Surrealism: interpreting subconscious processes through the medium of art

UDC 7
Publication date: 19.06.2025
International Journal of Professional Science №6(1)-25

Surrealism: interpreting subconscious processes through the medium of art

Сюрреализм: интерпретация подсознательных процессов средствами искусства

Xing An
Zhang Wuhao
Bai Yuting

1. master's student,
Fuzhou University
2. master's student,
Fuzhou University
3. master's student,
P.M. Masherov Vitebsk State University

Син Ань
Чжан Ухао
Бай Юйтин
1. магистрант,
Фучжоуский университет
2. магистрант,
Фучжоуский университет
3. магистрант,
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Аннотация: Искусство на протяжении длительного времени служило способом передачи человеческих эмоций, задумок и переживаний. Среди многочисленных художественных направлений, появившихся в истории, сюрреализм выделяется как захватывающее исследование работы подсознания. Истоки сюрреализма восходят к началу 20 века, когда он стремился исследовать скрытые уровни человеческой психики и оспаривать устоявшиеся представления о реальности. В статье рассматривается направление сюрреализма, изучается его происхождение, ключевые фигуры, художественные методы и значительное воздействие, которое он оказал на современное искусство и культуру. Цель исследования – анализ сюрреализма как художественного направления с акцентом на его интерпретацию подсознательных процессов и влияния на восприятие реальности. Методы исследования: тематический анализ, анализ приемов изобразительной техники, исследование особенностей художественной манеры. Результаты исследования: сюрреализм — это художественное направление, границы которого раскрывают подсознательное через образы сновидений, абсурда и символизма. Художники-сюрреалисты С. Дали, Р. Магритт, М. Эрнст использовали различные методы для создания своих отличительных стилей. Все трое художников исследовали подсознание и сновидения как ключевые темы сюрреализма, они использовали символы для передачи скрытых смыслов, применяли нестандартные подходы, выходящие за рамки классического искусства.

Abstract: Art has long served as a way of conveying human emotions, thoughts and experiences. Among the many artistic movements that have emerged in history, surrealism stands out as a fascinating exploration of the workings of the subconscious mind. The origins of surrealism date back to the early 20th century, when it sought to explore the hidden levels of the human psyche and challenge established notions of reality. This article examines the direction of Surrealism, exploring its origins, key figures, artistic methods and the significant impact it has had on modern art and culture. The aim of the study is to analyse Surrealism as an artistic movement with a focus on its interpretation of subconscious processes and its influence on the perception of reality. Research methods: thematic analysis, analysis of the methods of visual technique, study of the peculiarities of artistic manner. Research results: surrealism is an artistic direction, the boundaries of which reveal the subconscious through images of dreams, absurdity and symbolism. Surrealist artists S. Dali, R. Magritte, and M. Ernst used different methods to create their distinctive styles. All three artists explored the subconscious and dreams as key themes of surrealism, they used symbols to convey hidden meanings, and used unconventional approaches that went beyond classical art.
Ключевые слова: сюрреализм, сновидения, абсурдные образы, символизм, подсознание, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Макс Эрнст.

Keywords: surrealism, dreams, absurd images, symbolism, subconsciousness, Salvador Dali, René Magritte, Max Ernst.


Введение. Искусство уже давно считается сильным средством самовыражения, позволяющим художникам передать свои глубочайшие мысли и чувства. Используя цвет, символы и различные визуальные элементы, художники могут превращать эти абстрактные эмоции в картины, которыми они делятся с окружающими [7].

Сюрреализм, художественное направление, сформировавшееся в 1920-х годах, нацеливалось на освобождение творческого процесса от рационального анализа и исследование глубин подсознания. Сюрреалисты стремились изучить сновидения, стремления и непосредственные проявления человеческого разума. Сравнивая различные элементы, они стремились создавать произведения, которые ставили под сомнение логику и традиционные интерпретации [5, с. 14].

Согласно мнению Польшиковой Л.И.: «Анализ практики сюрреализма и его философско-эстетических принципов позволяет сделать вывод о психофизиологической интерпретации им природы искусства и мастерства художника, опирающихся на приемы контраста, противоположения, оппозиционности, результатом действия которых является эстетический катарсис» [1, с. 3].

Первым значительным международным движением, которое стремилось к кардинальному разрушению или уменьшению значения смыслов и ценностей европейской культуры, стал дадаизм. Происхождение сюрреализма связано с дадаистским движением, которое выступило против традиционных художественных стандартов и акцентировало внимание на абсурдности и иррациональности. Дадаисты отвергли логику и рациональное мышление, тем самым создав основу для движения сюрреалистов. Возникшее течение психоанализа под руководством Зигмунда Фрейда также оказало влияние на интерес сюрреалистов к бессознательному и сновидениям [2, с. 76].

В 1924 году Андре Бретон определил движение через его цель: «объединить бессознательное и сознание в абсолютной реальности, сюрреальности» [3, с. 27]. Хотя сюрреалистические эксперименты освободили бессознательное, окружающая среда способствовала большему успеху, поскольку она позволяла объединять сон и реальность, формируя «единое визуальное произведение» [4].

