Ethnic diasporas as a factor and subject of integration of migrants in the region

UDC 249
Publication date: 28.05.2024
International Journal of Professional Science №5-1-2024

Ethnic diasporas as a factor and subject of integration of migrants in the region

Этнические диаспоры как фактор и субъект интеграции мигрантов в регионе

Kasich I.F.
Scientific supervisor: Krivonosova L.A.
1. Postgraduate student of the Far Eastern University
Institute of Management – RANEPA Branch
2. Doctor of Social Professor of the Far Eastern
Institute of Management – RANEPA Branch


Касич И.Ф.
Научный руководитель: Кривоносова Л.А.
1. аспирант Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС
2. доктор соц. наук, профессор Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС
Аннотация: В статье рассматривается проблема этнической миграции как фактора социально-экономического развития, актуальность гармонизации межэтнических отношений, обозначены задачи и функции диаспор, определена роль влияния диаспор на процесс адаптации и интеграции мигрантов.

Abstract: The article examines the problem of ethnic migration as a factor of socio-economic development, the relevance of harmonization of interethnic relations, identifies the tasks and functions of diasporas, defines the role of the influence of diasporas on the process of adaptation and integration of migrants.
Ключевые слова: миграция, диаспора, адаптация, интеграция, ассимиляция.

Keywords: migration, diaspora, adaptation, integration, assimilation


             Современное общество характеризуется постоянными миграционными потоками в связи с большей мобильностью населения, желанием улучшения условий жизни, переездом на новое место работы, а также затяжными государственными конфликтами, обусловливающими постоянный поток беженцев. Рост числа мигрантов, в свою очередь, вызывает межэтническую напряженность в принимающей стране.

Для Хабаровского края и для всего российского Дальнего Востока проблема этнической миграции как фактора социально-экономического развития становится, в последнее время, все более жизненно важной. Статус Дальневосточного федерального округа позиционируется в качестве территории особого внимания, что способствует повышению   его миграционной привлекательности, особенно для граждан государств постсоветского пространства. Хабаровский край рассматривается мигрантами как территория, испытывающая острую нужду в трудовых ресурсах на фоне продолжающегося здесь демографического кризиса и непрекращающегося оттока населения, и, как следствие, наличия свободных рабочих мест и возможностей социального обустройства.

Так же следует отметить, что многонациональный и многоконфессиональный  состав  местного населения Хабаровского края, в большинстве состоящий  из  мигрантов или их потомков и лишь незначительного количества коренных народов Приамурья,  создают  для  этнических  мигрантов  более комфортные условия, чем в   регионах, где состав населения традиционно отличается этнической и  культурной устойчивостью.

Миграционные процессы в Хабаровском крае, в последнее время, демонстрируют новые тенденции развития. Прежде всего, это касается социально-демографических характеристик въезжающих мигрантов. В последние годы лидирующее положение стали занимать выходцы из стран Средней Азии. В Хабаровском крае доминируют представители Таджикистана.

В числе особенностей, отличающих миграцию в Хабаровском крае, следует отметить   низкий уровень образования этнических мигрантов, около 40% из них не имеют профессиональной подготовки, 40-50% мигрантов «последней волны» относятся к категории бедных.

Качественный анализ уезжающих коренных жителей говорит о том, что мы теряем квалифицированные кадры, которые вряд ли удастся восполнить в прежнем объеме, в том числе, и за счет мигрантов.

Важной особенностью является еще и то, что, въезжающие этнические мигранты очень отличаются от представителей местного сообщества, по многим параметрам: языку, религии, культуре и другим факторам.

 Вместе с тем, массовый приток и достаточное длительное пребывание на территории иных этнических мигрантов, при высоком показателе оттока местного населения, фактически нарушает сложившейся межэтнический баланс в регионе. Не смотря на то, что  этническая миграция в  Хабаровском крае носит трудовой характер, она создает у коренного населения иллюзию укоренения большого количества мигрантов и воспринимается местным сообществом как реальная угроза их жизненным интересам, что является основанием для формирования  некой напряженности в обществе. Увеличение количества этнических мигрантов взамен населения, уехавшего из ДВФО преимущественно мигрантами из стран Центральной Азии, как минимум, приведет к изменению существующей социальной структуры, окажет влияние на социально-ролевые и социально-культурные процессы. Как правило, такие масштабно-пространственные преобразования способствуют появлению нового территориального сообщества с иным культурным и этническим разнообразием.

На этом фоне усиливается актуальность гармонизации межэтнических отношений. В этих условиях исследование такого явления как диаспора представляется актуальным, так как именно диаспоры чаще всего выступают субъектом межнациональных отношений, инструментом урегулирования межэтнических противоречий.

