The role of news agencies in the modern media space

UDC 070
Publication date: 20.12.2023
International Journal of Professional Science №12-2023

The role of news agencies in the modern media space

Роль информационных агентств в современном медиапространстве

Kharchenko Anastasia Yurievna,
Gundarin Mikhail Vyacheslavovich
1. Master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State Social University"
2. Candidate of Philosophy, Associate Professor, Russian State Social University


Харченко Анастасия Юрьевна,
Гундарин Михаил Вячеславович
1. магистрант, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
2. кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Аннотация: В настоящее время в России активно развиваются информационные агентства, которые получили возможность формировать информационную повестку дня. История развития информационных агентств в России свидетельствует о том, что они определяют, какой информационный повод будет формировать общественное мнение и получит глобальное внимание со стороны аудитории. В настоящее время, в период, когда в России активно ведется информационное противостояние между СМИ недружественных стран и российской прессой, исследование роли информационных агентств в современном медиапространстве является особенно актуальным. В современном мире информационные агентства ориентированы на охват как можно большего количества аудитории и прибегают для этого к различным методам работы. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления роли информационных агентств в современном медиапространстве.

Abstract: Currently, news agencies are actively developing in Russia, which have the opportunity to shape the information agenda a day. The history of the development of news agencies in Russia indicates that they determine which informational occasion will shape public opinion and receive global attention from the audience. At present, during a period when Russia is actively engaged in information confrontation on the part of unfriendly countries and domestic news agencies that oppose them, the study of the role of news agencies in the modern media space is especially relevant. In the modern world, news agencies are focused on reaching as many audiences as possible and resort to various methods of work to do this. In connection with the above, the author of this article made an attempt to scientifically analyze and critically comprehend the role of news agencies in the modern media space.
Ключевые слова: информационное агентство, медиапространство, информационная повестка, информационный повод, информационное противостояние, роль информационных агентств.

Keywords: news agency, media space, information agenda, information occasion, information confrontation, the role of information agencies.


Введение. В настоящее время роль в медиапространстве современных информационных агентств значительна. Данные службы сбора новостей динамично развиваются с учётом изменений, происходящих в информационно-коммуникационной среде, а также требований ХХI века. Исследователи отмечают, что агентства оперативно и чутко реагируют на состояние медиасреды во всех её направлениях, начиная от предпочтений потребителей информации и заканчивая колебаниями политического климата в мире. Агентства аккумулировали в себе библиотеки профессиональных стандартов, относящихся к сбору, обработке, анализу информации. Кроме этого, они первыми предлагают изменить такие стандарты, если на это есть объективная причина. Именно поэтому особенности функционирования информационных агентств является своеобразным индикатором состояния всего медиапространства. [6, с. 763]

На специфику содержания материалов, предоставляемых информационными агентствами, оказывают большое влияние запросы потребителя медиапродукции. Такие запросы обычно требуют оперативных, конкретных и лаконичных данных о последних событиях в определённой сфере жизни человека, общества.

Таким образом, массовая коммуникация сегодня стала частью общества с его политической структурой, экономическими закономерностями, культурной жизнью. Дополнительно, она оказывает существенное влияние на международные, межличностные, межкорпоративные отношения. [2, с. 29]

Целью исследования в настоящей статье является определение и установление роли информационных агентств в современном медиапространстве. Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:

— изучить работу сегодня информационных агентств в медиапространстве;

— исследовать и определить роль информационного агентства ТАСС в современном медиапространстве;

— исследовать и определить роль международной медиагруппы «Россия сегодня» в современном медиапространстве;

— подвести общие итоги исследования.

В процессе написания статьи автором применялись следующие методы научного исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, логический метод.

Значение государственной информационной политики в России сегодня. Современный рынок имеет свои интересы в деятельности информационных агентств и предъявляет к ним особые требования. В этом случае приоритетным направлением является привлечение к информационному продукту медиапотребителя, а сам такой продукт предполагает конкурентоспособность.