Сальвадор Дали, один из самых знаменитых художников-сюрреалистов, привлек внимание к сюрреализму своими увлекательными и таинственными произведениями. Его умение вызывать сильные эмоции через сновидческие образы сделало его ключевой фигурой в этом движении.

Чтобы перенести свои сны на холст, Дали создал «параноидально-критический метод» — умственное упражнение для доступа к подсознанию, которое побуждает разум испытывать состояние страха. Этот способ деконструкции личности помог художнику найти новые и оригинальные взгляды на мир. Его произведения были глубоко личными и отражали его жизнь, часто с изображением его жены и музы Галы. Он создал эти работы в период, известный как его «классическая фаза», где наука и религия выступают в качестве основных тем [6, с. 1].

Рене Магритт. Его мазки были массивными и гладкими, с четкими линиями, а его произведения напоминали работы реалистов. Тем не менее, Магритт являлся мастером иллюзий, и, применяя в своих работах несколько простых элементов, он смог создать «сюрреалистический» эффект. Он часто использовал двусмысленные или метафорические символы, такие как зеркала, яблоки, занавески, вуали, окна и картины в картинах [6, с. 8].

Методы и методики. Для проведения экспериментальной работы применяется исследование элементов, отражающих подсознание путем тематического анализа определения мотивов, таких как сновидения, абсурдные образы, символизм. Выборка составила 10 знаковых сюрреалистических работ трех художников: Сальвадора Дали, Рене Магритт, Макса Эрнста.

Эксперимент. Известная работа Сальвадора Дали «Постоянство памяти» олицетворяет суть сюрреализма. Плавящиеся часы на картине представляют собой течение времени и сновидческое состояние подсознания:

  • Сновидения: мягкие, «тающие» часы создают ощущение текучести времени, характерной для снов.
  • Абсурдные образы: часы, свисающие с ветвей и лица, нарушают физическую логику.
  • Символизм: часы могут символизировать бренность времени и мимолетность жизни.

Следующая работа данного художника «Сон, вызванный полетом пчелы…»:

  • Сновидения: трансформация объектов (рыба в тигра, тигр в гранат) отражает хаотичную логику сна.
  • Абсурдные образы: левитирующая женщина и слон на длинных ногах подчеркивают нереальность.
  • Символизм: гранат символизирует плодородие или опасность, пчела — пробуждение.

Далее рассмотрим работу «Метаморфозы Нарцисса»:

  • Сновидения: превращение фигуры в цветок имитирует текучесть сновидений.
  • Абсурдные образы: рука с яйцом, из которого растет нарцисс, абсурдна и неожиданна.
  • Символизм: яйцо — возрождение, нарцисс — самолюбование.

Следующая работа называется «Лебеди, отражающиеся в слонах».

  • Сновидения: отражение лебедей в виде слонов искажает реальность, как во сне.
  • Абсурдные образы: слоны на тонких ногах выглядят неестественно и хрупко.
  • Символизм: лебеди — грация, слоны — сила и память.

Рене Магритт, бельгийский художник, отличался своими провокационными и порой комическими произведениями, которые побуждали к размышлениям. Его известная картина «Предательство образов» ставит под сомнение восприятие зрителя, представляя трубку с надписью: «Это не трубка».

Работа художника «Сын человеческий» показывает:

  • Сновидения: лицо, скрытое яблоком, создает ощущение загадки, как в сновидении.
  • Абсурдные образы: яблоко, парящее перед лицом, нарушает логику.
  • Символизм: яблоко — знание или искушение, скрытое лицо — утрата идентичности.

Далее рассмотрим произведение данного художника под названием «Голконда»:

  • Сновидения: мужчины в котелках, парящие в воздухе, напоминают сонный хаос.
  • Абсурдные образы: люди, висящие как капли дождя, абсурдны и невозможны.
  • Символизм: котелки — конформизм и анонимность общества.

Художественное произведение «Любовники» раскрывает:

  • Сновидения: закрытые тканью лица создают атмосферу тайны и отчуждения.
  • Абсурдные образы: поцелуй через ткань — абсурден и неестественен.
  • Символизм: ткань — барьеры в любви или невозможность близости.

Художественное произведение «Империя света» отражает:

  • Сновидения: сочетание дня и ночи вызывает диссонанс, как в снах.
  • Абсурдные образы: одновременное изображение света и тьмы противоречит реальности.
  • Символизм: контраст — двойственность или конфликт.

Произведения Магритта часто исследуют противопоставление между изображением и реальностью, заставляя задумываться и ставить под сомнение сущность искусства и истины.

Макс Эрнст кардинально изменил сюрреалистическое движение благодаря своему оригинальному подходу к коллажу. Сочетая разнородные элементы из различных источников, Эрнст создавал сюрреалистические работы, которые превышали традиционные художественные формы. Его метод коллажа давал возможность передавать хаотическую и многослойную сущность подсознания.

