Abstract: The purpose of this article is to analyze the evolution of the policy of strategic partnership between the PRC and the Republic of Kazakhstan using the example of the characteristics of key periods of economic and political interaction between China and South Korea since 1992. The results of this strategic partnership based on cooperation in the free trade area, as well as joint projects in high technologies, are determined. Special attention is paid to the prospects of cooperation related to integration into the "One Belt, One Road", energy projects and reduction of trade barriers. The article demonstrates the reasons for the geopolitical differences between the two countries in the current conditions of the transformation of world politics, while maintaining the desire of the PRC and the ROK to actively coordinate efforts in ensuring regional security.
Keywords: Asia-Pacific region, South Korea, China, economic interdependence, geopolitical competition, free trade, multilateral initiatives
Взаимоотношения между Китайской Народной Республикой (КНР) и Республикой Кореей (РК) с момента установления дипломатических связей в 1992 году претерпели значительную трансформацию, перейдя от базового сотрудничества к стратегическому партнёрству. Актуальность исследования данных отношений определяется их ролью в обеспечении стабильности Восточной Азии, усилением экономической взаимозависимости (товарооборот вырос с 31,5 млрд долл. в 2001 г. до 285 млрд долл. в 2019 г.) и геополитическими вызовами, включая ядерную программу КНДР, конкуренцию в высокотехнологичных отраслях и влияние внешних акторов, прежде всего США. Цель исследования заключается в анализе эволюции двусторонних связей, выявлении ключевых точек соприкосновения и противоречий, а также оценке перспектив сотрудничества в контексте региональной и глобальной интеграции.
Экономические отношения между КНР и Республика Корея (далее – РК или Южная Корея) в последние десятилетия значительно укрепились, что предоставляет различные перспективы для дальнейшего сотрудничества. Это связано как с ростом объемов торговли и инвестиций, так и с взаимными интересами в высоких технологиях и инновациях. Ключевую роль в установлении стабильности в Восточной Азии играет сотрудничество КНР и Республики Корея в сфере безопасности. Учитывая сложную политическую обстановку, вызванную ядерной программой КНДР, а также растущими влиянием Китая, важно анализировать механизмы и форматы взаимодействия, которые помогают обеим странам наращивать уровень доверия и искать пути к разрешению конфликтов.
В начале 1990-х годов Республика Корея значительно укрепила свое положение на международной арене. В рамках работы 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (октябрь 1991 г.) состоялись первые переговоры между министрами иностранных дел Китайской Народной Республики и Республики Корея. 24 августа 1992 года министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь и министр иностранных дел Республики Корея Ли Сан Ок подписали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений между своими странами, а также об обмене дипломатическими представительствами на уровне посольств. Обе стороны заявили о стремлении развивать долгосрочные отношения добрососедского сотрудничества на основе принципов взаимного уважения, суверенитета и территориальной целостности. Правительство Республики Корея заявило о своем признании правительства КНР единственным правительством Китая. Существенным фактом, способствующим установлению дипломатических отношений между сторонами, стало признание южнокорейским руководством острова Тайвань частью Китая.
Отношения между Китаем и Южной Кореей прошли путь от «дружбы и совместных отношений» (1992 г.) к «полномасштабному совместному партнерству» (1998 г.) и «всестороннему совместному партнерству» (2003 г.). В 1990-х годах южнокорейское руководство заметно расширило диапазон своего внешнеполитического взаимодействия, подчеркивая, что оно не замыкается на союзнических отношениях с США, это начинание стало фундаментом новой стратегии РК в отношении Китая. Визит президента Республики Корея Ро Дэ У в Пекин в 1992 году послужил отправной точкой в развитии разносторонних отношений обеих стран.
