Abstract: Components of visual-spatial perception were revealed on the basis of the viewpoint-oriented logic of morphological and functional genesis. In children aged 6-9 years defined (mismatched with each other) periods of intense and moderate formation of the components of visual-spatial perception and ages with formed functions and unformed functions. At the age of 8 years, quantitatively significant changes (or periods of the most intensive formation) in the development of visual-spatial memory and simultaneous perception were revealed.
Keywords: visual-spatial perception, visual perception, visual memory, spatial perception, school performance, Test of Visual Perceptual Skills, TVPS-3, child neuropsychology, primary school age.
Введение
Структура зрительно-пространственного восприятия и его нарушения до сих пор остаются дискуссионным вопросом и являются предметом исследований. В данной работе была предпринята попытка выделения компонентов зрительно-пространственного восприятия исходя из точки зрения, ориентированной на логику морфо- и функциогенеза. Анализируя особенности восприятия пространства, представленные в работе Б.Г. Ананьева (1964), и эволюцию зрительной системы, можно выделить несколько отдельных свойств зрительно-пространственного восприятия.
Стоит отметить, что для одновременного восприятия нескольких объектов в процесс, предполагающий восприятие отдельного объекта, включается симультанное восприятие. При нарушении одномоментного восприятия нескольких объектов, согласно клиническим наблюдениям, нарушаться будут процессы, связанные с участием обоих объектов, при сохранности восприятия признаков отдельных объектов. В соответствии с представленными идеями можно выделить следующие зрительно-пространственные функции:
- восприятие отдельных характеристик объекта на плоскости (например, стабильность формы при изменении других характеристик объекта);
1.1 различение характеристик двух объектов на плоскости (формы, величины, протяженности);
- восприятие ориентировки объекта на плоскости (в вертикальной и горизонтальной плоскостях);
2.1 различение ориентировки двух объектов на плоскости (в вертикальной и горизонтальной плоскостях);
- восприятие положения объекта в пространстве относительно собственного тела;
3.1 различение положений двух объектов в пространстве относительно собственного тела;
- восприятие пространственных отношений между объектами (положение объектов друг относительно друга);
Помимо рассмотрения непосредственно оптико-гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия важно также проводить оценку модально специфических мнестических способностей.
Важность оценки оптико-мнестических функций при рассмотрении оптико-гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия определяется тем фактом, что успешное освоение пространственных представлений становится возможно только при условии накопления и хранения пространственного опыта (Б.Г. Ананьев, 1964). Оптико-мнестические нарушения взрослой пациентки приводятся в описании клинического случая Н.Н. Полонской: гностические пространственные нарушения сочетались у больной с невозможностью вспомнить (представить), где что находится (больная не могла актуализировать знания о расположении улиц, зданий и др.) (Н.Н. Полонская, 2009, 2010, 2012). Отдельными исследователями также подчеркивается связь оптико-мнестических функций и пространственных ошибок у детей (Б.Г. Ананьев, 2964; М.М. Безруких, Н.Н. Теребова, 2008; M.A. Barnes, K.P. Raghubar, 2014).
Исследование того, какие звенья функций и в какой степени могут нарушаться при органических поражениях головного мозга, является важным на пути понимания характера нарушений зрительно-пространственного восприятия и их мозговых механизмов. Решение данной задачи предполагается на следующем этапе актуального исследования. На текущем этапе стояла задача выбора исследуемых компонентов зрительно-пространственного восприятия и анализ их состояния с помощью подходящих методов исследования у детей разного возраста. Акцент делался на оптико-гностической стороне зрительно-пространственного восприятия, оценивалось состояние оптико-мнестических функций.
Материалы и методы
- Test of Visual Perceptual Skills — third edition
Рисунок 1. Пример стимульного материала TVPS-3 (Sub6: FGR).
Ребенку предлагается среди представленных внизу листа изображений выбрать то, в котором присутствует представленный выше стимул.
Для оценки степени сформированности оптико-гностических и оптико-мнестических компонентов зрительно-пространственного восприятия, выделенных при литературном обзоре, использовалась методика Test of Visual Perceptual Skills — third edition (N.A. Martin, 2006) (далее TVPS-3).
- Статистический анализ данных
Программа Statistica использовалась для оценки нормативности распределения, анализа количественных характеристик выборок, а также для статистического анализа полученных данных. Для сравнения малых выборок был выбран непараметрический U-критерий Манна-Уитни.
Выборка
В работе было обследовано 59 детей на базах ГБОУ Школа №498 и ГБОУ Школа №1158 г. Москвы.
