Abstract: The article analyzes the pressing issues of the ecological imperative as a key aspect of sustainable development. It highlights that within this framework, the primary priority is the protection of the environment from excessive pollution. One of the serious obstacles to the implementation of the ecological imperative is the rapid population growth. It is emphasized that the introduction of restrictions and prohibitions related to the ecological imperative faces numerous significant barriers, which are of a social, economic, and moral-psychological nature. The principles of sustainable development and the co-evolution of humanity with nature should form the basis for overcoming these challenges.
Keywords: Ecological imperative, ecological crisis, evolution of society, sustainable development, population growth, implementation of restrictions and prohibitions, noospheric approach, limits to growth
Экологический императив представляет собой набор ограничений и запретов, применяемых ко всем видам человеческой деятельности. Он предполагает обязательное соблюдение правил рационального использования природных ресурсов и ограничения их потребления. Главной задачей этого инструмента является защита окружающей среды от чрезмерного загрязнения, а также проведение оценки социальных и экологических изменений, вызванных воздействием человека на природу.
Термин «экологический императив» был введён и развит академиком Н.Н. Моисеевым более тридцати лет назад. Перед человечеством стоит неотложная задача — найти способ развития, который позволил бы согласовать его потребности и активную деятельность с возможностями биосферы. Такой подход к деятельности даёт надежду на сохранение условий для дальнейшего существования и развития человечества в будущем [1,2,3,4].
Реализация экологического императива сталкивается с рядом серьезных барьеров, связанных с социальными, экономическими и морально-психологическими факторами. Для успешного применения этих норм и ограничений важно предусмотреть меры поддержки для социально уязвимых групп населения. Академик Н.Н. Моисеев обозначил такую модель общественного устройства как «экологический социализм», где сочетается равенство с необходимыми экологическими ограничениями. В рамках этого подхода экологическая ответственность должна превалировать над личной свободой, а потребление — регулироваться возможностями природных ресурсов. Будущее видится в ноосферном, экологически ответственном социализме, который может стать ключом к выживанию человечества [5,6].
Становление и эволюция человеческого общества с самого начала сопровождались локальными экологическими проблемами, вызванными деятельностью человека. Научно-технический прогресс, внедряемый в практику, нередко оказывал негативное воздействие, которое, накапливаясь, привело сначала к локальным, а затем и к региональным экологическим кризисам. Стремительный прирост населения является значительным барьером для успешной реализации экологического императива. Увеличение численности человечества, как глобальной биологической популяции, ведет к росту ее биомассы, которая за короткий промежуток времени достигла критического уровня. В.И. Вернадский показал, что масса живого вещества на планете длительное время остается относительно стабильной [7,8].
В большинстве стран мира доминирует свободная рыночная экономика, не подверженная государственному регулированию, что создает конфликт с принципами экологического императива. Стремление к максимизации прибыли в рамках этой экономической модели приводит к бесконечному увеличению производства и потребления ресурсов, что, в свою очередь, вызывает загрязнение окружающей среды. Основная причина экологических катастроф заключается в чрезмерном потреблении ресурсов в индустриально развитых странах, что сопровождается экономической отсталостью в бедных регионах. Нерегулируемая мировая экономика усугубляет неравенство между развитыми и развивающимися странами и игнорирует экологические последствия, что порождает глобальные экологические проблемы, не имеющие национальных границ.
Внедрению экологического императива также мешает глобальная гонка вооружений, где значительная часть научных исследований и разработок направлена на военные нужды. Вооруженные конфликты затрагивают многие регионы, а развитие военно-промышленного комплекса усугубляет проблемы рационального использования истощаемых природных ресурсов. Военные объекты занимают огромные площади, что приводит к разрушению природных экосистем. Военные объекты занимают огромные территории, что приводит к разрушению биоценозов. Военный сектор потребляет значительные объемы металлов и нефти, а утилизация устаревшей техники создает дополнительные экологические риски.
Современная потребительская цивилизация достигла точки, за которой начинается необратимое разрушение окружающей среды. Формирование экологического мировоззрения требует глубоких изменений в сознании людей. Важно использовать разные подходы, включая опыт и авторитет религиозных конфессий. Таким образом, для успешного внедрения экологического императива необходимо преодолеть глобальные политические и экономические барьеры, а также обратиться к духовным и культурным аспектам, которые помогут воспитать чувство ответственности за природу [9,10].
Экологическое развитие подразумевает целенаправленные изменения экосистемы, где объектом выступает окружающая среда, а субъектом — социальные системы. Социально-экологическое развитие можно разделить на два типа: экстенсивное и интенсивное. Экстенсивное развитие характеризуется увеличением использования природных ресурсов и расширением сферы деятельности, что приводит к росту количественных показателей. Интенсивное же развитие опирается на качественные изменения и уменьшение объемов использования ресурсов, что способствует экологизации деятельности.
