Blogging in education: fashionable trend or need

UDC 37
Publication date: 20.02.2024
International Journal of Professional Science №2-1-2024

Blogging in education: fashionable trend or need

Блогерство в образовании: модная тенденция или потребность

Baburina Natalia Andreevna
Voronezh region, Voronezh city
Municipal budgetary educational institution secondary school No. 47
Teacher of Russian language and literature of the highest qualification category


Бабурина Наталия Андреевна
Воронежская область, город Воронеж
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 47
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Аннотация: Данная статья рассматривает современную трендовую деятельность – блогерство – как один из видов педагогической работы. Значимость интернет-пространства в жизни современного человека, его влияние на изменения и нововведения в сфере образования обусловили появление учителей-блогеров, которые перенесли свои знания, идеи и взгляды на онлайн-платформы. Здесь мы рассматриваем преимущества и возможности, которые современному педагогу дает ведение блога, тематики педагогических блогов и разнообразие интернет-платформ, подходящих для ведения блогов, а также условия эффективного осуществления блогерской деятельности. Статья выявляет сущность рассматриваемого явления, определяя, является ли блогерство в педагогической среде лишь очередной модной тенденцией или его появление продиктовано определенными общественными потребностями и играет важную роль в современном образовании. Также в статье рассматриваются некоторые примеры педагогов-блогеров и опыт их деятельности, отношение учащихся и их родителей к блогерской деятельности педагогов.

Abstract: This article examines the modern trend activity - blogging - as one of the types of pedagogical work. The significance of the Internet space in the life of a modern person, its influence on changes and innovations in the field of education led to the emergence of teacher bloggers who transferred their knowledge, ideas and views to online platforms. Here we consider the advantages and opportunities that blogging gives a modern teacher, the topics of pedagogical blogs and the variety of Internet platforms suitable for blogging, as well as the conditions for the effective implementation of blogging activities. The article reveals the essence of the phenomenon under consideration, determining whether blogging in the teaching environment is just another fashionable trend or its appearance is dictated by certain social needs and plays an important role in modern education. The article also discusses some examples of teacher-bloggers and the experience of their activities, the attitude of students and their parents to the blogging activities of teachers.
Ключевые слова: интернет, блогерство, блог, образование, педагогический блог, контент.

Keywords: Internet, blogging, blog, education, pedagogical blog, content.


На сегодняшний день практически все сферы жизни человека, так или иначе, взаимосвязаны с Интернет-пространством. Оно обеспечивает нас множеством возможностей для обучения, работы, отдыха и развлечений, дает доступ к практически неограниченному спектру информации. Приобщение к сетевым ресурсам и обучение поиску образовательной информации сегодня начинается уже со школьной скамьи, а значит задача современного учителя – самому в достаточной степени быть посвященным в особенности всемирной паутины и следить за новыми веяниями, возникающими на ее просторах. [4]

Наиболее распространенным способом использования сетевых возможностей работниками сферы образования является поиск и отбор информации для повышения собственного уровня знаний и квалификации, знакомство с новыми методиками и технологиями обучения, обновление базы дидактических материалов. Но помимо поиска и изучения предоставляемых интернетом ресурсов, учителя сегодня осваивают новую нишу – педагогическое блогерство.

Работа в блогсфере уже третье десятилетие набирает обороты в России, и свои собственные блоги создают даже дети. Блог (от англ. blog или «web log» – «сетевой журнал» / «дневник событий») стал одним из самых популярных сервисов, в рамках которого каждый может регулярно пополнять историю собственной информационной ленты на определенную тематику в различных форматах. Обучающих блогов уже довольно много, и педагоги, занимающиеся созданием собственного контента, довольно органично вливаются в современную информационную среду. Они делятся не только знаниями, но и собственными идеями и наработками, а также в виде обратной связи получают критику своей деятельности, хоть и далеко не всегда объективную, что обусловлено общедоступностью выкладываемой информации и свободой высказывания для каждого желающего. [1]

Чаще всего блог представляет собой своего рода монолог на определенную тему, направленность которого может корректироваться активностью аудитории. Образовательный же блог может рассматриваться как одна из современных технологий открытого образования со своеобразной структурой и оригинальным функционалом. В обстоятельствах, когда молодое поколение зачастую уделяет гораздо больше времени и внимания онлайн-пространству, чем реальному общению, блог для учителя становится тем местом, где он может быть услышан, перенеся свою деятельность в ту сферу, осваивание которой для учащихся интересно и привычно. Но является ли такой подход оправданным методом образовательной деятельности или представляет собой лишь дань моде и отнимает внимание преподавателей от более значимой работы? [7]