На рубеже XX–XXI веков проходили регулярные встречи на разных уровнях, что свидетельствует о стремлении сторон развивать двусторонние взаимоотношения. В ноябре 2005 года председатель КНР Ху Цзиньтао выдвинул четыре предложения по развитию сотрудничества с Республикой Корея, а именно: укрепление взаимного политического доверия, расширение экономического сотрудничества, обмен опытом в гуманитарной сфере и проведение консультаций по международным вопросам. В 2007 году премьер Государственного совета Китайской Народной Республики Вэнь Цзябао предложил начать сотрудничество между сторонами, а также продолжить диалог по проблеме безопасности в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе [2]. Однако президент Республики Корея Ли Мен Бак полностью изменил акценты во внешней политике, вернувшись к традиционному усилению геополитического союза с Соединенными Штатами. Данный курс сохраняет и современное правительство РК, что серьезно осложняет развитие политического диалога между КНР и Республикой Корея [3, c.28]. По мнению ряда исследователей, сотрудничество между США и Республикой Корея в дополнении с Договором о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией, ограничивает возможности КНР занять лидирующие позиции в АТР.
Несмотря на это, в 2007 году Китай стал одним из основных торговых партнеров Республики Кореи. Телекоммуникации, энергетика, грузоперевозки и охрана окружающей среды в настоящее время являются основными направлениями торгово-экономического сотрудничества. Расширяя двухсторонние контакты в сфере региональной безопасности, Южная Корея и Китай готовы приложить совместные усилия для борьбы с международным терроризмом и наркотрафиком, а также разрешения проблемы денуклеаризации Корейского полуострова. Приверженность Республики Кореи политике «одного Китая» остается позитивным восприятием для руководства КНР.
В 2003 г. Китай потеснил США став крупнейшим рынком сбыта корейских товаров, а в 2004 г. закрепил свой статус крупнейшего торгового партнёра Южной Кореи [13]. В 2005 г. РК обогнала Тайвань и стала вторым по значимости торговым партнёром Китая (первое место уверенно занимала Япония, четвёртое – США). После вступления КНР в ВТО и открытия его внутреннего рынка конкуренция за китайский рынок растёт. В сравнении с 2010 годом на современном этапе в китайском импорте потеряли часть своей доли все основные торговые партнёры – Япония, Республика Корея (на 0,4 п.п. – до 9,6%), Тайвань, США. Это лишь подтверждает высокую ёмкость китайского внутреннего рынка, так как валовые показатели торговли продолжают расти [1, c. 82]. К концу 2010 года товарооборот Китая с Южной Кореей превысил 100 миллиардов долларов [4]. В 2010 году Китай занимал первое место по экспорту (23, 2 % от общего объема экспорта) и импорту (16, 8 % от общего объема импорта) Южной Кореи. Южнокорейские фирмы также участвовали в освоении территорий Западного Китая. КНР, в свою очередь, стремился наладить совместную работу с корейскими партнерами в нефтехимической, угольной и сталелитейной отраслях. Крупные корейские компании, такие как LG Electronics, Samsung, Hyundai, Kia относительно укоренились на китайском рынке и даже конкурировали с национальными производителями КНР.
С 2007 года Китай является крупнейшей страной в мире по привлечению южнокорейских инвестиций. Важной целью экономического взаимодействия Южной Кореи с КНР было желание проникнуть в высокотехнологичные сферы китайского производства, но это стремление осложнялось высокой стоимостью южнокорейской рабочей силы по сравнению с китайской, что привело к вынужденному трудовому обязательству корейских фирм нанимать китайских работников. Стоит отметить, что с 2005 года китайско-южнокорейская торговля несколько сократилась из-за параллельных антидемпинговых мер, проблем с продовольственной безопасностью, снижения южнокорейских инвестиций и последствий экономического кризиса 2008 года [12].
