Abstract: This scientific work analyzes the stages of advertising evolution from the times of ancient civilizations to the modern stage, which determine the role of advertising itself both in the economy and in culture. The author of the article considers the main stages, which include not only oral, but also written advertising of the ancient Egyptian civilization and the Roman Empire, as well as the first printed advertising with the advent of the typographic printing press, including the significant impact of the industrial revolution on information channels. Much attention is paid to the promotion of branding, as well as various advertising campaigns in the 20th century, in addition to the transition to digital media and network media in the 21st century. Current changes in consumer preferences and psychology of the target audience are studied, including ethical issues that arise in the context of the advertising industry. The work determines the importance of advertising as a mechanism of a certain influence on public thinking and the development of trends.
Keywords: advertising, history of development, types of advertising, advertising campaigns, social changes, culture, society.
Введение
Реклама является важной частью современной культуры и экономики, которая играет ключевую роль в укреплении общественного мышления и потребительских предпочтений [7]. С начала появления первая реклама претерпела существенные изменения, которые отражают не только социальные изменения, а так же экономические изменения и технологическое развитие. Данная научная статья рассматривает основные периоды развития рекламы с древней эпохи до современного этапа [6].
Методика исследования:
— исторический анализ;
— сопоставительный анализ;
— контекстуальный анализ;
— эффективные кейс-стадии.
«К данной тематике обращаются сегодня Г. А. Арышева, А. Г. Голиков, Н. А. Грик, Л. М. Дамешек, К. С. Корнилова, Л. М. Коротеева, С. В. Малых, Д. В. Николаева, А. А. Степанов и другие исследователи» [10, с. 30].
Первоисточники рекламы можно отследить до периода древних цивилизаций, как например Древний Египет и Междуречье. Первые рекламные упоминания в данную эпоху были в виде различных изображений и надписей иероглифов, не только на стенах храмов, но и в общественных местах, которые сообщали информацию о различных товарах, своих услугах и публичных событиях, как например, информация о продаже земель (или рабов) [5].
«Например, одним из древнейших рекламных текстов является высеченная на камне надпись, найденная в развалинах древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения» [1, с. 203].
В Древней Греции рекламная деятельность получила наиболее структурированный вид. Торговцы применяли своеобразные афиши для того, чтобы информировать о существующих видах товара на рынках в данный момент.
«Другую раннюю разновидность рекламы олицетворял собой городской глашатай. «Золотой век» Древней Греции видел глашатаев, которые ходили по улицам Афин, возглашая о продажах рабов, скота и прочих товаров» [9, с. 70].
В Древнем Риме реклама являлась повседневной практикой, а стенды с рекламными объявлениями располагались на римских улицах, в том числе применялись глашатаи для распространения новостей не только о спортивных мероприятиях, но и различных играх.
С расширением торговли в период Ренессанса реклама принимала наиболее сложные виды и форматы. А появление первых газет в 17 веке открыло новые горизонты для распространения различной информации не только о товарах, но и о своих услугах. В то время печатная реклама являлась наиболее популярной, так же рекламные объявления включали в себя и описания товаров [4].
Промышленная революция привела к существенным изменениям в рекламной деятельности. Повышение производства различных товаров и урбанизация способствовали стремительному развитию современного рынка. Реклама является важным механизмом для привлечения целевой аудитории. В данный период времени начали появляться профильные рекламные агентства, как например, N.W. Ayer & Son, которое было основано в 1869 году и является старейшим рекламным агентством в США.
С повышением конкурентоспособности различные компании начали разрабатывать и продвигать собственные бренды для того, чтобы выделиться на мировом рынке. Эффективными примерами являются компании, как например Кока-Кола и Pears Soap «глицериновое мыло», которые применяли и наружную рекламу для продвижения особенного имиджа [8].
В 20 веке появились различные крупные рекламные кампании, как например, I Love New York и Just Do It от Nike. Указанные кампании как продвигали определенные продукты и товары, а так же формировали эмоциональную связь с целевой аудиторией.
С глобальным развитием сети интернет рекламная индустрия претерпела значительные изменения. Разработка поисковых систем, социальных платформ, а так же приложений для мобильных устройств открыло актуальные возможности для всех рекламодателей. Реклама в социальных сетях предоставляет возможность наиболее точно настраиваться на целевую аудиторию, а так же эффективно отслеживать результативность кампаний [3].
Рассмотрим примеры развития рекламы
Пример 1. Реклама в древней цивилизации:
— античная Греция: афиняне применяли разные публичные объявления не только на стенах, но и в античных театрах для того, чтобы сообщать о предстоящих культурных мероприятиях или информировать о товарах.
Пример 2. Реклама в средние века:
— реклама в устной форме: торговцы применяли для этой цели глашатаев для распространения информации о собственных товарах на разных ярмарках [2];
— символы и знаки: торговые лавки применяли разные вывески с изображениями своих товаров для того, чтобы привлекать посетителей, как например, знак пивной кружки или ножницы.
Пример 3. Реклама в Эпоху Ренессанса:
— книгоиздание 15-го века.
«Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450 год — год изобретения Гуттенбергом печатного станка. Рекламодателю не нужно было больше вручную изготовлять дополнительные экземпляры своих извещений. Первое печатное объявление на английском языке появилось в 1478г.» [9, с. 70].
Пример 4. Промыщленная революция 20 века:
«В конце XIX века возникает первое рекламное агентство «Айер и сын» (Филадельфия). А уже в XX веке американская ассоциация рекламы «Дядя Сэм» впервые появится на рекламных плакатах, призывающих новобранцев в армию США» [1, с. 204].