Значительные изменения на медиарынке происходили в 2010-х годах. И.Е. Вагнер в своих научных работах указывал на то, что между субъектами, поставляющими на рынок информацию, существует серьёзная конкуренция. «Информационные интернет-агентства, осуществляя свою деятельность в конкурентной среде, стремятся расширять географию охвата медиапотребителя, используя для этого новые сегменты рынка.[3, с. 25]

Между тем в последнее время для общества государственная информационная политика (ГИП) имеет ключевое значение. Важную роль в процессе обеспечения стабильности общества, развития государства играют именно средства массовой информации, реализующие информационную политику государства. Среди них особое место в России занимают ТАСС и медиагруппа «Россия сегодня». Далее мы попытаемся определить их роль и место в общей системе государственной информационной политики.

ТАСС и «Россия сегодня» – проводники в информационную политику государства. Напряжённость в информационной сфере всего мира создаёт ситуация, когда потребители информационного контента, в том числе граждане РФ, постоянно сталкиваются с фейковыми новостями. Поэтому органам власти различного уровня, правительственным и неправительственным организациям, широким слоям общества необходимо совершенствовать принципы, механизмы, посредством которых реализуется государственная информационная политика. Главной задачей современности в этом отношении является повышение значения ГИП в процессах, относящихся к «пятой информационной революции».

Информационные агентства ТАСС и «Россия сегодня» – это два крупных международных СМИ, учредителями которых является Российская Федерация, поэтому они финансируются из государственного бюджета. Данный статус даёт информационным агентствам большие возможности, но, в то же время, накладывает серьёзные обязательства перед государством, что отражается на требованиях к журналистам организаций. [1, с. 82]

ТАСС, «Россия сегодня» реализуют задачи освещения государственной политики, общественной жизни в масштабе всей страны. Они освещают работу органов государственной власти всех уровней, содействуют развитию свободы слова, доступности массовой информации, формированию различных мнений, международному сотрудничеству между правительственными структурами, общественными организациями, бизнесом, отдельными гражданами. Одним из приоритетов деятельности обозначенных информационных агентств является сохранение национального единства, культурного, исторического наследия России.

Безусловно, есть и отличия в практической деятельности агентств ТАСС и «Россия сегодня». Например, среди своих целей первый отмечает получение прибыли. В свою очередь, второй указывает на цель обеспечения национальных интересов государства в деле развития информационного общества в России, а так же осуществление международного сотрудничества на уровне стран мира. [7, с. 743]

Необходимо отметить, что в условиях современного информационного пространства к продуктам, производимым информационными агентствами, обращаются как средства массовой информации, так и организации, учреждения, не относящиеся к ним, но нуждающиеся в краткой, чёткой и достоверной информации. Что сегодня осложняется напором со стороны недружественных стран, ведущих свою информационную политику. В связи с этим ТАСС и «Россия сегодня» вынуждены в большой мере отражать политику России на международной арене, отвечая на действия других государств.

Таблица 1

Публикации агентств ТАСС и международной медиагруппы «Россия сегодня» о противостоянии России с недружественными странами

Информационное агентство ТАСС Международная медиагруппа «Россия сегодня»
3 августа, 12:53

Какие страны входят в список недружественных России стран

 

29 марта, 14:51,

Песков предупредил, что война России и Запада — это надолго

 

16 ноября, 17:34,

МИД заявил, что граждане недружественных стран активно пользуются электронной визой РФ

 

31 мая, 16:17,

ФРГ потребовала от России прекратить работу четырех генконсульств в Германии к 2024 году

31 октября 2022, 14:19

Российская экономика плавно адаптируется к вызовам, заявил Мишустин

 

29 октября 2022, 08:00
Прыгнуть до потолка: Европа запускает танкерный кризис

 

26 апреля, 22:22

Кремль призвал Польшу ждать ответа на изъятие денег со счетов посольства РФ

 

