способностью личности превращать внешние требования, внутренние побуждения, мотивы поведения в пробуждение самосознания и ответственности за собственную жизнь и жизнь окружающих.

Учитывая вышесказанное, необходимо создать благоприятные условия для формированная готовности будущих педагогов к формированию у обучающихся общественно значимой ценностной жизненной стратегии, компонентами которой являются: знание технологий и механизмов повышения мотивации обучения школьников и умение реализации этих знаний в практической педагогической деятельности.

Мотивационные аспекты обучения отражены в трудах многих выдающихся ученых в области педагогики и психологии. Так, проблема повышения мотивации обучающихся к интеллектуальному и социальному развитию являлась предметом исследований С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божовича и других ученых.

В психолого-педагогических исследования раскрыты особенности становления и конкретизирована структура учебных мотивов, представлены их классификации, представлены методические рекомендации для педагогов. Однако на основе анализа имеющейся литературы, посвященной анализируемой в данном исследовании проблеме, можно заключить, что на настоящий момент проблема подготовки будущих педагогов к формированию у школьников учебной мотивации системно не раскрыта. Что подтверждает необходимость дальнейших исследований.

Понятие «мотивация», по мнению Л.И. Божовича, представляет собой совокупность мотивов, которые определяют деятельность [2]. В том числе в отечественной психологии и педагогике мотивацию трактуют и в значении процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность личности на определенном уровне. Также под мотивацией понимают совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [2].

По мнению Хурум С.Х., «на формирование и развитие мотивации любой деятельности оказывают влияние эмоции и чувства, определяя модальность и силу мотива. Из чего следует, что деятельность должна сопровождаться преимущественно положительными эмоциями, чтобы получить сильную мотивацию» [5, с. 218].

Механизмы влияния на формирование мотивации к обучению подростков в контексте подготовки будущих педагогов являются составной частью модели профессионального педагогического образования подготовки. Данная модель включает: проблемы (формирование учебной мотивации обучающихся), цель (достижения образовательных целей), содержание педагогической деятельности, модель поведения педагога в учебном процессе, деятельность самих обучающихся, внешние педагогические условия как совокупность факторов, благоприятных для формирования позитивной учебной мотивации [3].

Одним из основных компонентов структуры модели профессиональной подготовки учителей является поведение будущего специалиста в рамках реализации учебно-воспитательного процесса.

Итак, обратимся к изучению механизмов влияния на обучающихся, владение которыми отражается на сущности поведенческих реакций учителя и уровне его профессионализма.

Влияние в педагогическом процессе – это форма осуществления функций педагога, его деятельность в едином социальном взаимодействии, которая приводит к изменению определенных личностных, индивидуальных признаков обучающегося, его учебного поведения и сознания.

В рамках данного исследования нами выбраны для анализа следующие формы педагогического влияния на формирование у обучающихся мотивации к обучению: убеждение, внушение, заражение и подражание. По нашему мнению, указанные механизмы влияния обеспечивают повышение уровня мотивации, влияют непосредственно на социальные мотивы, к которым относится, в том числе, и положительная мотивация обучающихся к учебной деятельности.

Такие механизмы, как внушение, заражение, убеждение и подражание являются избранными, они относятся к группе прямого воздействия, что предусматривает непосредственное проявление педагогом своей позиции и связанных с ней требований к обучающемуся.

Одним из механизмов прямого педагогического воздействия является убеждение. Этот механизм представляет собой аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников в процессе познания. Целью применения данного механизма является создание, усиление или изменение взглядов, оценки школьника так, чтобы он принял точку зрения педагога и соответственно изменил свое поведение и отношение к учебной деятельности [4].

Важным структурным компонентом убеждения выступает прямая зависимость убеждающего педагога от степени заинтересованности самого обучающегося в этом убеждении. Иными словами убедить можно лишь того, кто хочет быть убежденным посредством объективных аргументов и достоверной информации [6].

Исследователи и педагоги-практики среди сложностей данного механизма называют требование по наличию жизненного опыта, а к преимуществам относят то, что применение убеждения свидетельствует о твердости педагогической позиции педагога, наличие у него устойчивого сформированного педагогического мировоззрения.

Внушение как механизм педагогического влияния оказывает воздействие на сознание воспитанника. Это механизм применяется в случаях снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного понимания его. В этом случае аргументация заменяется констатацией.

Одной из важных особенностей данного механизма является его направленность на логику и разум воспитанника, его готовность получить распоряжение, инструкцию к деятельности др. Сложность применения данного механизма заключается в требовании высокого уровня авторитета и лидерских личностных качеств будущего учителя. В современной системе профессиональной подготовки будущих учителей проблема формирования лидерских качеств направлена на выработку опыта социально-педагогического и научно-исследовательского лидерства [6].

Еще одним механизмом педагогического влияния является заражение. Это форма социально-психологического воздействия педагога, которая выражается в несознательной способности обучающихся зависеть от эмоционального состояния педагога в условиях непосредственного контакта. Механизм основан на передаче эмоционального психологического настроя, через проявление чувств и эмоций.

Эффективность применения заражения как формы педагогического влияния зависит не от силы проявленных эмоций, а от самого факта непосредственного контакта между участниками педагогического процесса [3].

По мнению исследователей, заражение обладает высоким потенциалом относительно формирования положительной учебной мотивации школьников [1].

Подражание как механизм педагогического влияния представляет собой способ усвоения традиционных поведенческих норм, механизм сознательного и бессознательного воспроизведения обучающимся опыта педагога: его действий, поведения, демонстрации отношения к обучению и самообучению. Подражание предполагает наличие у педагога четких внешних черт и образцов положительной мотивации обучения [3].

Таким образом, резюмируя вышесказанное, заключим, что в подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности важным компонентом является формирование готовности к повышению мотивации школьников к познавательной деятельности. Достижения данной готовности возможно путем формирования у студентов знаний и методических навыков использования приемов и механизмов психологического влияния, позволяющих формировать мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности.

В этой связи в системе подготовки будущих учителей важно сформировать у студентов умения и навыки применения основных механизмов педагогического влияния, наиболее распространенными из которых являются убеждение, внушение, заражение и подражание.

Еще одним условием успешной дальнейшей деятельности будущих педагогов является осознанность необходимости организации специальной деятельности, направленной на формирование и повышение мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности.

References

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. – 352 с.
3. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: учебное пособие. – М., 2000. – 540 с.
4. Новоселова А.С. Концептуальные идеи И.Е. Шварца о взаимодействии убеждения и внушения в образовательном процессе // Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (1-2 июня 2009 г., г. Пермь). Ч. 1 / под ред. Л.А. Косолаповой, Н.Г. Липкиной, Г.Ф. Похмелкиной; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь: ПГПУ, 2009. – С. 5-10.
5. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – № 5. – С. 217-219.
6. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе // Учитель. Книга о профессоре Израиле Ефремовиче Шварце / сост. Н.Г. Липкина, Л.А. Косолапова, А.И. Санникова, Б.М. Чарный. – Пермь: Книжный мир, 2009. – С. 79-387.