Varieties of agribusiness marketplaces around the world

UDC 33
Publication date: 20.06.2024
International Journal of Professional Science №6-1-2024

Varieties of agribusiness marketplaces around the world

Разновидности маркетплейсов АПК по всему миру

Faskhiev Ravil Failevich,
Nurullin Elmas Gabbasovich
1. Postgraduate student of Kazan State Agrarian University, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of Kazan State Agrarian University
2. Doctor of Technical Sciences, Professor


Фасхиев Равиль Фаилевич,
Нуруллин Эльмас Габбасович,
1. Аспирант Казанского ГАУ, ФГБОУ ВО Казанский ГАУ
2. доктор технических наук, Профессор
Аннотация: Опыт многих развитых стран показывает, что на сегодняшний день создание и применение специализированных торговых онлайн-площадок – маркетплейсов для предприятий и малых форм хозяйствования, входящих в состав агропромышленного комплекса, значительно упрощает процесс приобретения необходимых ресурсов и реализации продукции. В данной статье будут рассмотрены особенности маркетплейсов для АПК, которые на сегодняшний день успешно функционируют на мировом рынке и показывают наиболее высокие результаты.

Abstract: The experience of many developed countries shows that today the creation and use of specialized online trading platforms - marketplaces for enterprises and small businesses that are part of the agro-industrial complex, significantly simplifies the process of acquiring the necessary resources and selling products. This article will discuss the features of marketplaces for the agricultural sector, which today operate successfully in the global market and show the best results.
Ключевые слова: маркетплейс, B2B, агропромышленный комплекс, онлайн-торговля, мировые площадки для онлайн-торговли, электронная коммерция, сельское хозяйство.

Keywords: marketplace, B2B, agro-industrial complex, online trading, global platforms for online trading, e-commerce, agriculture.


Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению основных видов маркетплейсов для АПК, которые сегодня существуют в разных странах, следует определить важнейшие задачи, которые выполняют онлайн площадки для электронной коммерции в сфере сельского хозяйства [1-3]:

— Благодаря маркетплейсам процесс приобретения и реализации продукции сельского хозяйства становится доступен для большого числа участников рынка, а также значительно упрощается. Кроме того, одним из принципов успешной работы маркетплейса является прозрачность всей цепочки операций, которые осуществляются на торговой площадке;

— Маркетплейсы берут на себя задачу доставки продукции конечному потребителю. Это, в свою очередь способствует минимизации логистических затрат для предприятий;

— Маркетплейсы носят определенную социально-значимую роль, так как способствуют повышению занятости населения в стране, стимулируют расширение рабочих мест в области доставки и реализации агропромышленных товаров;

— Благодаря маркетплейсам существенно расширяются перспективы малого и среднего бизнеса в агропромышленном секторе, так как предприятия и хозяйства могут увеличить число потребителей, что приводит к росту прибыли;

— Торговые онлайн-площадки для АПК позволяют минимизировать финансовые и временные затраты предприятий и малых форм хозяйствования на поиск потенциальных потребителей, а также связанные с этим маркетинговые расходы;

— Еще одна важная функция маркетплейсов – это реализация возможности обмена опытом между различными участниками сельскохозяйственного рынка, а также стимулирование внедрения передовых технологий в агропромышленную сферу страны;

— Торговые онлайн-платформы для АПК способствуют росту конкуренции между различными сельскохозяйственными предприятиями и МФХ, что оказывает позитивное влияние на качество сельскохозяйственной продукции.

На сегодняшний день можно наблюдать стремительный рост онлайн-торговли на глобальном мировом уровне. Данный процесс существенно ускорился после пандемии «COVID-19», которая, в большей или меньшей степени затронула все страны и заставила по-новому посмотреть на возможности маркетплейсов и их эффективность.

 Если говорить непосредственно об агромаркетплейсах, то данная разновидность торговых интернет-площадок начала развиваться относительно недавно. По данным «ReportLinker» в 2020 году величина их оборота была уже более 10 миллиардов долларов. А согласно возможному прогнозу, к 2026 году она превысит 23 миллиарда [7].

На сельскохозяйственном рынке, имеющем традиционный формат, фермерские хозяйства вынуждены обращаться к множеству торговых посредников, в то время как маркетплейсы позволяют им избавиться от этой необходимости. Особенностью наиболее успешных мировых агромаркетплейсов является то, что их функции заключаются не только непосредственно в организации процесса покупки и реализации сельскохозяйственной продукции, но и оказании консультационных, консалтинговых и др. услуг участникам агропромышленного рынка [4].

