Abstract: This scientific article examines the features of the current state and prospects for the development of relations between Russia and the states of the African continent. The author focuses attention both on countries with which Russia has established close productive cooperation, and on those with which work is expected to continue. Next, the author examines the prospects for the development of relations in a more general form, highlighting the most strategically significant points of such contact. This scientific article will be useful to theorists and practitioners, the teaching community and students, as well as a wider circle of readers.
Keywords: Russian-African relations, problems, prospects, colonies, international relations, African continent, current state.
Сегодня взаимодействие России со странами африканского континента актуализировалось как никогда. Этот континент, насыщенный полезными ископаемыми, в т.ч. редкими, развивающийся также в части торговли, промышленности и сельского хозяйства, служит привлекательной целью для установления разного рода экономических контактов, однако фактически это далеко не просто. Континент буквально пронизан государственными границами с севера на юг, включает в себя 54 страны, а также 5 самопровозглашенных, которые нередко воюют между собой. И в целом охарактеризовать Африку как континент можно следующими словами: опасный, сложный, нестабильный. Тем не менее, насыщенность ресурсами делает его крайне интересным, в т.ч. для современной России, которая особенно последние несколько лет сосредоточена на поисках новых рынков и новых контрагентов по самым разным направлениям экономической деятельности [5].
Геополитическое положение Африки представлено следующим образом (рисунок 1).
Рисунок 1. Структура и государства африканского континента
Как отмечают эксперты РБК, в настоящее время экономические связи России с африканским континентом продолжают оставаться слабыми, несмотря на очевидную заинтересованность обеих сторон в данном контакте: сегодня только 3 % отечественного экспорта и 1 % – импорта – приходятся на страны данного континента. И, хотя Африке по-прежнему сложно дается поступательное экономическое развитие (что исследователи, главным образом, связывают с тяжелым историческим наследием), тем не менее, некоторые отрасли даже на мировом уровне занимают лидирующие позиции, и эта тенденция стала уже достаточно стабильной [4].
На высокий экономический потенциал обращают внимание и в Российском экспортном центре, делая акцент преимущественно на местных полезных ископаемых. По прогнозам экспертов, экономический потенциал континента все же будет использован, но это планируется к реализации только через 30-35 лет. При этом уже сегодня общий показатель ВВП стран Африки превышает российский более чем на 1 трлн долларов, что является достаточно значимым показателем. По оценка разных экспертов, в будущем предполагается кратное увеличение этого объема, причем довольно существенно: кто-то оценивает перспективы в 8 трлн долларов, кто-то – аж в 29 трлн долларов, и это, действительно, выглядит крайне оптимистичным прогнозом [4].
Обратимся же непосредственно к особенностям взаимодействия России и стран Африки.
Согласно материалам статистики, в настоящее время наиболее постоянными и продуктивными в плане сотрудничества для России остаются следующие государства африканского континента:
– Египет (доля российского экспорта – 4,2 млрд долларов);
– Алжир (2,99);
– Сенегал (1,22);
– Марокко (1,21);
– Нигерия и Уганда (0,88 и 0,41, соответственно) [4].
В числе лидером по российскому импорту следует отметить, к примеру, страны Южной Африки (0,8 млрд долларов), Египет (0,59), Марокко (0,44), Кот Д’ Ивуар (0,26), Тунис (0,15) [4]. Из представленной статистики видно, что сегодня Россия достаточно активно осваивает Северную и Западную Африку, одновременно испытывая значительные сложности в восточном направлении, хотя чисто экономически спрос там растет в разы быстрее, чем в других актуальных. Однако для России основной проблемой в этом направлении остается логистика и фактическое отсутствие транспортных коридоров, но эта проблема также вполне решаема, другой вопрос – что лишь в долгосрочной перспективе.
По оценкам экспертов, статистически доля взаимодействия России и Африки в целом не отличается от показателей участия стран Африки в мировой торговле в целом. Так, к примеру, в 2021 году показатели экспорта и импорта России составляют 14,7 млрд и 3 млрд долларов, соответственно. В общих показателях это 3 % и 1 % от данных всего экспорта российских товаров [3].
Далее кратко перечислим наиболее актуальные для российской экономики направления экспортной деятельности:
– продовольственные товары (преимущественно зерновые культуры, растительные масла);
– полезные ископаемые, а именно: аммиак, медь;
– лесоматериалы;
– промышленные товары и аппаратура, прежде всего, радиолокационные.
В свою очередь, актуальными для импорта остаются фрукты и овощи, какао, табачная продукция, а также другие объекты химической промышленности – например, оксид алюминия. При этом, по оценкам экспертов, наиболее активно российские товары приобретают представители государственного сектора, и эта тенденция сохраняется уже довольно продолжительный период [4].
