Abstract: The article substantiates the application of monitoring of educational organisation in order to identify problems affecting the quality of educational process. The concept of ‘monitoring’ and the main indicators of external and internal assessment of education quality are disclosed. The difficulties of data collection for monitoring existing in educational organisations are outlined. The elements of the internal system of education quality assessment subject to self-assessment are highlighted. The problems of education quality identified as a result of monitoring of educational organisations are defined and classified. The main directions of activity of educational organisations for ensuring high quality of education and achieving advantages in the market of educational services are proposed.
Keywords: educational organisation, higher education institutions, quality of education, quality assessment, accreditation monitoring, external monitoring, internal monitoring.
Российская Федерация, как и любое другое государство, заинтересовано в социально-экономическом и культурном развитии общества. Для достижения этих задач необходимо постоянно повышать качество системы образования, что требует определения, сбора и анализа показателей качества деятельности образовательных организаций.
Качество образования неразрывно связано c таким понятием, как мониторинг, основной целью которого является обеспечение системы обучения и общества достоверной и полной информацией о соответствии полученных показателей установленным стандартам и требованиям, а также о происходящих изменениях и направлениях развития образовательной деятельности за определенный промежуток времени.
В научных источниках существует большое количество определений понятию «мониторинг». Во-первых, мониторинг – это эффективный инструмент проверки и оценки качества системы образования, служащий основой для устранения недостатков в образовательном процессе и дальнейшего его совершенствования. Во-вторых, под мониторингом подразумевают род контроля образовательного процесса, а также его результатов согласно определенным федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), который позволяет проанализировать изменения во времени, оценить количественные показатели, строить прогнозы и альтернативные пути развития [5, 6]. Главная цель создания системы мониторинга – это повышение качества образования.
В высших учебных заведениях мониторинг проводится на различных уровнях управления, поэтому можно выделить внешний, в том числе аккредитационный, и локальный (внутренний) мониторинги.
Для целей государственной аккредитации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) используется внешний мониторинг, в рамках которого анализируются такие показатели как удовлетворенность образовательной деятельностью всех заинтересованных сторон, доступность услуг для студентов с ограниченной возможностью здоровья и инвалидов, комфортность условий обучения, доброжелательность и вежливость работников, открытость и доступность информации [8]. Также в ходе внешнего мониторинга организуется и проводится проверка знаний студентов.
Аккредитационный мониторинг – это инструмент, позволяющий выявить проблемы, зоны риска, а также сильные стороны качества обучения и определить новые задачи образовательной организации, тем самым продвигая систему образования на новый уровень [2].
Показателями аккредитационного мониторинга организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам (ОП) бакалавриата и специалитета, с 2023 года являются:
- средний балл единого государственного экзамена (ЕГЭ) обучающихся;
- средний балл вступительных испытаний творческой направленности обучающихся;
- наличие электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС);
- доля обучающихся, успешно завершивших обучение по ОП, от общей численности обучающихся;
- доля обучающихся по договорам о целевом обучении, успешно завершивших обучение по ОП, в общей численности обучающихся по договорам о целевом обучении;
- доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, и (или) лиц, приравненных к ним, в общем числе работников;
- доля работников из числа руководителей и (или) работников организаций, имеющих стаж в деятельности, которая связана с профилем реализуемой ОП, в общем числе лиц;
- наличие внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО);
- доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников [4].
Наиболее трудновыполнимыми показателями по ОП являются средний балл ЕГЭ, доля выпускников, успешно завершивших обучение, и выпускников, выполнившим свои обязательства на целевом обучении. В 2024 году подвергся изменению порядок поступления на целевое обучение: если раньше абитуриенты искали потенциального заказчика их обучения и договаривались с ним, то в настоящее время организации сами выступают в роли заказчика, для этого размещают предложения о целевом обучении на платформе «Работа в России» [3]. Как повлияют данные изменения на показатель сохранности целевого контингента пока неизвестно.
Главной проблемой при проведении аккредитационного мониторинга в образовательных организациях является отсутствие информационных систем, позволяющих в автоматизированном режиме загружать сведения [7]. В настоящее время применяется ручной ввод данных, что снижает оперативность получения показателей и влияет на их достоверность. Изменения в ФГОС, профессиональных стандартах влекут за собой постоянную корректировку ОП, календарных учебных графиков, учебных планов, рабочих программы дисциплин, сроков прохождения практик.
Кроме того, необходимость предоставления большого количества данных увеличивает вероятность появления ошибок, вызванных человеческим фактором. К этому добавляются и технические сложности, возникающие при внесении данных аккредитационного мониторинга [1].
Главной тенденцией для выявления проблем качества образовательного процесса становится внутренний мониторинг.
Внутренний мониторинг (внутренняя система оценки качества образования – ВСОКО) – это совокупность методов оценки качества образовательной деятельности, включающих в себя элементы, гарантирующие:
- оценку образовательной среды (объект — условия реализации ОП), в том числе компетентность и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава и материально-техническое обеспечение;
- оценку методических материалов (объект — содержание ОП);
- оценку качества подготовки обучающихся по ОП и ее результатов (объект — уровень освоения компетенций);
- оценку организации воспитания, т.е. личностного развития студентов;
- получение обратной связи от студентов, преподавателей и работодателей об их удовлетворенности качеством образования.
Следовательно, внутренняя оценка качества образования направлена на оценку двух составляющих: условия обучения и качество образования.
Главными условиями мониторинга являются доступность, прозрачность, регулярность, независимость, объективность результатов, валидность методов в отношении оцениваемых объектов. ВСОКО позволяет эффективно и своевременно реагировать на все изменения, разрабатывать корректирующие мероприятия и планировать дальнейшее совершенствование образовательного процесса и, как следствие, формировать конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг.