Растущее торгово-экономическое сотрудничество КНР и Республика Корея закономерно стремиться выйти за рамки двусторонних отношений, объединив многостороннее партнерство с Японией, несмотря на жесткие противоречия в области региональной безопасности между указанными государствами. В декабре 2010 года в Ханчжоу представители компетентных ведомств по логистике трех стран подписали меморандум о сотрудничестве по сети информационного обслуживания логистических операций в Северо-Восточной Азии, что являлось прорывом в истории развития логистической деятельности Китая, Южной Кореи и Японии [3, c. 34]. Однако полному экономическому объединению этих стран препятствовало существующее геополитическое соперничество КНР и США в АТР.
Отношения между Китайской Народной Республикой (КНР) и Республикой Корея находятся в значительной зависимости от состояния китайско-американских и корейско-американских отношений. Соединенные Штаты Америки осуществляют сдерживающее влияние на взаимодействие между Южной Кореей и Китаем, стремясь предотвратить укрепление позиций КНР в данном регионе. Следует также отметить, что Китай рассматривает Республику Корея как одного из ключевых региональных партнеров и предпринимает все необходимые меры для поддержания и улучшения сложившихся контактов, начавшихся с 80-х годов XX века [7, с. 22].
Взаимодействие Китая и Республики Корея сохраняет статус ключевого фактора региональной стабильности, демонстрируя устойчивость стратегического партнёрства даже при наличии отдельных разногласий в политической, экономической и культурной плоскостях. Ярким примером такой устойчивости служит арктическое направление, где двусторонние противоречия оказались минимизированы благодаря институционализации многостороннего диалога. Формирование трёхстороннего формата сотрудничества с участием Японии, КНР и РК в сфере освоения Арктики позволило не только снизить потенциальную конфликтность, но и создать механизм для согласования интересов и совместных проектов в данном регионе. В 2013 году эти страны присоединились к Арктическому совету в качестве наблюдателей, а в ноябре 2015 года в «Совместной декларации о мире и сотрудничестве в Северо-Восточной Азии» закрепили свое желание осуществлять трехстороннее сотрудничество в Арктике. На шестом саммите Республики Корея, Японии и Китая в ноябре 2015 года правительство Республики Корея выступило с предложением о проведении трехстороннего диалога по сотрудничеству в Арктике, и поскольку правительства Японии и Китая приняли его, это было отражено в «Совместной декларации о мире и сотрудничестве в Северо-Восточной Азии» [8].
Отношения между Китайской Народной Республикой и Республикой Корея в первые два десятилетия XXI века характеризуются интенсивным развитием, что приводит к их существенной институционализации и расширению до беспрецедентных масштабов. Важным фундаментом этого партнёрства является совпадение стратегических приоритетов в обеспечении региональной стабильности, что находит практическое выражение в согласованной антиядерной политике в отношении КНДР, а также в совместном противодействии транснациональным угрозам, включая терроризм и незаконный оборот наркотиков. Такое сотрудничество в сфере безопасности выступает в качестве одного из ключевых стабилизаторов двусторонних отношений, способствуя укреплению взаимного доверия и углублению диалога по широкому спектру вопросов. Так, двусторонний товарооборот увеличился в 9 раз (с 31.5 млрд долл. в 2001 г. до 285 млрд долл. в 2019 г.) (см. таблицу 1). 20 декабря 2015 г. в Сеуле стороны заключили соглашение о создании зоны свободной торговли — самое крупное, как для Южной Кореи, так и для КНР. Сторонники соглашения полагают, что для экспортно-ориентированной экономики Южной Кореи соглашение с Китаем откроет новые перспективы: расширит присутствие южнокорейской продукции на внутреннем рынке Китая и будет способствовать увеличению торгового оборота между странами. Кроме того, КНР и Республика Корея ведут переговоры о создании ЗСТ с Японией, активно взаимодействуют со странами АСЕАН и участвуют в масштабной инициативе Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Помимо экономического эффекта данные проекты способны оказать благоприятное влияние на непростую политическую ситуацию в регионе. Оно призвано сформировать ЗСТ в течение 20 лет на основе ликвидации таможенных пошлин на 90% товаров взаимной торговли с сохранением исключений (для Республики Корея исключены 960 товарных позиций, а для КНР- 766) [9, с.4]. Хотя в Южной Корее к реализации данного соглашения относятся не без критических замечаний, доля КНР в южнокорейском экспорте выросла с 12 до 32%, а в импорте – с 9 до 22%. В итоге Китай превратился в крупнейший внешний рынок сбыта южнокорейских товаров и в ведущего поставщика потребительской и промышленной продукции. В том числе узлов и комплектующих деталей, без стабильных поставок которых (как показала кризисная ситуация 2020 г., связанная с распространением эпидемии коронавируса COVID-19) промышленность Республики Корея на полную мощность функционировать не может.
