Non-normative businesswoman work life quality assessment aspects

UDC 332.1, 332.012.23
Publication date: 07.07.2020
International Journal of Professional Science №7-2020

Non-normative businesswoman work life quality assessment aspects

Ненормативные аспекты оценки качества трудовой жизни деловых женщин

Zakharova S. G.
Borisov S.A.

1. к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
2. к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Захарова С.Г.
Борисов С.А.

1. Ph.D., Associate Professor of Management and Public Administration Nizhny Novgorod state University named after N.I. Lobachevsky
Nizhny Novgorod, Russia
2. Ph.D., Associate Professor of Management and Public Administration Nizhny Novgorod state University named after N.I. Lobachevsky
Nizhny Novgorod, Russia
Аннотация: В статье представлены результаты социологического опроса по оценке факторов, влияющих на качество жизни деловых женщин. Обоснована роль делового авторитета в удовлетворённости качеством трудовой жизни деловых женщин. Обозначены преимущества деловых женщин, обладающих авторитетом.

Abstract: The article provides the results of the sociological survey to assess the businesswoman life quality affecting factors. It justifies the role of business authority in businesswoman work life quality satisfaction. It defines the advantages of businesswomen with authority.
Ключевые слова: качество трудовой жизни, деловой авторитет, потребности, удовлетворённость качеством жизни.

Keywords: quality of life, work life quality, business authority, work life quality satisfaction.


Исследование качества жизни неразрывно связано с удовлетворением потребностей. Модель потребностей Маслоу во многом объясняет глубокие морально-нравственные характеристики общества и критерии поведения личности в социально-экономическом развитии в его динамическом изменении. Иерархия потребностей предполагает семь уровней, каждый из которых формируется только при удовлетворении или частичном удовлетворении потребностей более низкого порядка. Таким образом, базу пирамиды составляют физиологические потребности, необходимые для существования всем без исключения, а вершину – духовные, для реализации которых необходим определенный уровень образования и развития [1].

Стремление к карьерному росту женщин напрямую связано со стремлением реализации потребностей более высокого порядка, чем физиологические потребности, потребности в безопасности, признании и любви. Получая образование, финансовую независимость и возможность принятия решений, деловые женщины формируют необходимую для самореализации среду. В связи с этим, деловые женщины характеризуются высокой степенью потребностей в самореализации, саморазвитии, раскрытию творческих способностей, а для этого необходимо удовлетворение потребностей, характерных для первых четырёх ступеней не менее, чем на 65-70% [2].

            Уровень удовлетворения потребностей, связанных с самореализацией, оценить достаточно сложно. Ненормативные аспекты оценки качества жизни деловых женщин, связаны, в первую очередь, с авторитетностью в деловых кругах. Поскольку для эффективного взаимодействия, своевременного и качественного решения деловых вопросов вполне достаточно обладать безупречным авторитетом в бизнес-сообществе.  Многие интуитивно принимают мнение авторитетного человека, даже если его аргументы менее убедительны и интересны, чем аргументы оппонента.

Деловой авторитет руководителей является не только фактором развития социально-экономических отношений, но и важнейшим критерием удовлетворенности деловых женщин качеством их трудовой жизни. Понимая, что именно авторитет помогает решать деловые вопросы быстро и качественно, деловые женщины оценивают свою успешность по уровню роста характеризующих его параметров.

Имидж авторитетного руководителя является важнейшим конкурентным преимуществом в бизнес-среде [3]. Вместе с тем известно, что 47% руководящих позиций в деловой сфере занимают женщины [4] и, следовательно, деловые коммуникации с их участием определяют соответствующий процент развития бизнеса. В современной деловой среде, переход на цифровые технологии определил новые принципы эффективных коммуникаций в удалённом режиме, необходимые для решения деловых вопросов [5]. Авторитетного руководителя отличают:

  • глубина понимания вопроса, чёткость формулировок и обоснованность собственного мнения
  • умение структурировать мысли и логически их излагать
  • умение слышать своего собеседника, принимать его аргументы и примерять их в рамках собственной позиции.

Женщине, обладающей более эмоциональным характером, завоевать деловой авторитет среди мужчин совсем не просто.

Для выявления факторов, по которым определяется деловой авторитет, был проведён небольшой социологический опрос среди мужчин и женщин с высшим и неоконченным высшим образованием.

