Abstract: The history of the accordion and bayan in China begins in the late 19th - early 20th century, when these instruments were first brought to the country by European missionaries and traders. However, the accordion became widespread only after the founding of the People's Republic of China in 1949. The development of the Chinese orchestra of accordionists and bayanists is an interesting example of cultural synthesis, when Western instruments were successfully integrated into the musical culture of China, creating a unique phenomenon reflecting both national traditions and global musical trends.
Keywords: development of music education, history of the accordion, history of the bayan, orchestra, PRC, cultural synthesis, musical culture of China, national traditions, musical trends.
Аккордеон и баян появились в Китае в конце XIX — начале XX века, когда западная культура начала проникать в страну. Первые инструменты были привезены европейскими миссионерами, торговцами и военными. В этот период аккордеон воспринимался как экзотический западный инструмент и использовался преимущественно в портовых городах и колониальных анклавах.
Отметим, что первые аккордеоны были импортированы через Шанхай и другие портовые города. Инструмент первоначально использовался в развлекательной музыке в городских районах, далее произошло постепенное знакомство китайских музыкантов с техникой игры на инструменте.
В период Китайской Республики (1912-1949), аккордеон начал приобретать популярность среди городского населения. В это время появились первые китайские исполнители на аккордеоне, инструмент начал использоваться в образовательных учреждениях. Аккордеон становится популярным аккомпанирующим инструментом для революционных песен и начинается адаптация китайских народных мелодий для исполнения на аккордеоне. [3, с. 81]
После образования КНР в 1949 году аккордеон и баян получили официальную поддержку как «народные» инструменты, доступные широким массам. В этот период создаются первые учебные программы по аккордеону в музыкальных учебных заведениях, начинается массовое производство аккордеонов китайскими фабриками. Инструмент начинает активно использоваться в пропагандистских целях для исполнения революционных произведений. Формируются первые профессиональные ансамбли аккордеонистов.
Во время Культурной революции развитие аккордеонного искусства, как и многих других культурных явлений, было ограничено. Однако аккордеон оставался одним из немногих «разрешенных» инструментов благодаря своей ассоциации с рабочим классом и революционной музыкой. В этот период репертуар был ограничен революционными произведениями. Стоит так же отметить, что в данный период профессиональное образование было нарушено, а инструмент использовался для сопровождения «образцовых революционных опер». [2, с. 106]
После начала политики реформ и открытости (1978 год), в Китае начался настоящий расцвет аккордеонного и баянного искусства. Была восстановлена система профессионального образования, созданы профессиональные оркестры и ансамбли аккордеонистов и баянистов, налажены контакты с зарубежными школами исполнительства. Кроме того, в этот период в Китае появились выдающиеся китайские исполнители международного уровня. Начал развиваться оригинальный китайский репертуар для аккордеона и баяна.
В настоящее время Китай является одним из мировых центров аккордеонного и баянного искусства. В Китае функционируют многочисленные профессиональные и любительские оркестры. Китайские исполнители регулярно побеждают на международных конкурсах. В Китае развивается производство высококачественных инструментов, проводятся международные фестивали и конкурсы, создается инновационный репертуар, сочетающий китайские традиции с современными техниками. [1, с. 123]
Так же отметим, что Китайская школа игры на аккордеоне и баяне отличается виртуозной техникой исполнения, особым вниманием к тембральному разнообразию, интеграцией элементов традиционной китайской музыки, адаптацией народных китайских мелодий, а так же сочетанием западных композиционных техник с китайской эстетикой. Сегодня аккордеон и баян в Китае – это не просто заимствованные западные инструменты, а полноценная часть китайской музыкальной культуры со своими традициями, школами и выдающимися достижениями.
После образования КНР в 1949 году начался организованный процесс формирования музыкальных коллективов нового типа. Первые аккордеонные ансамбли и оркестры начали появляться в 1950-х годах. В 1953 году при Центральной консерватории музыки в Пекине был создан первый учебный аккордеонный оркестр. Аналогичные коллективы формировались при Шанхайской консерватории и других музыкальных учебных заведениях. Репертуар ранних оркестров включал обработки революционных песен, китайской народной музыки и несложные произведения западной классики. Основной функцией этих коллективов было музыкальное сопровождение политических мероприятий и культурно-просветительская деятельность.