Для достижения устойчивого развития необходимо эволюционное соразвитие и взаимное приспособление не только человеческих сообществ, но и природных систем. Это так называемая коэволюция общества и природы, которая обеспечивает долгосрочное существование человека и сохранение окружающей среды [11,12].
Человечество вошло в новую эпоху, когда создаваемые им технологии воздействия на окружающую среду становятся сопоставимыми с мощными природными силами. Это подчеркивает необходимость для всех, кто отвечает за научно-технический прогресс и его практическое применение, учитывать уязвимость природной среды. Важно избегать превышения ее пределов прочности, глубже осознавать сложные взаимосвязи в экосистемах и не противоречить естественным закономерностям, чтобы предотвратить необратимые изменения [13].
Идея коэволюции социоприродной целостности развивается через несколько этапов:
Доклассический — характеризуется созерцательным подходом к философии.
Классический — основан на деятельностном философствовании.
Постнеклассический — представляет научно-экологическую философию.
Все эти этапы объединены концепцией гармоничного развития системы «человек — общество — природа», а вершиной этого процесса становится идея ноосферы.
Научно обоснованные прогнозы должны стать основой для всех природообразующих действий, будь то на региональном, континентальном или глобальном уровне. Это требование, названное Н.Н. Моисеевым «экологическим императивом», является обязательным не только для экономистов, но и для политиков, принимающих решения, влияющие на международные отношения.
Экологический императив включает в себя различные запреты и ограничения на человеческую деятельность с целью защиты живой природы, сохранения биологического разнообразия и предотвращения избыточного загрязнения окружающей среды.
В настоящее время становится все более очевидным, что растущие потребности человечества и ограниченные ресурсы биосферы создают серьезные угрозы для дальнейшего существования антропосферы. Это предостережение было озвучено в докладах Римскому Клубу, в частности в работе «Пределы роста» (The Limits to Growth) 1972 года. Доклад подчеркивает, что без учета экологических ограничений человечество рискует столкнуться с катастрофическими последствиями.
Таким образом, вопросы устойчивого экологического развития стали ключевыми как в научных исследованиях, так и в общественном сознании. Сегодня человечество достигло такого уровня взаимодействия с природной средой, который позволяет еще контролировать экологические изменения, объединяя усилия различных стран и проводя комплексные исследования текущих экологических вызовов. Понимание необходимости коэволюции с биосферой открывает путь к гармоничному существованию в рамках биосферных циклов и осознанию универсальных законов, управляющих миром.
Современная техногенно-потребительская цивилизация столкнулась с серьезными вызовами, что требует переосмысления своих основ и выбора новой, духовно-экологической стратегии развития. В противном случае глобальные кризисы могут поставить под угрозу существование человечества. Обществу необходимо научиться управлять собой, согласовывая свою деятельность с природными условиями, чтобы обеспечить гармоничное развитие социоприродной целостности. Для этого важно отказаться от устаревших стереотипов мышления и направить цивилизационное развитие в сторону формирования сферы разума [14].
Новая концепция сознания, учитывающая экологические реалии, включает в себя создание инновационных стратегий цивилизационного развития, которые были закреплены на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 году. В ходе этой конференции была предложена идея устойчивого развития, подразумевающая кардинальную переоценку ценностей и целей общества с акцентом на ограничение разнообразных аспектов человеческой деятельности. В 2002 году на Всемирном форуме ООН в Йоханнесбурге было подчеркнуто, что скорость формирования как индивидуального, так и коллективного сознания зависит от выбора основополагающих ценностей, способствующих преодолению глобального кризиса. Это требует глубокого философского анализа процессов гармонизации социоприродной целостности в условиях экологической нестабильности.
Также важно развивать биосфероцентрическое мировоззрение и пересмотреть традиционные духовные ценности в соответствии с адекватным пониманием нашего места в природе. Коэволюционное развитие невозможно без изменения общественного сознания и осознания каждым индивидом значимости предстоящих перемен. Важным элементом является внедрение экологических знаний в образовательные структуры, что приведет к их полной экологизации.
Становление ноосферно-экологического императива тесно связано с формированием общества, способного поддерживать коэволюцию природы и социума, что в условиях современности становится особенно важным. Идея глубокой взаимосвязи человека и природы подчеркивалась в работах таких философов, как Платон, Аристотель, И. Кант и Г. Гегель, а также мыслителей, включая Марка Аврелия, А. Бергсона, Ф. Бэкона и К. Маркса. В русской философской традиции эти идеи развивались космистами, такими как Н.Ф. Федоров, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев и П.А. Флоренский, утверждавшими, что существование человека и общества определяется их отношением к природе и космосу.