31 августа, 15:46

В ЕК не смогли ответить на вопрос о том, откажется ли ЕС от российского СПГ

23 декабря 2022, 18:00

Экономические итоги 2022 года: Европа проводила Россию на Восток

 

17 октября, 14:22,

Лукашенко заявил, что Белоруссия и Иран должны вместе противостоять выпадам США и Запада

29 августа, 08:00
Санкции не помогли: на Запад навалились засухи и рекордные урожаи в России 

29 сентября, 18:54

«Ничтожный жест». Посольство РФ прокомментировало новые санкции Британии

 

16 ноября, 20:45
США заявили, что делают все для ограничения нефтяных доходов России

Интерес медиапотребителя к информационному продукту часто объясняется тем, что современный человек ограничен временем, поэтому он ищет продукт, удовлетворяющий требованиям, изложенным выше. Кроме этого, пользователя привлекает и качество речи, посредством которой передаются информационные материалы, их лаконичность, отсутствие экспрессии, авторских комментариев, перенасыщенности образов.

Закономерным становится вывод о том, что информационные агентства играют в современном обществе первостепенную роль в системе коммуникаций, что объясняется «ускорением темпа жизни, ростом социальной, экономической, политической активности населения». В этих условиях информация приобретает значение особой ценности, а скорость её распространения напрямую влияет на развитие многих сфер жизни общества. [4, с. 72]

Заключение и выводы. Подводя итог вышеизложенному, отметим, что ТАСС и «Россия сегодня», реализуя цели и задачи государственной информационной политики, осуществляют свою деятельность в следующих направлениях: [8, с. 265]

—  освещения главных событий политики, культуры, науки, спорта, общественной жизни, как внутри страны, так и за её пределами;

— обеспечение национальных интересов Российской Федерации в сфере информационной безопасности, включая формирование информационной повестки дня, в которой информационные темы рассматриваются под определенным углом зрения;

— совершенствование международного сотрудничества в области информационного обмена;

— сохранение свободы средств массовой информации и многополярности мнений;

— реформирование информационного общества в РФ;

— противостояние информационной политике Запада.

Данные направления деятельности информационных агентств ТАСС и «Россия сегодня» указывают на то, что они являются активными проводниками государственной информационной политики Российской Федерации.

References

1. Жапаркулова, А. Ж. Деятельность отечественных информационных интернет-агентств и их роль в современном обществе / А. Ж. Жапаркулова, Ж. А. Мамышева // Вестник Кыргызского Национального Университета имени Жусупа Баласагына. – 2018. – № 2(94). – С. 80-83.
2. Коробов, А. А. Информационные агентства как проводники государственной информационной политики (на примере ТАСС) и МИА "Россия сегодня") / А. А. Коробов, А. А. Рябов // Вестник Поволжского института управления. – 2020. – Т. 20, № 3. – С. 24-31.
3. Курманина, Т. С. Особенности региональной повесткив федеральном информационном агентстве(на примере информационного агентства «Интерфакс») / Т. С. Курманина // Наука и школа. – 2020. – № 1. – С. 20-28.
4. Лакина, К. А. Функционирование информационных агентств в современных медиа условиях / К. А. Лакина // StudNet. – 2021. – Т. 4, № 3. – С. 23-28.
5. Мадера, М. Г. Роль информационных агентств в современных средствах массовой коммуникации / М. Г. Мадера // Дискурс. – 2018. – № 2. – С. 69-74.
6. Померанцева, Н. А. Эволюция информационных систем от международных информационных агентств "Блумберг" (Bloomberg) и "Доу Джонс" (Dow Jones) / Н. А. Померанцева // Вопросы теории и практики журналистики. – 2020. – Т. 9, № 4. – С. 758-769.
7. Стогова, Е. С. Жанровое разнообразие текстов современных информационных агентств / Е. С. Стогова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, № 3. – С. 740-744.
8. Стогова, Е. С. Информационные агентства в современной системе СМИ / Е. С. Стогова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2020. – № 3(66). – С. 262-268.