Опыт мировых стран в области создания и развития маркетплейсов для АПК различен и обусловлен многими факторами, основной их которых – доля сельского хозяйства в государстве, число фермерских хозяйств и предприятий АПК и т.д.

Одной из стран, в которой активно развиваются маркетплейсы для АПК, является Индия. В данном государстве эффективно функционирует множество площадок, таких как «DeHaat», «Diatoz», «Agrostar» и др. Существование большого числа маркетплейсов в Индии связано с тем, что для подавляющего большинства граждан сельское хозяйство является базовым источником дохода.

«Agrostar» – крупнейшая торговая интернет-платформа страны, предназначенная для фермерских хозяйств. Она развивает как торговлю сельскохозяйственной продукцией в режиме онлайн, так и включает сеть традиционных оффлайн-маркетов. Кроме этого, она осуществляет услуги, связанные с логистикой, информированием клиентов, предоставляет канал для коммуникации. Примечательно, что значительное место создатели данной платформы отводят учебному и познавательному контенту. Например, в приложении пользователи могут просмотреть более трех тысяч видеороликов, которые содержат советы о том, как правильно выращивать определенные сельскохозяйственные культуры и т.п.

Еще одной страной, в которой активно развиваются маркетплейсы для аграриев, является Китай. Сельскохозяйственный сектор в данном государстве, сталкивается с рядом затруднений, возникающих в связи с большими территориями, сложной логистикой, активной миграцией жителей из сельских поселений в крупные города и т.д. Эти факторы обусловили необходимость развития агромаркетплейсов в стране [6].

«Pinduoduo» — одна из самых крупных китайских торговых онлайн-площадок для АПК, которая начала свою деятельность в 2015 году. За 9 лет услугами маркетплейса воспользовались больше 12 миллионов сельскохозяйственных производителей. Через данную платформу стороны могут проводить все финансовые расчеты, покупать и продавать сельскохозяйственные товары. Маркетплейс ориентирован не только на предприятия и фермерские хозяйства, но и на рядовых потребителей. Данная площадка также отводит особое место обучению. Фермеры могут узнать последние новости об изменениях в отрасли, внедрении инновационных технологий в сельскохозяйственное производство и т.д. [5]

«B2BAgriculture» — еще один китайский агромаркетплейс. Данная площадка, прежде всего ориентирована на техническое оснащение аграрных производителей:необходимыми машинами, биопродукцией, удобрениями и т.д. Товары, которые фермеры могут приобрести на данной платформе способствуют эффективному развитию их дела и получению максимальной прибыли. Перечислим еще несколько особенностей данного маркетплейса:

— Онлайн-площадка реализует возможность активного продвижения собственного бренда для фермеров и крупных сельскохозяйственных производителей;

— Платформа обладает удобным интерфейсом, позволяющим искать необходимые товары в отдельных категориях;

— Площадка включает огромное количество информационных статей об особенностях сельскохозяйственного бизнеса, которые носят познавательную и учебную функцию.

Еще одна страна, в которой активно развивается аграрная сфера и появляются специализированные маркетплейсы – это Бразилия.

«Orbia» — одна из самых крупных торговых онлайн-площадок для АПК, созданных в Бразилии, а позже охватившая и некоторые другие государства: Мексику, Агрентиру и др. Фермеры, которые прошли регистрацию на данной площадке имеют возможность не только находить покупателей, но и приобретать технические ресурсы для развития собственного бизнеса. Также они могут воспользоваться различными услугами, которые предлагает маркетплейс, например, цифровой мониторинг сельскохозяйственных земель.

«Yagro» — это маркетплейс для АПК, существующий в Великобритании. Производители имеют возможность приобрести на данной площадке необходимое оборудование, удобрения и др. ресурсы. Кроме того, платформа позволяет получить консультационные услуги, направленные на развитие собственного бизнеса. Также данная онлайн-платформа занимается сбором данных от различных фермеров, на условиях полной конфиденциальности, и предоставляет на их основе структурированную и полезную информацию. Обратившись к ней фермерские хозяйства могут определить те методы сбора урожая, которые являются наиболее эффективными и т.д. Благодаря аналитической информации о состоянии рынка, фермеры могут определять конкурентные преимущества и выстраивать стратегию развития бизнеса.