Таблица 1
Торговый оборот Китая с Республикой Корея и КНДР, млрд долл.
| 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
| Экспорт Китая в РК | 101.3 | 93.7 | 102.7 | 109.0 | 111.0 |
| Импорт Китая из РК | 174.5 | 159.0 | 177.6 | 204.6 | 173.6 |
| Товарооборот | 275.8 | 252.7 | 280.3 | 313.6 | 284.6 |
| Торговый баланс | –73.2 | –65.3 | –74.9 | –95.6 | –62.6 |
| Экспорт Китая в КНДР | 2.9 | 2.8 | 3.2 | 2.2 | 2.6 |
| Импорт Китая из КНДР | 2.6 | 2.5 | 1.7 | 0.2 | 0.2 |
| Товарооборот | 5.5 | 5.3 | 4.9 | 2.4 | 2.8 |
| Торговый баланс | 0.3 | 0.3 | 1.5 | 2.0 | 2.4 |
В свою очередь на южнокорейские поставки товаров и услуги приходится 8.3% китайского импорта, в то время как поставки в Республику Корея (РК) обеспечивают 4.4% экспорта КНР.
Однако отношения между Республикой Корея и Китаем характеризуются наличием объективных экономических противоречий, обусловленных структурными факторами, а не исключительно внешним влиянием. Данная тенденция находит выражение в активном вытеснении китайскими производителями южнокорейских компаний с традиционных и новых рынков сбыта. Например, Китай стал мировым лидером по объему производства автомобилей в 2021 г., тогда как Южная Корея заняла лишь 5е место. Экспорт автотранспортной техники, произведенной в КНР, вырос в 2021 г. на 100 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. [11]. С января по август 2022 г. Китай экспортировал 1,817 млн автомобилей, увеличив экспорт в годовом исчислении на 53 % [5]. В то же время Южная Корея за первое полугодие 2022 г. экспортировала 1,07 млн автомобилей, что всего на 1,5 % больше, чем в 2021 г. [6].
С 1992 по 2000 г. двусторонний товарооборот увеличился в пять раз, а в 2000-2020 г. ещё почти в восемь раз, несмотря на период пандемии COVID-19. Период наиболее интенсивного роста товарооборота между КНР и Республикой Корея пришёлся на первую половину 2000-х годов, когда годовые темпы прироста достигали 40%. Мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. прервал эту тенденцию, после чего восстановление характеризовалось неустойчивой динамикой с чередованием фаз роста и снижения при общем существенном замедлении темпов по сравнению с докризисным уровнем. Инвестиционное взаимодействие между двумя странами носит асимметричный характер: его основу составляют прямые инвестиции из Республики Корея в Китай, отличающиеся диверсифицированной отраслевой структурой, в то время как китайские капиталовложения в РК концентрируются преимущественно в сфере услуг. Ключевыми факторами для дальнейшего углубления экономической кооперации выступают снижение взаимных торговых барьеров и совместное участие в многосторонних интеграционных инициативах.
Хотя они были согласованы в 2014 году, официальное подписание этих соглашений состоялось только после того, как переводы согласованного содержания были проверены обеими сторонами.