После окончания Культурной революции начался новый этап в развитии оркестров аккордеонистов и баянистов. В 1978 году был основан Китайский национальный оркестр аккордеонистов при Министерстве культуры. Начинается дифференциация инструментального состава: в оркестрах появляются баяны разных типов, включая многотембровые готово-выборные инструменты. Формируется стандартная структура оркестра с разделением на группы по регистрам (пикколо, сопрано, альт, бас, контрабас). Разрабатывается специфическая система оркестровой нотации. Композиторы начинают писать оригинальные произведения для аккордеонного оркестра. [6, с. 98]
В период экономических реформ и открытости аккордеонное и баянное искусство в Китае переживает настоящий расцвет. Создаются профессиональные оркестры аккордеонистов при филармониях и концертных организациях, а так же формируется разветвленная сеть любительских и учебных оркестров по всей стране. В 1994 году создается Китайская ассоциация аккордеонистов, координирующая деятельность оркестров и проводятся национальные фестивали и конкурсы оркестров аккордеонистов. Китайские оркестры начинают выезжать на международные фестивали и конкурсы.
Далее рассмотрим особенности китайских оркестров аккордеонистов и баянистов. Китайские оркестры аккордеонистов имеют ряд специфических особенностей:
- Структура оркестра: большой состав (часто 30-50 исполнителей), четкое разделение на группы по регистрам, включение дополнительных ударных инструментов, в некоторых оркестрах — интеграция традиционных китайских инструментов; [4, с. 53]
- Репертуарная политика: обработки китайской народной и традиционной музыки, произведения китайских композиторов, написанные специально для аккордеонного оркестра, адаптации западной классической музыки, произведения, отражающие важные исторические события и национальные праздники;
- Исполнительские особенности: высокая техническая дисциплина и синхронность, особое внимание к тембральному разнообразию, специфическая манера звукоизвлечения, адаптированная для передачи особенностей китайской музыки, использование особых приемов игры для имитации звучания традиционных китайских инструментов.
В настоящее время в Китае функционирует разветвленная система оркестров аккордеонистов и баянистов:
- Профессиональные оркестры: Пекинский оркестр аккордеонистов, Шанхайский филармонический оркестр аккордеонистов и баянистов, оркестр аккордеонистов провинции Хэйлунцзян и другие; [5, с. 38]
- Учебные оркестры: при Центральной консерватории музыки, Шанхайской консерватории, Сианьской консерватории и других учебных заведениях;
- Любительские оркестры: существуют практически в каждом крупном городе;
- Детские оркестры: при дворцах детского творчества и музыкальных школах.
Современные тенденции в развитии китайских оркестров аккордеонистов и баянистов включают эксперименты с электронными аккордеонами и баянами, создание смешанных составов с включением других инструментов, разработку новых композиционных техник, сочетающих западные и восточные традиции, использование мультимедийных технологий в концертных выступлениях, а так же развитие международного сотрудничества с оркестрами из других стран.
Таким образом, отметим, что развитие китайского оркестра аккордеонистов и баянистов представляет собой уникальный феномен культурного синтеза, когда западные инструменты и формы музицирования были творчески переосмыслены и интегрированы в китайскую музыкальную культуру. За относительно короткий исторический период китайские оркестры аккордеонистов прошли путь от учебных коллективов до высокопрофессиональных концертных организаций, признанных во всем мире.
References
1. Лю, И. Баян и аккордеон в системе высшего образования в Китае / И. Лю // Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11, № 5-1. – С. 120-125.2. Папенина, А. Н. Специфика произведений для аккордеона и баяна китайских и европейских композиторов: к вопросу влияний и самоидентичности / А. Н. Папенина, Ц. Чжан // Вестник музыкальной науки. – 2024. – Т. 12, № 1. – С. 104-109.
3. Чжао, М. Основные направления вестернизации современных китайских произведений для баяна и аккордеона / М. Чжао // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2020. – № 4(58). – С. 76-84.
4. Аверин, В. В. Развитие исполнительского мастерства игры на баяне-аккордеоне в Донбассе в период конца XX - начала XXI столетия / В. В. Аверин, О. В. Аверина // Музыкальное искусство. – 2023. – № 29. – С. 47-63.
5. Васильев, В. В. Современная музыка для баяна и аккордеона в контексте образовательного процесса в вузе / В. В. Васильев // Педагогические науки. – 2018. – № 2(89). – С. 34-41.
6. Трофимов, М. С. История развития исполнительства на баяне и аккордеоне в Китае / М. С. Трофимов, В. Ц. Хао // Музыкальный журнал Европейского Севера. – 2021. – № 4(28). – С. 93-109.