Кроме того, диаспора является наиболее оптимальной формой адаптации мигрантов. Она может обеспечить мигранту безболезненную адаптацию в новой культурной среде. Активная деятельность диаспор помогает существенно снизить градус социального недовольства. Процесс адаптации означает и приспособление диаспор к иноэтническому окружению. Ресурсы диаспоры могут быть использованы для неформальной защиты мигрантов, разъяснения требований и основных положений российского миграционного законодательства и т. д. В процессе взаимодействия с мигрантами диаспоры, выступающие в роли проверенных и надежных посредников, информируют их об особенностях пребывания в выбранном регионе, возможных рисках, угрозах и способах их преодоления. Тем самым они выполняют для иностранных работников роль своеобразных социальных интеграторов, содействующих успешной адаптации и интеграции мигрантов.

В процессе адаптации новых мигрантов участвуют как отдельные индивиды, так и группы мигрантов. По сути, речь идет об адаптивном взаимодействии прибывающих и принимающей стороны.

Основными задачами диаспор являются:

а) предотвращение межнациональных конфликтов;

 б) улучшение взаимопонимания между представителями разных народов;

в) формирование у представителей разных народов общей гражданской идентичности.

Функции диаспор:

1) формирование и сохранение этнического самосознания и этнической идентификации;

2) помощь в поиске работы и профессиональной реализации;

3) содействие адаптации представителей диаспоры в новом этносе в иноэтничной среде;

4) поддержка и защита социально-экономических прав мигрантов;

5) выдвижение коллективных целей в качестве посредника между государством и мигрантами;

6) предупреждение ассимилятивных процессов;

7) воспитание подрастающего поколения.

 Таким образом, одна из главных функций диаспоры — адаптация и интеграция мигрантов. Основная задача здесь сводится к тому, чтобы наладить быстрое выстраивание социальных связей мигранта с принимающим сообществом посредством диаспоры. Своевременная помощь в процессе адаптации играет важную роль для обеих сторон, как для прибывающей, так и принимающей. Социальная функция этнических диаспор заключается в том, что они предоставляют мигрантам механизмы для разрешения их проблем и стремятся сохранить стабильность принимающего общества. Немаловажно, что среди мигрантов могут находиться люди, имевшие на родине высокий общественный, политический или экономический статус, и их вливание в национальную диаспору еще более укрепит и повысит её значимость. В связи с этим особое место занимает психологическая помощь, оказываемая диаспорой своим соотечественникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поскольку интеграция человека или группы людей в новую этническую среду сопровождается приобретением навыков и умений в различных сферах деятельности, а также усвоением норм и моральных ценностей, принятых в данной среде.

Активное сотрудничество государства с диаспорами представляет собой эффективный механизм информирования о легальном трудоустройстве, что может привести к снижению отрицательных последствий от незаконной миграции. Таким образом, диаспоры необходимо привлекать к политическому управлению миграцией, при этом стремясь аккумулировать позитивный эффект мягкого воздействия диаспор на потенциальных и реальных мигрантов. Она приводит собственные показатели наличия инфраструктуры для интеграции и адаптации мигрантов, где диаспоры так же играют важнейшую роль:

1) количество многофункциональных центров для мигрантов;

2) количество региональных и локальных неправительственных организаций, работающих с мигрантами;

3) наличие представителей различных диаспор в регионе и отдельных филиалов диаспоральных организаций (% от числа населения, % от числа мигрантов);

4) количество структур (государственные, неправительственные, религиозные и т. д.), на базе которых мигранты могут изучить русский язык.

Родь диаспоры в процессе адаптации и интеграции мигрантов обладает и противоречиями. Многие диаспоры могут проявлять деструктивность своей деятельности через стремление к чрезмерной автономности, социальному дистанцированию.

Вопросам адаптации мигрантов в принимающем обществе посвящено несколько теорий, которые формируют рамки интерпретации и классификации данного явления в мире и в отдельных странах.

Первая – теория ассимиляции, предполагает, что мигранты стремятся ассимилироваться с принимающим обществом, отказываясь от прежних ценностей и установок. Диаспоры становятся вынужденным местом поддержки в новой среде, так как при переезде мигранты зачастую сталкиваются с этнической, экономической или какой-либо другой дискриминацией. Диаспора выступает промежуточным звеном при экономической и социальной адаптации в новом обществе.

Вторая – теория сохранения, позволяет говорить о сохранении роли диаспоры, так как осуществляет поддержку и помощь мигрантов в новой среде, при сохранении своих традиций и устоев. Главная задача диаспоры не дать мигрантам забыть свои корни, чтить традиции и культуру.