Во время саммита 14 декабря 2017 года Мун Чжэ Ин и Си Цзиньпин договорились о закреплении основы для двустороннего экономического сотрудничества (несмотря на противостояние THAAD). Стоимостный объем импорта за 8 месяцев 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. значительно увеличился именно из КНР в РК, продемонстрировав рост на 19,1 % и достигнув 104,5 млрд долл. Уверенный рост импорта из КНР доказывает, что уйти от торговли с Китаем в обозримом будущем для Южной Кореи не представляется возможным. К тому же РК зависит от китайских поставок редкоземельных материалов. В частности, для производства аккумуляторов РК импортирует из КНР литий, магний, мочевину и марганец, предложение которых на рынке ограничено [10].
Анализ подтвердил глубокую экономическую взаимозависимость КНР и РК: с 2007 года Китай остаётся главным получателем южнокорейских инвестиций, тогда как РК зависит от китайского сырья для высокотехнологичных производств. Исследование позволяет утверждать, что геополитические разногласия, включая военный союз РК с США и санкции из-за THAAD, не прервали диалога: в 2017 году лидеры Си Цзиньпин и Мун Чжэ Ин восстановили сотрудничество, закрепив его в Совместной декларации. Выявлено, что региональная безопасность остаётся зоной консенсуса: обе страны выступают за дeнуклеризацию Корейского полуострова и участвуют в борьбе с терроризмом. Многосторонние форматы, такие как Всестороннее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП) и Арктический совет, демонстрируют потенциал для снижения напряжённости. Перспективные направления взаимодействия включают интеграцию в инфраструктурные проекты «Одного пояса, одного пути», совместные энергетические инициативы и развитие цифровой логистики. Вместе с тем сохраняются структурные дисбалансы: китайские компании вытесняют южнокорейских производителей на глобальных рынках (автомобилестроение, нефтехимия), что требует поиска новых точек роста в инновационных секторах. Результаты позволяют прогнозировать продолжение диалога в позитивном ключе при условии учёта взаимных интересов и снижения внешнеполитической конфронтации.
Перспективы китайско-южнокорейских отношений связаны с устойчивой тенденцией к углублению всестороннего стратегического сотрудничества, в основе которого лежит взаимная выгода и расширение областей партнёрства. Структурная взаимодополняемость экономик двух стран, а также общие долгосрочные интересы, такие как обеспечение энергетической безопасности, формируют базу для реализации масштабных инфраструктурных инициатив. Яркой иллюстрацией этой тенденции служит трёхсторонний проект «Ковыкта – Китай – Южная Корея» по поставкам российского газа. Его значение знаменует переход от традиционной двусторонней торговли к более сложным, многосторонним форматам сотрудничества в критически важной энергетической сфере.
Развитие подобных схем открывает возможность для институционализации трёхстороннего взаимодействия Китая, Южной Кореи и Японии. Создание устойчивого «треугольника сотрудничества» в Северо-Восточной Азии могло бы позволить этим странам не только повысить эффективность логистики и снизить издержки, но и сформировать новый, более самостоятельный центр влияния в регионе. Такой альянс был бы способен выступать с собственными интеграционными инициативами, меньше завися от внешних факторов. Исходя из этого, главным направлением развития отношений КНР и РК представляется дальнейшее укрепление торгово-экономических связей. Их качество будет меняться: от обмена товарами — к совместному созданию транснациональных производственных цепочек и участию в стратегических альянсах в сфере энергетики и инфраструктуры. Подобная модель кооперации способна снизить риски, связанные с колебаниями глобальной конъюнктуры, и заложить более прочную основу для долгосрочного партнёрства. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» неизбежно предполагает участие Республики Корея в данном масштабном проекте в будущем.