Активно действуют на территории континента и отечественные компании, совокупность которых специалисты подразделяют на 3 основных группы. Кратко проанализируем их далее.
Во-первых, это непосредственно экспортные предприятия и организации. Например, производители удобрений, в числе которых наиболее активными выступают «Фосагро» и «Уралхим», а также зерна («Риф», «Астон»), предприятия оборонной и металлургической промышленности, другие. Перспективы активного функционирования на континенте субъектов данной группы представляются крайне позитивными.
Вторая группа – это представители отечественного инвестиционного рынка. К примеру, это «Лукойл», «Роснефть», «Ренессанс», «ВТБ» и ряд других. Тем не менее, присутствие таких предприятий на континенте носит двойственный характер. С одной стороны, далеко не везде перспективы деятельности являются позитивными и прогнозируемыми – к примеру, у того же «Лукойла» нет полного понимания, каким образом будет происходить дальнейший контракт со странами Африки и насколько продуктивным он будет. С другой стороны, даже при таких «туманных» перспективах континент продолжает оставаться привлекательным, причем зачастую не с чисто экономических позиций, а стратегически: диверсифицировать географию бизнес-процессов, хеджировать риски и другое [1].
Новая обширная клиентская база делает Африку крайне привлекательной и для предприятий высокотехнологичного сектора. Остаются популярными финансовая сфера, медицина, иные отрасли социального характера. Например, активно в данном направлении сегодня действуют «Яндекс», «Геоскан», «Касперский» и другие компании, хотя общий объем показателей их деятельности пока что остается несравнимым с теми же поставками зерна или удобрений. Но данное направление продолжает активно развиваться, предполагается, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
Таким образом, обозначим ключевые итоги представленного исследования, выделим основные перспективные направления для развития российско-африканского сотрудничества.
Во-первых, это установление стабильных и устойчивых поставок продукции агропромышленного комплекса, где в числе лидеров, как уже отмечалось выше, зерновые, какао, орехи и другое – то, что раньше закупалось у европейских производителей. Таким образом, наблюдается явная переориентация рынка АПК, которая началась уже сегодня и остается актуальной. Эксперты не исключают, что для решения вопросов обеспечения продовольственной безопасности России данное направление в какой-то момент может принять значение и вовсе стратегического [2].
Во-вторых, инвестиции. Специалисты продолжают акцентировать внимание на том, что инвестиционные вложения в экономику континента растут с каждым годом, и для российских инвесторов данное направление продолжает оставаться актуальным и привлекательным. Тем более что местными правительствами реализация инвестиционных моделей также поощряется – например, через разработку и внедрение различных льгот и преференций.
В-третьих, следует обратить внимание на организацию транспортной инфраструктуры и логистики, поскольку, как видно из представленного ранее анализа, этот вопрос значительно стопорит некоторые направления экономической деятельности. Кроме того, проблема мешает также и появлению новых коридоров, например, для поставки зерна, других товаров, и т.д. [2]
В-пятых, также следует обратить внимание и на рынок высоких технологий. В частности, информационная безопасность, финтех, телеком, геоинформационные системы, медицина и образование, по оценкам экспертов, в обозримом будущем станут еще гораздо более актуальными и востребованными, поэтому нельзя игнорировать данное направление. Более того, ученые-экономисты делают общий позитивный вывод: в той или иной степени, но очевидный потенциал для развития сотрудничества имеют все государства континента, даже те, с которыми сегодня у России крайне тяжелые отношения.
В конечном итоге, следует обозначить перспективы развития российско-африканских отношений на сегодня как довольно позитивные, значительные и стратегически важные для каждого из участников такого взаимодействия [3; 5].
References
1. Ровчак П.Ю. Проблемы в современных российско-африканских отношениях // Этносоциум и межнациональная культура. – 2021. – № 7 (157). – С. 64-72.2. Ровчак, П.Ю. Перспективы развития отношений России со странами Африки: дисс. к.э.н.: 23.00.04 / Ровчак, Павел Юрьевич. – М., 2022. – 182 с.
3. Толстых, А.И. Перспективы развития отношений России со странами Африки // Столыпинский вестник. – 2022. – № 13. – С. 154-160.
4. Чего ждать от российско-африканских экономических отношений [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/62ddc8cb9a7947ad9188db4b
5. Эльмурадов, А. Постколониальная/ деколониальная критика и теория международных отношений // Вестник МГИМО-Университета. – 2021. – № 14 (3). – С. 23-38.