Пример 5. Рекламная индустрия 20 века:
— в 1920-х годах реклама звучала по радио станциям, в 1940-х годах реклама начала появляться на телевидении, а ярким примером являлась реклама Кока-Колы в телевизионных программах того времени;
— разработка брендов: первое упоминание известных брендов, как например, Marlboro, которые применяли креативную рекламу для развития своего имиджа.
Пример 6. Эра информационных технологий – 21 век:
— реклама в сети интернет: в 1994 году вышла первая реклама на баннере (баннер телекоммуникационной компании AT and T), кроме того в процессе развития различных поисковых систем и социальных медиа платформ реклама становится наиболее персонализированной, как например, Google и другие;
— блогеры и медиа персоны: с увеличением числа социальных платформ многие бренды начали активно сотрудничать с так называемыми инфлюенсерами для продвижения собственных товаров и предложений посредством социальных платформ.
Результаты
История развития рекламной деятельности распространяется на разные эпохи и различные культуры, с древних времен, в тот период, когда первые рекламные предложения появлялись на древних папирусах в древнеегипетской цивилизации, а так же на глиняных пластинах в Месопотамии. Со временем рекламная деятельность продолжала эволюционировать, интегрируясь в текущие изменения в социуме, как технологиях, так и в экономике. В эпоху средневековья реклама представляла собой виды вывесок, так же с появлением печатного станка в 15 веке наступила новая эпоха и печатные рекламные объявления были доступны целевой аудитории.
С 19 века рекламная деятельность получила развитие благодаря промышленной революции и расширением потребительского рынка. А появление новых средств массовой информации, как например радио и телевидение, определенным образом структурировало стратегии рекламы, которые делают ее наиболее динамичной и увлекательной. В конце 20 начале 21 века медийная реклама являлась доминирующей, что в свою очередь представляло новые перспективы для не только для таргетинга, но и для взаимодействия с целевой аудиторией.
Вывод
Реклама преодолела путь от примитивных объявлений до интегрированных маркетинговых концепций, влияющих на потребительские предпочтения целевой аудитории, а так же эффективное влияние на общественное восприятие. Рекламная индустрия стала одним из главных механизмов, как для бизнеса, так и для общественных изменений, в том числе культурных течений и политических движений.
Заключение
История рекламной деятельности является интересным путешествием сквозь время, которое отражает текущие изменения в социуме, развитии технологий и уровне культуры. С древнейших времён до настоящего времени реклама проходит процесс эволюции, а так же адаптируется к актуальным условиям и новым вызовам.
Представляется возможным ожидать перспективных изменений в рекламной деятельности, которые связаны с ростом технологических возможностей, в том числе и изменением привычек целевой аудитории.
Перспективы дальнейших исследований
Тенденции рекламы могут определяться развитием современных технологий, как например, искусственный разум, пространство виртуальной реальности и др. Данные технологии могут трансформировать существующие способы взаимодействия с целевой аудиторией, чтобы сделать рекламу наиболее индивидуализированной и соответствующей нормам.
При учете повышенного интереса к развитию на постоянной основе и ответственности современного социума, реклама, в том числе может являться механизмом продвижения позитивных изменений в социуме.
Необходимо, чтобы рекламные стратегии интегрировались к современным вызовам, а так же учитывали определенные интересы целевой аудитории, как например, бизнеса и социума в общем.
References
1. Аглямова, К. Р. История развития рекламы / К. Р. Аглямова // Шаг в историческую науку: материалы XIX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Екатеринбург, 26 апреля 2019 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2019. – С. 203-204.2. Безырганян, М. А. Реклама в деятельности организации - с древнейших времен до нашего времени / М. А. Безырганян, О. Л. Назарова // Современная модель управления: проблемы и перспективы: материалы V Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Магнитогорск, 29–30 октября 2021 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2021. – С. 145-153.
3. Денисов, А. И. История, современное состояние и перспективы развития рекламной деятельности / А. И. Денисов // Качество открытого дистанционного образования концепции, проблемы, решения (DEQ-2017). Молодежь и наука: материалы XIX международной научно-практической конференции и научно-практической конференции студентов, Жуковский, 08–22 декабря 2017 года. – Жуковский: Международный институт менеджмента ЛИНК, 2018. – С. 236-241.
4. Ковальчук, К. Е. Реклама как исторический источник / К. Е. Ковальчук // Молодёжь третьего тысячелетия: сборник научных статей, Омск, 01–26 апреля 2019 года. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2019. – С. 224-228.
5. Мартынова, Н. Н. Современное состояние и перспективы рекламной деятельности / Н. Н. Мартынова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2017. – № 6. – С. 270-276.
6. Рубцова, В. В. Реклама как отражение общественных явлений в различных исторических периодах / В. В. Рубцова, Н. В. Девдариани, Е. В. Рубцова // Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8, № 2(27). – С. 83-85.
7. Сабекия, Д. З. Реклама в эпоху античности / Д. З. Сабекия // Империи в мировой истории: актуальные проблемы современных исследований: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 14 мая 2021 года. – Стерлитамак: Башкирский государственный университет, 2021. – С. 19-21.
8. Шаповал, В. М. Античные истоки современной рекламы / В. М. Шаповал, О. Н. Уткина, Т. Д. Шестернина // Реклама, PR и медиа: современное состояние и перспективы развития: Сборник статей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24–25 марта 2022 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2022. – С. 71-76.
9. Шарипова Зарина Сафаровна Реклама: понятие, тенденции, перспективы её развития // Вестник ТГУПБП. 2010. №1. – С. 67-74.
10. Якутина Елена Николаевна Реклама как исторический источник // ЭСГИ. 2017. №4 (16).