Abstract: The scientific work is devoted to the study of methods for analyzing the quality of music education using modern methods in two countries. As part of the rapid development of innovative technologies, educational institutions are striving to adapt innovative tools and resources, such as online courses, as well as electronic portfolios, to apply artificial intelligence and use the space of virtual reality and augmented reality. The author of the scientific work also draws attention to the monitoring system in a remote format. These methods provide an opportunity to improve the educational process, providing a comprehensive analysis of students' skills. As a result of the study, the author determines the main approaches and the effectiveness of these approaches in the framework of music education. The purpose of the scientific work is to study and systematize the approaches to assessing the quality of music education using modern technologies in two countries. This work aims to identify effective practices, as well as opportunities that will help improve the effectiveness of the educational process. In addition, the study affects the development of methodological recommendations for the adaptation of innovative technologies within the framework of music education in general.
Keywords: education system, educational process, music education, culture, traditions, innovations, methods and approaches.
Введение.
На сегодняшний день развитие информационных технологий в музыкальном обучении претерпевает существенные изменения. В двух рассматриваемых в научной работе странах применяются инновационные решения, как например, курсы в режиме онлайн, также учебные платформы для дистанционного формата обучения и др., которые являются основными инструментами в рамках обучения музыки.
«Проанализированы процессы становления и развития национальной системы музыкального образования (Ван Юйхэ, Лю Пэй, Ян Бохуа); раскрыты важные аспекты музыкально-исполнительской деятельности музыкантов и вокалистов (Гу Юй Мэй, Сюй Дин Чхун, Ван Лэй, Вэй Лимин, Гу Юй Мэй, Цзинь Нань, Чен Дин Чжао Веньфан и др.); обоснованы теоретико-методические основы подготовки будущих специалистов музыкально-эстетического воспитания учащихся в Китае (Ли Чуньпен, Лин Хай, Ма Цзюнь, Чжао Веньфан, Чен Дин Цзинь Нань, Цюй Сяо Юй, Чан Лиин, Чжан Й). В трудах китайских ученых (Дин Юнь, Ян Бохуа и др.) освещены вопросы содержания музыкального образования учащихся во внеклассной и внешкольной деятельности» [4, с. 75].
Материалы и методы исследования
Материалами исследования являются научные публикации по теме влияния инновационных технологий на доступность обучения, социальные аспекты музыкального образования в цифровую эпоху, а также интернет ресурсы с дидактическими материалами, цифровой контент рассматривается на примерах России и КНР.
Влияние инновационных технологий на доступность обучения, а также социальные аспекты музыкального образования в цифровую эпоху, которые рассматриваются в рамках настоящей статьи, требуют применения различных методов научного исследования. Ниже представлены основные методы, которые были использованы при написании данной статьи: синтез и анализ, контекстуальный анализ и сопоставительный анализ, конкретизация и абстрагирование, обзор литературы, наблюдение, сравнительный анализ.
В научной работе исследовали современные научные публикации по рассматриваемой тематике (влияния инновационных технологий на доступность обучения, социальные аспекты музыкального образования в цифровую эпоху) [3].
Контекстуальный анализ применялся с целью изучения дидактических материалов, а также учебных программ, которые применяются в данном формате обучения.
Сопоставительный анализ в научной работе применялся для определения преимуществ использования инновационных технологий в современном высшем образовании, а также их недостатки в сопоставлении с традиционными методами.
Подробно рассматривались успешные примеры внедрения использования влияния инновационных технологий на доступность обучения в современных учебных заведениях.
«По данным китайских ученых (Лянь Лю, Ма Гешунь, Сунь Цуньинь, Цзинь Нань, Чжай Хуань), развитие музыкального образования новейшей эпохи сказался такими ведущими тенденциями, как рост количества хоровых коллективов и разнообразия их типов, распространение хорового пения как массового социокультурного явления, проведение масштабных культурно-музыкальных мероприятий» [4, с. 75].
Исследование направлено на изучение влияния данных технологий на общий доступ к музыкальному образованию в России и Китае. В научной работе рассматривается социальный аспект, который взаимосвязан с адаптацией цифровых технологий в учебный процесс.
В настоящее время наблюдается повышенный рост использования курсов в режиме онлайн. Данные курсы предоставляют индивидуальные условия процесса обучения. Учебные платформы в России, как например, Xueersi Online School (学而思网校 真相定理文具套装 5件套) в Китае предоставляют открытый доступ к качественным учебным ресурсам, которые не зависят от локации обучающегося.
Применение искусственного разума в музыкальном образовании предоставляет возможность не только автоматизировать процесс анализа выполнения различных заданий, но и предоставляет обучающимся поддержку обратной связи в режиме реального времени. Данный факт способствует не только эффективному усвоению учебного материала, но и по повышает качество обучения в целом.
Пространство виртуальной реальности и дополненной предоставляют уникальные возможности обучающимся, вовлекая в образовательный процесс в процессе которого они активно взаимодействуют с различными виртуальными инструментами, а также преподавательским составом.
Цифровые технологии предоставляют возможность не только устранить барьеры, которые взаимосвязаны с открытым доступом к музыкальному обучению. Обучающиеся из различных регионов нашей страны и различных провинций Китая могут получить открытый доступ к цифровым ресурсам.