Социологический опрос предполагал только два вопроса:

  • Какими характеристиками нужно обладать женщине, чтобы завоевать деловой авторитет?
  • Какими характеристиками нужно обладать мужчине, чтобы завоевать деловой авторитет?

Респондентам был представлен перечень аналогичных характеристик, которые предлагалось проранжировать, т.е. поставить в определенном порядке. При этом, шкала предполагала диапазон от -5 до 5, где отрицательные значения означают скорее снижение значимости личности в деловых переговорах, а положительные значения означают факторы, влияющие на авторитет женщины (5 – важнейший фактор). В табл.1 представлены результаты опроса.

Таблица 1

Оценка показателей авторитетности

Показатели для ранжирования К вопросу об авторитете женщин К вопросу об авторитете мужчин
Оценка

М

Оценка

Ж

Оценка

М

Оценка

Ж

Эрудированность и ум

 

5,4 7,5 8,4 8,8
Структурированность мыслей и логика их изложения 8,9 6,4 7,8 7,7
Красота, гламурность, экстравогантность

 

-6,1 -3,4 -9,3 -9,1
Волевые качества и сила (стержень)

 

-0,1 -0,7 5,6 5,6
Умение много красиво говорить

 

-7,6 -2,4 -1,5 -6,7
Состоятельность

 

-0,9 2,2 4,5 4,6
Ухоженность и обаяние

 

5,4 6,3 -0,1 -0,1
Деловая хватка и коммуникабельность

 

6,7 7,8 7,9 6,2
Упорство/упрямство в достижении цели

 

0,2 -0,1 7,1 -0,4
Мужской стиль общения*/Свободный стиль общения** -9,1 -7,9 -6,7 -4,3

*  — в опросе об авторитете женщин

** — в опросе об авторитете мужчин

Как оказалось, многих мужчин поставил в тупик вопрос об оценке характеристик деловой женщины и всё же удалось построить диаграммы. Очень интересен момент, связанный с распределением мнений представителей разных полов по этой теме.

Удивительно, но ответы, распределённые по гендерному признаку, практически не отличаются. В главном мнения отличались только процентным соотношением и небольшим отклонением в вопросе состоятельности. Оказалось, для того, чтобы женщине завоевать авторитет среди мужчин, необходимо обладать умением структурировать свои мысли и логически их излагать, исключая эмоции и амбиции.

Заметим, что учитывалось мнение только мужчин и женщин с высшим образованием. Результаты исследования представлены на рис.1

Рисунок 1. Мнение мужчин и женщин об авторитете женщин

Отмечено, что женщины, обладающие авторитетом, комфортно чувствуют себя на руководящих должностях в коллективе. Они умеют строить отношения, ориентируясь на структурированные, обоснованные рассуждения, решая даже самые проблемные ситуации быстро и легко. Авторитетные женщины легко управляют процессами, и более искусно сглаживают конфликтные ситуации, стараясь учесть интересы оппонентов [4].  Коммуникабельные, эрудированные женщины, умеющие структурированно излагать своё мнение привлекают особый интерес мужчин по решению деловых вопросов. Кроме того, женщина, умеющая обосновать выбор решения и соблюдающая интересы всех сторон, умеющая снять противоречия интересов, имеющая свою личную точку зрения по существу вопроса, становится центром внимания. Имея авторитет в обществе, женщины становятся весьма влиятельными особами, поскольку управляют не процессами, а коммуникациями, выстраивают отношения, создают атмосферу. Кроме того, женщины-руководители, достигая высокого доверия со стороны подчиненных остаются верными принципам корпоративной социальной ответственности [6]. Логичным продолжением исследования представляется социологический опрос с аналогичными показателями, направленный на анализ характеристик авторитетности мужчин.

На рис.2 представлены результаты исследования.

Рисунок 2.  Мнение мужчин и женщин об авторитете мужчин

Как видно из рисунка, факторы, влияющие на деловой авторитет как мужчин, так и женщин мало отличается по своим характеристикам и не зависят от гендерного фактора.

Таким образом, небольшой социологический опрос позволил определить направление развития компетенций, необходимых для повышения делового авторитета в современном обществе и обеспечивающих удовлетворенность трудовой жизнью женщин, занимающих руководящие должности.