В рамках внутреннего мониторинга в образовательной организации проводятся опросы и анкетирование заинтересованных сторон, позволяющие получить оценку реального состояния качества образования, сопоставить полученные индикаторы качества с запланированными и выявить основные проблемы, которые требуют корректирующих действий (таблица 1).
Таблица 1
Проблемы качества образования, выявленные в результате мониторинга.
Область возникновения проблемы | Формулировка проблем |
Образовательная программа | — Несоответствие ФГОС и профстандартам;
— Медленное обновление ОП; — Излишняя теоретическая направленность. |
Профессорско-преподавательский состав | — Отсутствие достаточной квалификации;
— Недостаточный уровень остепенённости; — Отсутствие преподавателей-практиков; — Низкая научная активность; — Низкая методическая активность; — Низкие оценки от студентов; — Устаревшие методы подачи учебного материала; — Низкая удовлетворённость; — Низкий размер заработной платы; — Отсутствие мотивации в виде премий, поощрений; — Неравномерное распределение нагрузки по семестрам. |
Обучающиеся | — Низкая успеваемость;
— Низкая посещаемость; — Невовлеченность в научную деятельность; — Неучастие в социальной работе; — Недоступность для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; — Неравномерность учебной нагрузки; — Низкая удовлетворённость. |
Практико-ориентированная деятельность | — Отсутствие практики на профильных предприятиях;
— Отсутствие мастер-классов для обучающихся; — Невозможность трудоустройства студентов; — Низкая удовлетворённость работодателей качеством подготовки обучающихся. |
Сотрудники | — Волокита и перекладывание ответственности между управлениями, отделами, институтами и кафедрами;
— Большое число «этажей управления» для согласования важных решений. |
Материально-техническое обеспечение | — Отсутствие нужного количества помещений;
— Слабая оснащенность лабораторий; — Наличие технически устаревших компьютеров и дополнительного оборудования; — Отсутствие медицинского кабинета, пункта питания, дома культуры, спорткомплекса, библиотеки; — Отсутствие возможности предоставить общежитие; — Отсутствие цифровой инфраструктуры. |
Учебно-методическое обеспечение | — Низкая книгообеспеченность;
— Низкая обеспеченность методической литературой; — Отсутствие электронных образовательных ресурсов и видеолекций; — Отсутствие электронной образовательной среды; — Отсутствие лицензионного программного обеспечения. |
Организация процесса обучения | — Низкая скорость обмена информацией;
— Отсутствие сервера, выдерживающего высокую нагрузку; — Низкий уровень владения цифровыми технологиями, как у преподавателей, так и у студентов; — Невозможность одновременного использования нескольких электронных платформ и учебных инструментов (из-за ограничений единовременного доступа); — Медленное реагирование при сбоях; — Медленное обновление программного обеспечения; — Отсутствие системы электронного открывания дверей в аудиториях; — Частые изменения в расписании, переносы занятий; — Неудобства, связанные с переходами между парами из одной аудитории в другую. |
Проведённый анализ показал, что мониторинг основан на наблюдении, измерении и анализе различных аспектов образовательной деятельности и является главным механизмом выявления проблем качества обучения. Выявленные в ходе мониторинга проблемы качества образования позволяют выделить основные направления, требующие особого внимания:
- соответствие учебных планов и образовательных программ ФГОС;
- квалификация и компетентность профессорско-преподавательского состава;
- доступность образовательных и обеспечивающих ресурсов;
- применение современных образовательных технологий;
- ориентация образовательного процесса на требования заинтересованных сторон;
- востребованность и трудоустройство выпускников.
Таким образом, можно сделать вывод, что высшее учебное заведение, отвечающее стандартам качества и показателям мониторинга, имеет огромное преимущество на рынке образовательных услуг перед другими образовательными организациями.
References
1. Алтыникова Н. В. Аккредитационный мониторинг 2023 : высшее образование / Н. В. Алтыникова, А. А. Музаев, С. М. Кочетова, О. Ю. Явкина, Н. А. Кулиев ; ответственный редактор Н. В. Алтыникова. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2024. – С. 278.2. Балацкий Е. В. Университеты мирового класса и технологическое развитие: вопросы без ответов / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова // Journal of New Economy. – 2022. – Т. 23, № 3. – С. 43-61.
3. Постановление Правительства Российской Федерации № 555 от 27.04.2024 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования».
4. Приказ Рособрнадзора № 660, Минпросвещения России № 306, Минобрнауки России № 448 от 24.04.2023 «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования».
5. Сеидова, З. М. Особенности функционирования менеджмента в организациях образовательной сферы / З. М. Сеидова // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2023. – № 2. – С. 106-111.
6. Скиданова О. П. Современные подходы к повышению качества образования / О. П. Скиданова // Инновационные процессы в современном образовании: от идеи до практики : Материалы IV Международной научно-практической конференции с использованием дистанционных технологий, Ярославль, 01 марта 2024 года. – Ярославль: ООО "Цифровая типография", 2024. – С. 127-129.
7. Федотов А. Р. Акмеологический подход к модерназиционным процессам в системе образования / А. Р. Федотов, Л. В. Набоков, В. А. Гончарова, А. Р. Пачин // Человек. Общество. Наука. – 2023. – Т. 4, № 3. – С. 157-167.
8. Tehci A. Academic service quality, student role and WOM communication in higher education / A. Tehci // The Manager. – 2022. – Vol. 13, No. 5. – P. 102-113.