Abstract: The article presents the results of artistic and constructive analysis of women's clothing of the peoples of Dagestan. The research was conducted on the basis of studying museum originals. The need to study historical samples is caused by the diversity of constructive and compositional features of Dagestan folk clothing. Women's clothing of the peoples of Dagestan is made of various materials, has a different cut, numerous decorations. Women of Dagestan wore a lot of silver jewelry. The article displays the results of a comparative analysis of the geometric appearance of products, the silhouette form and variants of the constructive elements of women's shirts. During the study, a compositional and constructive analysis of women's clothing of the peoples of Dagestan was carried out: Avars, Dargins, Lezgins, as well as women's costumes of the Kumyk, Lak, Tabasaran and Nogai peoples. The features of the interrelations of constructive elements are determined.
Keywords: Artistic and constructive analysis, Dagestan folk clothing, silhouette form, shirt, constructive element.
ВВЕДЕНИЕ
Дагестан представляет собой уникальную и своеобразную область Северного Кавказа. Богатая культура дагестанского народа имеет очень древние истоки. В самом деле, наш небольшой по территории Дагестан (площадь Дагестана всего 50,3 тыс кв.км.) обеспечивает мирное сосуществование более 32 коренным народностям и этническим группам [1].
Особой пестротой национального состава отличается северный Дагестан. Здесь проживают аваро – андо- дидойская группа народов. Южный Дагестан населяет лезгинская группа народов. Но, все коренные народности Дагестана очень близки по культуре. Частью этой культуры является национальная одежда.
Удивительно талантливому дагестанскому народу принадлежит разнообразная, функциональная и художественно значимая одежда.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Изучая народную одежду, необходимо учитывать, как влияла среда и климатические условия на формирование состава материала, кроя, структуры и орнаменталистики. Исторические и экономические процессы в обществе отразились на особенностях формирования костюма того или иного народа. Некоторые приемы и элементы народной одежды безвозвратно исчезают, а некоторые активно используются в современной моде. Модельеры сегодня делают акцент на утилитарной направленности одежды и в меньшей мере на художественной или исторической ценности. Наша задача сохранить и передать последующим поколениям национальные традиции, в том числе и в создании народной одежды.
ТЕОРИЯ
Женские комплексы народов Дагестана очень разнообразны по материалам, покрою, членениям, цветовому решению, по отделке и декору [1; 2]. Костюмные комплексы народов Дагестана очень сложны по своему составу.
Андийки носили верхнюю одежду ярких цветов, а штаны предпочитали носить темного цвета, платья по бокам подбирались и заправлялись в поясную одежду; головной убор был интересной седловидной формы.
Жительницы села Ботлих, как и андийки, подбирали платье по бокам и заправляли в поясную одежду; но головной убор отличался по форме, был в виде «подушки», и называли его «рогатая чухта».
Даргинские платья были на кокетке спереди. И они носили очень широкие штаны.
Кубачинское головное покрывало «къаз» отличается наличием золотой вышивки.
Традиционное платье лезгинки — свободного кроя с широкими рукавами. Платья-«булушки» было украшено яркими узорами, бусами и монетками (для отпугивания злых духов). Лезгинки носили чепец-чутху, который скрывал волосы. Поверх чухты носили большой цветной платок прямоугольной формы. Обязательной костюмной составляющей были штаны-шаровары, даже если их и не видно под юбкой. Лезгинская национальная женская одежда — это феерия цвета: зелёные, жёлтые, оранжевые и синие цвета в сочетании с блеском и звоном многочисленных украшений.
Костюм кумычек отличался нарядностью. Верхнее платье изготавливалось из тканей, разных по цвету и отделке. Это создавало впечатление того. Что два платья надеты одно поверх другого. Кумычки покрывали голову очень красивым кружевным платком «тастар» ручной работы.
Лакский костюм имел очень сдержанный, менее колоритный вид, так как лакцы были носителями городской культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Нами был проведён художественно-конструкторский анализ дагестанской одежды. Он показал, что женские костюмные комплексы формировались под воздействием различных факторов: природно-климатических, социально-культурных, художественно-эстетических, нравственно-духовных.
Проведение художественно-конструкторского анализа дагестанской народной одежды в данной работе включает исследование композиционно-конструктивных признаков костюмных комплексов народов Дагестана, таких как:
- геометрический вид формы;
- внешнее очертание формы;
- внутреннюю поверхность формы;
- рельефность поверхности формы;
- составные части формы;
- конструктивно-декоративные, функционально-декоративные и декоративные элементы формы;
- покрой и силуэт изделий
- цвет и фактура материалов;
- длина одежды и длина рукавов;
- композиционные особенности: контраст и нюанс, ритм.