На Западе сторонники этих идей, такие как члены Римского клуба, включая А. Печчеи и Д. Медоуза, акцентировали внимание на мировоззренческих и этических аспектах, влияющих на возникновение и решение экологических проблем. Дискуссии на эту тему, начавшиеся в 60-х годах прошлого века, продолжаются и по сей день.
Для решения современных экологических вызовов требуется комплексная работа в различных сферах человеческой деятельности: это включает изменение отношения к природе, развитие рационального использования природных ресурсов и внедрение экологически чистых технологий. Эффективное управление биосферой требует не только глубокого понимания её структуры, но и способности воздействовать на природные процессы, внося вклад в их охрану.
Однако обладание знаниями о биосфере и понимание необходимых действий недостаточно. Успех зависит от уровня зрелости общества и его экологической культуры. Одним из важнейших аспектов этого процесса является формирование новой социальной и экологической этики.
Формирование качественного экологического законодательства и действенных механизмов его выполнения является ключевым условием для создания общества, живущего в гармонии с природой. Только общество с высоким уровнем образования, осознающее свои цели и способное соотносить свои потребности с возможностями, предоставляемыми окружающей средой, сможет вступить в ноосферную эпоху.
Интенсивный международный диалог демонстрирует стремление объединить усилия в решении экологических проблем, включая вопросы безопасности, управления отходами и сохранения ресурсов. В этом контексте международная политика все больше акцентирует внимание на экологических инициативах, что свидетельствует о растущем осознании необходимости совместных действий [15-16].
На основе вышеизложенного можно заключить, что будущее международных отношений в XXI веке заключается не только в сотрудничестве для предотвращения экологического кризиса, но и в совместном решении задач, связанных с обеспечением устойчивого развития на глобальном уровне. Это включает в себя интеграцию экологических аспектов в экономическую и социальную политику страны, что позволит создать более гармоничное взаимодействие между человеком и природой. Важно, чтобы государства, международные организации и гражданское общество объединяли свои усилия для формирования общего видения устойчивого будущего, где сохранение экосистем и забота о планете станут основой для процветания всех народов. Такой подход не только обеспечит здоровье окружающей среды, но и приведет к укреплению мира и стабильности в мире.
References
1. Cмирнова Т.С., Ермолина М.А. Экологический императив как перспективный вектор развития международных отношений // Россия в глобальном мире. 2020. №16-17 (39-40).2. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990 - 352 с.
3. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Новый Узбекистан: перспективы развития экологического сотрудничества // Наукосфера. 2023. № 12-2. С. 48-55.
4. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Человеческий фактор в социально-экологическом измерении // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 102-6. С. 67-71.
5. Родзевич Н.Н. Проблемы реализации экологического императива. Издание: География, – 2008, – №24, – С.35.
6. Шaдиметов Ю.Ш., Айрaпетов Д.А. Экологическая политика: опыт европейского союза // Theoretical & Applied Science. 2023. № 5 (121). С. 118-121.
7. Мальцева Н.Л. Экологические императивы современной культуры // Logos et Praxis. 2008. №2.
8. Вернадский, В. И. Живое вещество / В. И. Вернадский. - М. : Наука, 1978. - 358 с.
9. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Влияние промышленности на окружающую среду и здоровье населения // Наукосфера. 2023. № 4-2. С. 76-81.
10. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Декарбонизация экономики - фактор устойчивого экоразвития// Наука и Образование. 2023. Т. 6. № 3.
11. Кутоманов С.А. Ноосферно-экологический императив в социоприродной целостности: философско-антропологический аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Белгород-2005
12. Моисеев Н. И. Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации). — М.: Мол. гвардия, 1988.—254
13. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004. С. 243.
14. Ермолина М.А., Матвеевская А.С., Погодин С.Н. Некоторые проблемы эффективности природоохранной деятельности ООН. Евразийский юридический журнал. 2017. № 8 (111). С. 34-41.
15. Погодин С.Н. Международная интеграция и интеграционное право. Геополитика и безопасность. 2017. № 2 (38). С. 112-113.
16. Ли Цзинчэн, Погодин С.Н. Восточный экономический форум - 2018 в контексте китайско-российского регионального сотрудничества. Россия и Китай: двустороннее сотрудничество и региональный аспект Материалы III Международной научно-практической конференции. Под ред. В.А. Гавриловой, И.Г. Хрипунова. Издательство: Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск), 2019. С. 111-113.