Проведенные в данной сфере исследования позволяют заключить, что ведение блога имеет ряд характеристик, формирующих положительное отношение социума к нему: [8]

— создаваемый отдельной личностью, каждый блог сопоставляется с автором как отражение его мыслей и позиции по представляемой тематике, что формирует его аудиторию в соответствии с общностью точки зрения;

— блог представляет собой информационный поток, изложенный в хронологическом порядке, позволяя формировать отсылки на ранее представленную информацию, а также возвращаться к интересующим моментам; кроме того хронологическая последовательность позволяет в продолжении длительного периода блогеру и его аудитории представлять и знакомиться соответственно с обширным материалом на заданную тематику;

— блог, созданный на какой-либо интернет-платформе, позволяет организовать не просто источник информации, но и среду для ее обсуждения, диалога с аудиторией, и даже дискуссионных клубов; возможность аудитории задавать вопросы и оставлять отзывы не только способствуют улучшению контента блогера, но и повышают заинтересованность самой аудитории.

Таким образом мы видим, что блог в современном мире является одним из вариантов активного социального взаимодействия, а значит его использование в образовательной среде является, если не задачей повышенной важности, то по крайней мере потребностью общества, в частности учащихся школ и других образовательных учреждений.

По нашему мнению блогерская деятельность способствует саморазвитию педагога, она совершенствует его навыки как профессиональные, так и в сфере информационных технологий, расширяет рамки педагогического влияния и социального взаимодействия. К тому же в блогерской деятельности педагог раскрывает себя не только как профессионал, но и как личность. Именно проявление личностного отношения к презентуемой информации располагает аудиторию и завоевывает доверие и авторитет. [6]

Так как блогерство в наши дни их хобби переросло в професию, причем довольно популярную и уважаемую подрастающим поколением, дети относятся к педагогам-блогерам с восхищением. К тому же доступность блогов широкой аудитории формирует открытость и прозрачность деятельности педагога, публикующего свою работу и взгляд на нее. Этот аспект стал крайне важен для родителей учащихся, которые теперь могут дистанционно оценить актуальность и качество знаний, предоставляемых их детям, а также самим активно принимать участие в анализе и обсуждении изучаемой ими информации.

Выбор учителем платформы для осуществления блогерской деятельность чаще всего продиктован конкретными педагогическими целями. Большие объемы текстовой информации, содержащие в себе помимо излагаемых фактов рассуждения по рассматриваемой теме, иллюстрации к ним, удобнее всего размещать в социальных сетях типа ВКонтакте, либо мессенджерах, позволяющих создавать собственный новостной канал, таких как Телеграмм. Для тех, кто освоил навыки видеосъемки, монтажа и других тонкостей подготовки видео-контента, распространенным выбором является сервис для создания видео TikTok и видеохостинг YouTube. [2]

Темы, избираемые педагогами для блогов, довольно обширны. Помимо предметных блогов, где учителя посвящают статьи и ролики объяснению сложных и интересны тем, рассматриваемых также на уроках в школе, существуют также методические блоги с педагогическими лайфхаками, которые будут интересны другим педагогам, в том числе начинающим. Таки образом осуществляется преемственность педагогического опыта в интернет-пространстве. В блоге учитель может рассказать о приемах работы с отстающими учениками, способы обустройства учебного пространства и мотивационного воздействия на учащихся. Педагог может просто делиться в блоге интересными историями из профессиональной практики, что будет способствовать в основном повышению его популярности, но не конкретным образовательным целям. Хотя, если брать во внимание уважительное отношение учащихся к блогеству в целом, то данная концепция тоже может косвенно положительно повлиять на педагогическую деятельность.

Пользователей в сети более всего привлекают качественно оформленные материалы, красочные, интересные. Если это текст, то  не сухая научная статья, а грамотно фрагментированный, иллюстрированный материал, поданный доступным и живым языком. Видео же должны быть сняты в хорошем разрешении, с правильно подобранным фоном, чистой звуковой дорожкой, и в целом достаточно внимания должно быть уделено не только информационным материалам, но и эстетике.