«Agrofy» — онлайн-рынок для аграриев, который создан в Латинской Америке. На данной площадке аграрии могут не только приобрести огромный ассортимент необходимых товаров, но и получить различные услуги финансового характера. Данный маркетплейс разработал целые пакеты подобных услуг, доступных для сельскохозяйственных производителей, в частности такие, как специализированные электронные кошельки.

«Indigo» — это агромаркетплейс, созданный в Америке в 2013 году. Помимо наличия большого числа необходимых товаров данная платформа позволяет фермерам пользоваться консалтинговыми и логистическими услугами. Данная площадка ориентирована на принцип стабильного развития сельскохозяйственного производства. Уже пять лет она активно продвигает специальную программу, предназначенную для накопления углерода в почве. Она предназначена для того, чтобы простимулировать фермеров к переходу на новейшие технологии, например «No-Till». Также данный маркетплейс вкладывает внушительные инвестиции в развитие экотехнологий и имеет более сотни патентов в данной сфере.

«eWorldTrade» — еще один крупнейший агромаркетплейс, который осуществляет свою деятельность во многих странах мира. Его штаб-квартира расположена в Техасе. У данной платформы есть огромный каталог потенциальных покупателей сельскохозяйственной продукции, также она реализует возможности премиального членства для зарегистрированных пользователей.

В последние годы российские онлайн-рынки для АПК также активно развиваются. Во многом сегодня этому способствует санкционное давление Западных стран. Поддержка цифровой трансформации осуществляется в России на государственном уровне, что оказывает влияние и на развитие агромаркетплейсов. Исходя из ориентации на цифровизацию всех экономических секторов, Правительство РФ стремится к развитию возможностей поддержки агропромышленных предприятий и МФХ, а также осуществления контроля над безопасностью товара в онлайн-формате.

В Российской Федерации была также утверждена Стратегия цифровизации агропромышленного комплекса в стране с перспективой до 2030 года. При этом инновационные технологии планируется применять для увеличения продуктивности процесса производства и сбыта для компаний и фермерских хозяйств АПК. Согласно плану, к 2030 году более чем половине малых предприятий сельскохозяйственного сектора будут доступны цифровые каналы реализации собственной продукции.

Таким образом, сегодня агромаркетплейсы активно развиваются во многих странах, позволяя фермерам и агропромышленным предприятиям не только расширять возможности сбыта собственной продукции и приобретать необходимые ресурсы, но и получать необходимую информацию о последних достижениях в сфере сельскохозяйственного производства, увеличивая свои конкурентные преимущества. Рассмотренный в данной статье мировой опыт развития маркетплексов для АПК может быть заимствован отечественным цифровым рынком с целью разработки эффективных российских платформ для онлайн-торговли в сфере сельского хозяйства.

References

1) Баторшина Г.Д., Молодцов И.Н. Коммуникации цифровых платформ, на примере маркетплейсов агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. - 2022. - №11 (138);
2) Романенко, Ю.А. Тенденции развития российских маркетплейсов // Будущее науки: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества: Сборник научных статей Всероссийской молодежной научной конференции. В 3-х томах, Курск, 30 мая 2023 года / Отв. редактор А.А. Горохов. Том 1. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. - С. 243-246;
3) Хлебович, Д.И. Специализированный маркетплейс как перспективный формат электронной коммерции / Д.И. Хлебович, И.В. Кордина // Beneficium. - 2023. - № 1(46). -С. 51-59;
4) «Двигатели прогресса: как маркетплейсы совершенствуют агробизнес» // URL: https://xne1alid.xp1ai/journal/publication/448?ysclid=lx8usn9l26538213652 (дата обращения 09.06.2024);
5) «Маркетплейсы в России и мире: тренды и перспективы для российских продавцов» // URL: https://secrets.tinkoff.ru/razvitie/trendy-i-perspektivy-prodavcov-na-marketpleysah (дата обращения 10.06.2024);
6) «Маркетплейсы для фермеров: почему это лучше ярмарки или обычного рынка» // URL: https://forum.market/ru/p/7434-marketplejsy-dlya-fermerov-pochemu-eto-luchshe-yarmarki-ili-obychnogo-rynka (дата обращения 09.06.2024);
7) «Agricultural Products Market Outlook 2022 – 2026» // URL: https://www.reportlinker.com/clp/global/13779 (дата обращения 10.06.2024).