«В результате были достигнуты значительные успехи в интеграции Китая ИКТ и дистанционных технологий в систему образования. Так, например, создано большое количество цифровых ресурсов, в том числе курсы национального уровня, открытые видеокурсы, пятиминутные классы, MOOC (массовые открытые онлайновые курсы), микролекции и различные типы баз данных цифровых ресурсов. С помощью «Национальной программы обучения» Китай завершил широкомасштабную подготовку педагогических кадров в области использования новейших образовательных технологий. В Китае наблюдается большой спрос на различные продукты электронного обучения, которые применяются как в системе общего, так и высшего образования, создание подобных продуктов приносит значительную прибыль, поэтому можно ожидать дальнейшее интенсивное развитие данной сферы и в будущем» [5, с. 104].
Применение цифровых инструментов помогает повысить уровень вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Платформы в режиме онлайн, также игровые компоненты и ролевое моделирование предоставляет возможность для активного взаимодействия с преподавательским составом посредством сессий в режиме онлайн, которые делают процесс обучения одним из самых привлекательных на сегодняшний день.
Открытый доступ в образовании в режиме онлайн также способствует социальной адаптации. Данная адаптация предоставляет возможность обществу получать образование. Кроме того, обучающимся предоставляется возможность развивать собственные таланты, что значится особенно важным для стран с соответствующим социальным неравенством [1].
Рассмотрим примеры адаптации инновационных технологий
Пример 1. В нашей стране различные музыкальные учебные заведения адаптировали применение приложений для мобильных устройств. В КНР актуальны приложения для мобильных устройств, которые используются для обучения игре на различных музыкальных инструментах, как например, Yousician (интерактивный и обучающий музыкальный сервис, предназначенный для изучения и игры на музыкальных инструментах. В настоящее время он поддерживает следующие музыкальные инструменты: гитару, фортепиано (клавиатуру), укулеле, бас-гитару и вокал) или Simply ((ранее JoyTunes) — это частная компания, разрабатывающая программное обеспечение, которое обучает творческим хобби, от игры на музыкальных инструментах до рисования и многого другого).
Данные предложения для мобильных устройств предлагают уроки в интерактивном формате и поддержку обратной связи. Следует отметить, что данный формат обучения является не только доступным, но и привлекательным для молодого поколения.
«Учебные программы, которые инициирует как правительство, так и сами учебные учреждения, академические обмены и пр. предлагают возможности для повышения информационной грамотности администрации и педагогического состава. Что касается студентов, то в их случае повышение информационной грамотности может быть достигнуто за счет эффективного внедрения инновационных образовательных форм и технологий, а также положительной обратной связи в процессе обучения» [5, с. 105].
Пример 2. В России и КНР применяется социальное пространство для формирования музыкальных сообществ, в которых обучающиеся могут не только делиться собственными достижениями, но и получать поддержку обратной связи и общаться с единомышленниками. Данный факт способствует формированию поддерживающего пространства, повышает уровень мотивации к учебному процессу в целом [7].
Пример 3. Применение международных ресурсов.
На сегодняшний день обучающиеся из двух стран имеют открытый доступ к различным международным ресурсам, как например, библиотеки в режиме онлайн, а также видеоролики выступлений, а также мастер-классы знаменитых музыкантов. Сеть интернет расширяет горизонты и предоставляет возможности обучающимся проходить обучение у самых известных специалистов [2].
Пример 4. Инклюзивное образование. Современные технологии предоставляют возможность разрабатывать адаптивные дидактические материалы для обучающихся с особыми потребностями. В КНР в наши дни разрабатываются учебные программы с учётом индивидуальной специфики, делая данный процесс инклюзивным [6].
Заключение
Другими словами, современные технологии активно влияют на открытый доступ музыкального обучения в двух странах, что в данном случае помогает расширить возможности для образования среди разных слоёв населения.
Кроме того, улучшить качество образования и сформировать поддерживающее пространство (соцсети и сообщества), данные изменения открывают перспективные возможности для обучения музыке в контексте цифровой эпохи в будущем.
References
1. Адаменко, Н. Д. Изучение информационных технологий в китайской школе: история и тенденции / Н. Д. Адаменко, С. Сюн // Наука - образованию, производству, экономике: Материалы 74-й Региональной научно- практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 18 февраля 2022 года / Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. – С. 444-445. – EDN LTTHXC.2. Гэ, Ч. Специфика школьного музыкального образования в Китае / Ч. Гэ, С. Лю, Т. В. Оруп // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Выпуск 12. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. – С. 316-318. – EDN ACFLJQ.
3. Докучаева, Л. А. Влияние музыкальных течений на социум / Л. А. Докучаева, Е. А. Климова // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Оренбург, 26–27 мая 2022 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2022. – С. 337-340. – EDN HXUTHF.
4. Ииань, В. Развитие музыкального образования в Китае и России / В. Ииань // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 2(42). – С. 75-81. – DOI 10.25726/i1791-4215-8464-z. – EDN KZTTDJ.
5. Ляо, Ч. Пути внедрения дистанционного обучения в Китае / Ч. Ляо // Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия: Сборник трудов XIV международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 декабря 2021 года. Том Выпуск XIV. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2021. – С. 101-106. – EDN ONGKBC.
6. Тун, И. Интеграция современного образования и информационной технологии в Китае / И. Тун // ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ современной ПЕДАГОГИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 26 апреля 2020 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. – С. 38-42. – EDN SMYXHM.
7. Юдина, Т. Н. Влияние цифровых технологий на СМИ. О значении контента и культуры в РФ и Китае / Т. Н. Юдина // Глобальные вызовы международного сотрудничества: Сборник статей Международной научной ассамблеи, Москва, 16–17 ноября 2021 года / Под редакцией И.В. Ильина. – МОСКВА: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева, 2022. – С. 230-235. – DOI 10.46865/978-5-901640-38-8-2022-230-235. – EDN DQJFYB.