Рассмотрим некоторые примеры педагогов-блогеров, успешно совмещающих блогерство с профессиональной деятельностью уже на протяжении продолжительного промежутка времени. Екатерина Петровна Тихонова или Kate_happy_teacher, как она назвала себя в онлайн, учитель начальных классов, ведет блог в Телеграмме, где у нее почти 28 тысяч подписчиков, а также публикует материалы в ВК. Она является членом Всероссийского сообщества Наставников и помогает в работе множеству педагогов, в своем блоге она поднимает такие темы как профессиональное выгорание, конфликтные ситуации с родителями учащихся и многое другое, а также просто старается давать мотивацию и позитивный настрой другим преподавателям, в частности собственным примером. [5]

Федотов Андрей Борисович – учитель английского языка из Белгорода, ставший в 2019 году победителем премии «ПРО Образование» за лучшый образовательный блог. Его группа во ВКонтакте «Учитель от БлОГА» имеет 50 тысяч подписчиков. Фото и видео контент юмористического плана на тему школьных будней нашел отклик как у детей, так и у их родителей и учителей. Он призывает к позитивному отношению даже к самой тяжелой, будничной, рутинной работе, такой как проверка огромного количества тетрадей. Свои видеоролики он также публикует в TikTok.

Запущенная в 2017 году, платформа TikTok сегодня самый популярный ресурс для просмотра видео у школьников и многих взрослых, хотя их формат ограничен весьма узкими временными рамками. Педагоги отмечают, что для налаживания контакта с учащимися необходимо знать, чем последние интересуются, что у них можно, поэтому осваивание того же TikTok часто позволяет найти общий язык с детьми и вызвать интерес к себе и своим словам.

Так например, Любовь Дмитриевна Гараз – преподаватель русского языка, имеет на своем канале в TikTok уже почти 205 тысяч подписчиков. Свой многолетний стаж работы она реализует в разъяснении сложных тем школьной филологии. А Николай Милованов, не смотря на преклонный возраст, весьма успешно освоил молодежную платформу, что бы в задорной форме рассказывать школьникам о физике и математике. Почти 200 тысяч подписчиков, преимущественно благодарных, ежедневно узнают на его канале, что точные науки – это не скучно и не страшно. [3]

Молодой преподаватель английского Евгений Курчанов завоевал в TikTok внимание более 7 миллионов подписчиков, но не ограничился форматом данного сервиса и публикует материалы в ВК и Теллеграмме. Максимально, насколько может себе позволить педагог, приближенная к подростковой лексика, использование сленга, помогли ему вызвать интерес к предмету и вовлечь в своеобразный образовательный процесс множество учеников.

Итак, исходя из общего анализа блогерской деятельности педагогов и конкретных примеров, приведенных здесь, мы можем с уверенностью сказать, что быть блогером для современного педагога – не только следование модным тенденциям, но и весьма эффективный способ воздействия на ученическую аудиторию. Изучение новых трендов для учителя само по себе уже является одной из важных задач, так как постоянное взаимодействие с подрастающим поколением требует умения ориентироваться в интересах детей и понимать, чем они живут, о чем говорят и к чему стремятся.

Умение же влиться в среду, привычную и комфортную для молодежи – зачастую сложнореализуемый, но оправданный процесс, приводящий к повышению собственного авторитета среди учащихся и возможности вызвать ответный интерес к собственному мировоззрению, объему знаний и навыков. Таким образом, через принятие инноваций и овладение новыми тенденциями педагог прокладывает дорогу к взаимопониманию и обеспечивает преемственность знаний на базе новой социо-культурной среды.

References

1. Архипова, В. Ю. Блогерство: социологический аспект / В. Ю. Архипова // Мир современной науки. – 2020. – № 3(61). – С. 56-58.
2. Вахрушева, Е. Е. Блоги и блогерство как элемент сетевого информационного пространства / Е. Е. Вахрушева // NovaInfo.Ru. – 2023. – № 140. – С. 93-94.
3. Вишневская, И. В. Блогерство педагога - новый тренд образования / И. В. Вишневская // Молодой ученый. – 2022. – № S30-1(425-1). – С. 17-18.
4. Костикова, Л. П. Цифровые технологии в языковой подготовке студентов вуза: образовательное блогерство / Л. П. Костикова, М. А. Сиваков // Психолого-педагогический поиск. – 2023. – № 2(66). – С. 7-14.
5. Миляева, Е. Г. Блогерство как способ построения цифровой идентичности в условиях Web 2.0 / Е. Г. Миляева // Цифровой ученый: лаборатория философа. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 40-47.
6. Попова, Д. Г. Блогерство и журналистика: сходства и отличия / Д. Г. Попова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 38. – С. 492-496.
7. Такиуллина, А. Р. Роль блогов и блогерства в Сети интернет / А. Р. Такиуллина // NovaInfo.Ru. – 2023. – № 137. – С. 184-185.
8. Шубина, И. В. Блогерство как социокультурный феномен / И. В. Шубина // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2020. – Т. 11, № 5(47). – С. 213-218.