Modern problems of corporate governance in the Russian Federation

UDC 338.24
Publication date: 04.04.2022
International Journal of Professional Science №4-2022

Modern problems of corporate governance in the Russian Federation

Современные проблемы корпоративного управления в Российской Федерации

Zolotovsky A. S.
Adzhieva A.Y.

1. student of accounting financial faculty,
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar
2. PhD in Economics,
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar


Золотовский А.С.
Аджиева А.Ю.

1. студент факультета «Финансы и кредит»
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар
2. Кандидат экономических наук, доцент
Кубанский государственный аграрный университет Имени И.Т. Трубилина, Краснодар
Аннотация: В данной научной работе рассматриваются современные проблемы корпоративного управления в РФ. Раскрыто понятие «корпоративное управление». Подробно расписаны проблемы корпоративного управления. Сделаны выводы, что идеальной модели российского корпоративного управления пока на данный момент не существует. Модель корпоративного управления должна иметь четкие и измеримые показатели эффективности, базироваться на профессионализме сотрудников и разделении ответственности.

Abstract: This scientific work examines the modern problems of corporate governance in the Russian Federation. The concept of "corporate governance" is disclosed. The problems of corporate governance are described in detail. It is concluded that the ideal model of Russian corporate governance does not yet exist at the moment. The corporate governance model should have clear and measurable performance indicators, based on the professionalism of employees and the separation of responsibilities.
Ключевые слова: корпоративное управление, Россия, современные проблемы, модели, экономика.

Keywords: corporate governance, Russia, contemporary problems, models, economics


На сегодняшний день, будущее компаний во многом определяется качеством корпоративного управления, которое рассматривается как один из наиболее эффективных способов повышения инвестиционной привлекательности компаний и, как следствие, улучшения инвестиционного климата в стране [1].

Корпоративное управление представляет собой способ управления компанией, обеспечивающий справедливое и равноправное распределение результатов ее деятельности между всеми акционерами, а также другими заинтересованными сторонами [2,3].

Сама суть корпоративного управления заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффективно мониторить и контролировать деятельность менеджмента и тем самым способствовать повышению капитализации компании. Данный контроль включает в себя как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и нормативные механизмы. Ведь каждый акционер хочет точно знать, какую ответственность несут перед ними высшие должностные лица компании за достигнутые результаты. А инвесторы хотят понять, будет ли у них реальная возможность влиять на важные решения.

В свою очередь, в России проблема корпоративного управления стала проявляться примерно во второй половине девяностых. Основным вопросом, из-за которого были вызваны эти проблемы – являлись общемировые процессы и мировой финансовый кризис.

В современных условиях, на этапе обретения четких форм и характеристик российская модель корпоративного управления сталкивается с рядом проблем, с которыми российский бизнес не может или не хочет иметь дело [8]. Возможно, эти факторы только играют ему на руку. Эксперты и крупные компании, изучающие изменения в корпоративном управлении и непосредственно участвующие в его формировании, выделяют ряд современных проблем, требующих пристального внимания и изучения. И сейчас основной проблемой выделяют приватизацию, которая в свою очередь дала начало частной собственности в РФ, путем раздачи ваучеров. Таким образом, был исчерпан интерес внешних инвесторов к предприятиям.

К второстепенным проблемам можно отнести следующее [5,7]:

  1. классовый разрыв между обществом людей с высоким доходом и малосостоятельных лиц;
  2. информационная закрытость;
  3. неэффективная реализация принципов корпоративного управления из-за коррупции в судебной системе и правоохранительных органах;
  4. дефицит опытных руководителей и менеджеров;
  5. возвращение к начальным истокам (цикличность).

В совокупности, проблема корпоративного управления ведет к тому, что происходит создание механизмов, которые в будущем обеспечивают соблюдение интересов акционеров, владеющих корпорацией, в условиях, когда важная информация для принятия решений (как текущих, так и стратегических) распределяется асимметрично в пользу менеджеров, которые часто преследуют свои собственные интересы [4].

Прозрачная система корпоративного управления, основанная на системе сбалансированных интересов участников процесса, может напрямую повлиять на оценочную стоимость компании, так как она снижает рисквозникновения негативных факторов, в том числе следующих [9]:

– использование неиндивидуальных каналов распределения прибыли для приоритетных владельцев, например, через трансфертные цены и различные финансовые и юридические схемы;

– всесторонний доступ к информации о финансовом состоянии, истинных владельцах и аффилированных лицах, а также об условиях существенных сделок;

– использование неэтичных и незаконных методов (разбавление акций, вывод активов, не допуск на собрание акционеров, арест акций и т.д.).

Однако на развитие корпоративного управления в России сильное влияние оказывает государственная политика в отношении бизнеса. Речь идет о повышении прозрачности бизнеса. Информационная открытость невыгодна корпорациям, так как она делает компанию уязвимой для правоохранительных органов и государственных контролирующих органов [10].  Нередки примеры, когда происходило отлучение акционеров от собственности с участием коррупционеров, представителей правоохранительных и судебных органов [6].

Таким образом, можно сказать, что тенденция к усилению самого понятия «корпоративное управление» в России присутствует и благоприятно развивается. Способ улучшения корпоративных структур также зависит от внешних факторов, таких как влияние иностранных заинтересованных сторон, наличие листинга и конкуренция не только внутри страны, но и за рубежом. Чтобы увеличить корпоративное управление на степень, на котором оно в настоящее время находится в странах с развитой экономикой, потребует совместных усилий органов исполнительной и законодательной власти, привлечения частного сектора, представителей судебно-правовой и налоговой систем, компаний, заинтересованных в формировании и развитии российской модели корпоративного управления.

References

1. Желткова О.В. Инновационная привлекательность компании: система мотивации персонала / О. В. Желткова // Новый университет. Серия: Экономика и право.– 2013. –№ 6-7. –С. 55-59.
2. Золотовский, А.С. Методические подходы к формированию механизма обращения и регулирования эмиссии цифровых денег / А. С. Золотовский, А. А. Карартынян, Д. Я. Родин //Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – №32 (6). – С. 289-297.
3. .Миргалеева А.И. Лояльность и преданность персонала // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. Вып. 6-2. С. 63–66.
4. Нери О. Экономические реформы, корпоративное управление и метод приватизации как детерминанты изменения результатов деятельности новых приватизированных фирм: на примере стран MENA // JournalofManagement&Governance. 2014. Т. 18. С. 95–127.
5. Олейник А. «Институциональные ловушки» постприватизационного периода в России // Вопросы экономики. 2004. № 2. С. 2–4.
6. Орехов С.А., Глазов Р.В. Особенности формирования российских систем корпоративного управления // Транспортное дело России. 2010. № 6. С. 146–147.
7. Родин Д.Я., Карартынян А.А., Хаджиев К.А. Методические подходы к оценке справедливой стоимости корпоративных институтов в условиях рыночной неопределенности / Д.Я. Родин, А.А. Карартынян, К.А. Хаджиев // Вектор экономики. – 2021. – №2. – С. 1-15.
8. Дикарева И.А., Аджиева А.Ю., Буянова А.С. Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования в России // Финансы: теория и практика. 2019. С. 108.
9. Мазлоев В.З., Аджиева А.Ю. Формирование конкурентноспособной институциональной среды на региональном рынке АПК // Экономические науки. 2010. № 63. С. 173-177.
10. Дикарева И.А., Аджиева А.Ю., Буянова А.С. Активы коммерческого банка: сущность и система управления // Финансы: теория и практика. 2019. С. 102.