Анализ конфигурации формы изделий, то есть очертания ее внешнего контура, свидетельствуют о том, что основные формы всех изделий – туникообразные. Основной силуэт – прямой и трапециевидный. Конструкция изделий представляет собой сочетание простых геометрических фигур – прямоугольника, треугольника и трапеции. Разнообразные силуэтные формы изделий получаются за счет изменения длин сторон вышеназванных фигур.
Дагестанская одежда не прилегала к телу. Свободный покрой можно объяснить необходимостью сохранения функциональности одежды и эргономики [3].
Все формообразующие линии дагестанского костюма отличаются прямолинейностью. Криво линейность наблюдается только в средствах декора костюма. Следует отметить, что составляющие женских костюмных комплексов имеют большое количество деталей, соединенных между собой различными средствами: швами, рельефами, подрезами, кокетками. Это объясняется не только традиционным формообразованием одежды, но и тем, что женщины Дагестана очень экономно использовали материалы.
Основные приемы композиции в одежде — пропорция, ритм, симметрия. Простые пропорциональные соотношения плоскостей, объемов являются главными регулирующими средствами между целым и его частями.
Исследования системных составляющих костюмных комплексов народов Дагестана позволили провести композиционно – конструктивный анализ женской одежды народов Дагестана: аварок, даргинок, лезгинок, а также женских костюмов кумыкских, лакских, табасаранских и ногайских народов. Структура костюмного комплекса андийки представлена на рисунке 1.
Дагестанки носили нижнее и верхнее платья. Нижнее платье представлено рубахами. Анализ покроя предполагает деление рубах два основных типа: туникобразные и отрезные по талии. Нами проведен раздельный анализ конструкций этих рубах [4]. Результаты анализа представлены в таблице 1 и в таблице 2.
Таблица 1
Отдельные элементы туникообразных рубах
Деталь или конструктивная линия | Варианты | ||
Плечи | Прямые | Покатые | |
Рукава | Трубообразные с
ластовицами |
Низ обработан манжетами | Конической формы с легким расширением по низу |
Окат рукава | Рельефной формы | Гладкий | |
Ластовица | Ромбообразная | ||
Наплечные
накладки |
Прямоугольные | ||
Пройма | Невырезная | Подкройная | |
Лиф | С втачной вставкой по центру полочки | С накладной вставкой по центру полочки | Переднее полотнище длиннее заднего |
Боковые клинья | В форме трапеции | Прямоугольной формы | |
Горловина | Круглая | Мысообразная | Воротник стойка |
Таблица 2
Отдельные элементы рубах отрезных по талии
Деталь или конструктивная линия | Варианты | ||
Плечи | Прямые | Покатые | |
Рукава | Трубообразные. Низ обработан манжетами | Прямые с легким заужением книзу. Низ обработан манжетами | Конической формы с легким расширением по низу и со сборкой по окату |
Юбка | Гладкой прямоугольной формы | Рельефной поверхности в складку одностороннюю | Широкое полотнище в сборку |
Пройма | Невырезная | Подкройная | |
Лиф | С круглым вырезом горловины и центральной застежкой до талии |
Проведённый анализ позволяет выявить следующие особенности взаимосвязей конструктивных элементов:
- Прямоугольные плечевые накладки характерны только для туникообразных рубах с прямой линией плеч.
- Прямоугольные плечные накладки характерны только для конструкции рубах с невырезаной проймой.
- Ластовицы как конструктивные элементы присутствуют в туникообразных рубахах с невырезаной проймой.
- Для конструкции рубах с не вырезными проймами характерны трапециевидные боковые клинья.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Актуальность данной работы обоснована необходимостью возрождения и сохранения традиций национальной культуры, частью которой несомненно является народный костюм.
- Исследования системных составляющих костюмных комплексов народ Дагестана позволили провести композиционно – конструктивный анализ женской одежды народов Дагестана: аварок, даргинок, лезгинок, а также женских костюмов кумыкских, лакских, табасаранских и ногайских народов
- Анализ конструкции нательной одежды дагестанских женщин позволил выявить особенности взаимосвязей конструктивных элементов
Рис. 1. Структура костюмного комплекса андийки
References
1. Булатова А. Г., Гаджиева С. Ш., Сергеева Г. А. Одежда народов Дагестана. Историко-этнографический атлас.- Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001. - 289 с.2. Гаджиева С. Ш. Одежда народов Дагестана. -М: Издательство «Наука», 1981. -160 с.
3. Гаджибекова И.А. Характеристика и классификация нательной одежды женщин Дагестана. // Изв. вузов. Технология текстильной промышленности.- 2024.- № 1 (409).- С. 204- 210.
4. Гаджибекова И.А. Национальное своеобразие народного костюма дагестанцев (на примере женского костюмного комплекса лезгинской группы народов) // Изв. вузов. Технология текстильной промышленности. -2021.- № 4. - С. 211 - 213.