В заключение следует отметить, что все внешнеторговые и политические контакты между Китайской Народной Республикой и Республикой Корея имеют преимущественно положительный характер. Это свидетельствует о наличии благоприятных условий для формирования еще более эффективных и взаимовыгодных связей, а также для усиления влияния обеих стран в восточноазиатском регионе. Несмотря на структурные разногласия в двусторонних отношениях, на основании текущих тенденций можно сделать вывод, что вероятность открытой конфронтации между Китаем и Южной Кореей остаётся низкой, так как она сдерживается высокой степенью экономической взаимозависимости и обоюдной заинтересованностью в региональной стабильности.
References
1. Кукла М.П. Роль КНР во внешней торговле Республики Корея //Известия Восточного института (Владивосток). 2012. № 2. С. 80–86. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-knr-vo-vneshney-torgovle-respubliki-koreya/viewer (дата обращения 05.11.2025)2. Министерство иностранных дел КНР. Переговоры премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао и президента РК Но Му Хена [Электронный ресурс] URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjb/zzjg/yzs/xwlb/200512/t20051212_928894.html
(дата обращения: 12.11.2025).
3. Петрунина Ж.В. Эволюция отношений между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2012. № 35. С. 27–37. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-otnosheniy-mezhdu-kitaem-i-yuzhnoy-koreey-na-rubezhe-xx-xxi-vekov/viewer (дата обращения 01.11.2025)
4. По мнению эксперта, США не в состоянии сдерживать Китай // Жэньминь жибао. 2010. 4 авг. [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/95181/7092309.html (дата обращения 10.11.2025).
5. China remains key market for Japanese, South Korean NEV firms, despite external disruptions: insiders // Global Times. 2022. 21 Sept. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202209/1275807.shtml (дата обращения: 26.11.2025).
6. (LEAD) Auto exports hit 8yr high in 1st half on popularity of ecofriendly cars // Yonhap News Agency. 2022. 15 July. URL: https://en.yna.co.kr/view/AEN20220715003251320о (дата обращения: 26.09.2022)
7. Kontsevaia T. Yu. Relations between the People’s Republic of China and the Republic of Korea: contemporary state and development prospects // International Relations and Dialogue of Cultures. 2021. С.19–25. URL: https://internrelat.spbstu.ru/userfiles/files/2-Tatiana-Yu_-Kontsevaia.pdf (дата обращения 12.11.2025)
8. Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea. ROK, Japan and China to Hold the 1st Trilateral Dialogue on Arctic Cooperation // Official web-site. URL: https://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5676/view.do?seq=316457 (дата обращения: 14.11.2025).
9. Schott, J. Jung E., Cimino-Isaaks C. An Assessment of the Korea - China Free Trade Agreement// Peterson Institute for International Economics. Policy Brief. 2015. December. С. 1–15. URL: https://www.piie.com/publications/policy-briefs/assessment-korea-china-free-trade-agreement (дата обращения 15.11.2025)
10. South Korea Excessively Dependent on China for Certain Items // Business Korea. 2022. 7 June. URL: http://www.businesskorea.co.kr/news/articleView.html?idxno=96007#:~:text=The%2OKorea %20Institute%20for%20Industrial,%2C%20magnesium%2C%20urea%20and%20manganes (дата обращения 20.11.2025)
11. S. Korea remains 5th in global car production: KAMA // The Korean Herald. 2022. 28 Feb. URL: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20220228000670 (дата обращения: 26.09.2022).
12. Suk-hee Han. South Korea Seeks to Balance Relations with China and the United States // Council on Foreign Relations. 2012. 4 Dec. URL: https://www.cfr.org/report/south-korea-seeks-balance-relations-china-and-united-states (дата обращения: 14.11.2025).
13. 박세정. 대미-대중 무역비중 10년만에 완전교체. (Пак Сечжонг. Китай потеснил США и стал основным торговым партнером Южной Кореи) // KBS News. 2011. URL: https://www.kbs.co.kr (дата обращения: 20.11.2025). URL : https://www.kbs.co.kr (дата обращения 20.11.2025)