Третья – теория транснационализма, предполагает, что диаспор в их классическом варианте уже не существует. Переезд родственников в другую страну не воспринимается как полный разрыв с семьей, так как телефон, интернет и иные средства связи помогают поддерживать отношения. Также благодаря современным достижениям техники они физически находятся в новом месте, но продолжают виртуально быть включены во все социальные и иные процессы у себя на родине. Диаспора, тем самым, теряет свою актуальность. Таким образом, данные теории неодинаково оценивают роль и место диаспоры от ключевого элемента жизни мигрантов, до полного их игнорирования. Но во всех случаях, предполагается преодоление неких социальных барьеров, с которыми сталкиваются мигранты в принимающем обществе. Диаспоры и смежные (или дочерние) организации выступают пространством связи с культурным и социальным прошлым мигрантов; инструментом адаптации в новые реалии через социальные механизмы юридических, экономических, социальных услуг, необходимых мигрантам в новой среде.

Необходимо отметить, что в отечественной научной литературе роль влияния диаспор на процесс адаптации и интеграции носит дискуссионный характер. Одни авторы называют роль диаспор положительной, так как они позволяют мигрантам включаться в незнакомый социум, адаптироваться в экономическом, социальном, правовом смысле, сохраняют стабильность принимающего сообщества, а мигранты — члены диаспор обладают формальной и неформальной защитой благодаря им. Диаспора создает условия для усвоения ценностей, норм, моделей социального поведения на новом месте. С другой стороны, роль диаспор так же оценивается довольно критически. Авторы пишут, что диаспоризация приводит к чрезмерной консолидации, дистанцированию, автономности, этноцентризму, а «эффективная» адаптация и интеграция могут приводить в итоге к неограниченным миграционным потокам. Диаспора становится каналом нелегальной миграции, преступности, экономических мошенничеств. Не все диаспоры являются достаточно влиятельными и сильными для помощи мигрантам, а некоторые исследователи считают диаспоры вовсе неэффективными. Таким образом, диаспора превращается в инструмент, использование которого может как дестабилизировать ситуацию в сфере межкультурной коммуникации и подорвать стабильность поликультурной системы, так и способствовать гармонизации межнациональных отношений и успешной социокультурной интеграции мигрантов в принимающие сообщества. Это делает функционирование диаспор фактором эффективной адаптации и интеграции мигрантов, а также обеспечения национальной безопасности государства.

References

1. Всероссийская декларация прав человека ООН 1948 года. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
2. Ассамблея народов Хабаровского края [Электронный ресурс]: Офици-альный сайт Ассамблеи – 2019. Режим доступа: http://assembly-khv.ru
3. Берри, Дж. Последствия межкультурных контактов для групп и инди¬видов / Дж. Берри // Этнический парадокс. – 2015. – С. 100-135.
4. Боначич, Э. Теория этнического антагонизма / Э. Боначич// Про¬блемы этноса. – 2013. – №5 – С. 79-110.
5. Бормотова, Т.М. Регулирование миграционных процессов в системе управления Российской Федерации: новые модели // Социальная политика и социология. 2017. Т. 16. № 4. С. 59-67. URL: https://doi.org/10.17922/2071-3665-2017-16-4-59-67
6. Волох, В.А. Проблемы управления миграционными процессами в современной России / В.А. Волох // Управление №2 (16), 2017. – С. 44-55.
7. Воробьев, Н.В., Моисеенко, В. М., Рыбаковский, Л.Л. Процессы ми¬грации и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. 2006. № 1. – С. 9-34.
8. Дальний Восток продолжает пустеть: минус 20 тысяч человек за четыре месяца. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/2435044.html
9. Денисенко, М. Б. Трудовая миграция и заработки мигрантов в России / Денисенко М. Б., Чернина Е. М. // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 40-57.
10. Дж. Г. Мид Современная американская социология. М.: МГУ, 2004. – С. 136
11. Политова, Ю. М. Этническая толерантность как мировоззренческий нравственный принцип / Ю. М. Политова. – СПб.: СЗАГС, 2018. – 281с.
12. Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (утверждено Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 года N2146). - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/zakon026.html
13. Пригожин, А. И. Современная социология этноса / А. И. Пригожин – М. , 2015. – 226 с.
14. Равенштейн, Э. Г. Законы миграции / Э. Г. Равенштейн // Журнал ста-тистического общества. – 2018. – №46 – С. 167-235.
15. Ус. М.А. Управление миграционными процессами в Хабаровском крае: векторы развития // Экономика, управление, общество: история и современность: Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 22-23 ноября 2018 г. – Хабаровск: Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС, 2018. – С. 231-236.