Его художественное произведение «Два ребенка, которым угрожает соловей», отражает:

  • Сновидения: кошмарная сцена с детьми и соловьем напоминает тревожный сон.
  • Абсурдные образы: гигантский соловей и странные позы фигур абсурдны.
  • Символизм: соловей — угроза или свобода, дети — уязвимость.

Рассмотрим еще одну работу данного художника «Лес и голубь»:

  • Сновидения: лес как лабиринт и голубь создают таинственную атмосферу сна.
  • Абсурдные образы: абстрактные деревья и неоднозначный голубь нарушают реальность.
  • Символизм: лес — подсознание, голубь — мир или прозрение.

Результаты. Для начала проведен сравнительный анализ подходов художников:

  • Сновидения: Дали использует трансформации, Магритт — парадоксы, Эрнст— абстракцию.
  • Абсурдные образы: Дали и Магритт создают конкретные, но невозможные сцены, Эрнст — более абстрактные формы.
  • Символизм: Дали опирается на мифы и личные образы, Магритт — на культурные, Эрнст — на архетипы.

Представим в Таблице 1 сравнительный анализ сходства и различий трех художников по 4 аспектам: тематика, стиль, символы, техники.

Таблица 1

Сходства и различия в работах С. Дали, Р. Магритт, М. Эрнста

Аспект Сальвадор Дали Рене Магритт Макс Эрнст
Тематика Сновидения, подсознание, время, религия, мифология Повседневная жизнь, загадки, парадоксы, идентичность Природа, мифология, подсознание, война, тревога
Стиль Детализированные, реалистичные изображения с фантастическими элементами Четкие, реалистичные изображения с неожиданными, парадоксальными комбинациями Абстрактные и полуабстрактные формы, часто с элементами коллажа и текстуры
Символы Тающие часы (время), слоны на длинных ногах (нестабильность), яйца (возрождение) Яблоки (скрытые лица), котелки (анонимность), трубы (иллюзия) Птицы (свобода), леса (подсознание), глаза (восприятие)
Техники Параноидально-критический метод, традиционная живопись Традиционная живопись с акцентом на необычные контексты Фроттаж, декалькомания, коллаж, граттаж

Таким образом, исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что все трое художников исследуют подсознание и сновидения как ключевые темы сюрреализма, они используют символы для передачи скрытых смыслов, применяют нестандартные подходы, выходящие за рамки классического искусства.

Тем не менее, существуют и различия в их работе:

Дали создает детализированные фантастические миры, Магритт играет с парадоксами повседневности, а Эрнст склоняется к абстракции и текстурам.

Темы Дали часто связаны с религией и временем, Магритт фокусируется на идентичности, а Эрнст — на природе и тревоге.

Техники Эрнста более экспериментальны (коллаж, фроттаж), тогда как Дали и Магритт опираются на традиционную живопись с уникальными методами.

Таким образом, сюрреализм — это художественное направление, границы которого раскрывают подсознательное через образы сновидений, абсурда и символизма. Художники-сюрреалисты использовали различные методы для создания своих отличительных стилей. Некоторые, как Сальвадор Дали и Рене Магритт, отдавали предпочтение гиперреалистичным методам, которые представляли объекты в мельчайших деталях, усиливая их сказочные качества. Напротив, другие, такие как Макс Эрнст, использовали экспериментальные техники, такие как коллаж и фроттаж, для создания диковинных образов, которые отражали хаотическую природу бессознательного.

References

1. Польшикова Л.И. Теория и практика сюрреализма (критический анализ) / 17.00.04 — изобразительное искусство. Автореф. дисс., 1990 – С. 3.
2. Якимович А.К. Сюрреализм // [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syurrealizm-1 (дата обращения: 21.05.2025) - С. 76
3. Breton A. «Manifesto du Surréalisme», in Breton, Manifestoes of Surrealism (Michigan: 4 University of Michigan Press, 1972), - P. 27.
4. Craig J. What are the means used in surrealist films for claiming the medium for the unconscious? // [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.academia.edu/26500266/What_are_the_means_used_in_surrealist_films_for_claiming_the_medium_for_the_unconscious (дата обращения: 21.05.2025).
5. Magrini J. «Surrealism's Revisionist Reading of Freudian Psychology: Surreal Film and the Dream» (2009). Philosophy Scholarship. Paper 14. http://dc.cod.edu/philosophypub/14 (дата обращения: 21.05.2025)
6. Nema N. Psychology in Art: The Influence of Freudian Theories on Surrealist Art // The International Journal of Indian Psychology. Volume 4, Issue 4, DIP: 18.01.119/20170404. July-September, 2017. P.1-8. DOI: 10.25215/0404.119. ISSN 2348-5396 (e) | ISSN: 2349-3429 (p).
7. Wu C. The Psychology of Art: Emotions Translated into Visual Mediums // [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://agifineart.com/advice/the-psychology-of-art-emotions-translated-into-visual-mediums/ (дата обращения: 20.05.2025).