Было обследовано 8 детей в возрасте 6 лет, 27 детей – в возрасте 7 лет, 16 детей – в возрасте 8 лет, 8 детей – в возрасте 9 лет.
Все дети обследовались во временной отрезок до полудня, в начале и середине учебной недели. Исследование проводилось с октября 2017 года по май 2019 года.
Дети не имели заболеваний, которые могли оказать влияние на результаты обследования.
Результаты и обсуждение
В связи с малым объемом выборок нормальное распределение в выборках отсутствовало, что делало невозможным оценку результатов с помощью характеристик дисперсии и стандартного отклонения. Для анализа результатов в этом случае использовались следующие характеристики: среднее арифметическое значение, медиана, минимальное значение, максимальное значение.
В ситуации отсутствия выбросов разница между максимальным и минимальным значениями может быть информативной с точки зрения оценки рассеянности (распределения) значений (выполнения TVPS-3) в каждой группе.
Таблица 1
Разница между максимальным и минимальным значениями выполнения субтестов TVPS-3 детьми 6-9 лет
Все полученные результаты были проранжированы. Для того, чтобы сделать выводы о ширине диапазона значений выполнения субтеста детьми определенного возраста, были подсчитаны 25 и 75 процентили.
Рисунок 2. Проранжированные величины разности между максимальным и минимальным значениями выполнения субтестов TVPS-3 всех групп с отображением процентилей.
Ширина диапазона, имеющая процентиль не более 25% определялась как узкий диапазон значений, от 75% — широкий (или рассеянный). Диапазоны, лежащие между этими значениями, принимались за средние. Таким образом, были получены следующие результаты:
Таблица 2
Диапазоны значений выполнения субтестов TVPS-3 детьми 6-9 лет
Отдельно были рассмотрены случаи узких диапазонов значений. Поскольку для всех субтестов возможные значения в соответствии со структурой методики лежат в диапазоне [0; 16], были проанализированы средние арифметические значения в указанных группах (т.к. было установлено отсутствие выбросов в группах, среднее арифметическое можно было считать достаточно информативным) для оценки того, в какую сторону наблюдается смещение распределения.
Таблица 3
Средние арифметические значения в группах с узким диапазоном значений
Широкий диапазон значений выполнения субтеста отражает высокую вариативность исследуемого параметра. Такая ситуация может наблюдаться в том случае, если исследуемая функция находится в периоде своего формирования. Предположительно, высокая вариативность значений отражает период повышенной чувствительности функции к влияниям вешней среды, при этом тот уровень сформированности функции, когда большинством детей она успешно реализуется, еще не является достигнутым. Так в проведенном исследовании период интенсивного формирования возможности различения характеристик объектов на плоскости (размер, протяженность) приходится на возраст 7-8 лет, для способности различения ориентировки объектов на плоскости выделяются возраста 7 и 9 лет, зрительно-пространственная память формируется на протяжении 6-9 лет, восприятие характеристик объекта на плоскости в условиях зашумления – 7-8 лет, симультанное восприятие – также 7-8 лет.
Средний диапазон значений расценивался как период менее интенсивного (или умеренного) формирования, но тем не менее отражающего ситуацию, при которой еще не наблюдается способность большинства детей к безошибочному выполнению исследуемой функции. Результаты исследования позволяют выделить период 6-8 лет для зрительной памяти, 7-8 лет – для восприятия отдельных характеристик объекта на плоскости, возраста 6 и 9 лет для восприятия характеристик объекта на плоскости в условиях зашумления, а также возраст 9 лет для симультанного восприятия.
Стоит отметить, что согласно полученным результатам период менее интенсивного формирования способности различения ориентировки объектов на плоскости (8 лет) выделяется между двумя возрастами более интенсивного формирования, что расценивается как неточность количественного анализа из-за недостаточного количества данных и интерпретируется в этом случае как период, также относящийся ко времени интенсивного формирования различения ориентировки объектов на плоскости.
Узкий диапазон значений отражает низкую вариативность параметра. Такая картина может наблюдаться в двух случаях. В зависимости от расположения среднего значения распределения, можно делать выводы о сформированности или, напротив, несформированности исследуемой функции. Так согласно результатам исследования можно выделить возраст 6 лет, в котором наблюдается несформированность различения характеристик объекта на плоскости, ориентировки объектов, восприятия отдельных характеристик объекта на плоскости, а также симультанного восприятия. Сформированность же различения характеристик объектов на плоскости, зрительной памяти и восприятия характеристик объекта на плоскости наблюдается в возрасте 9 лет.
Для выявления особенно выраженных изменений в формировании зрительно-пространственного восприятия, или периодов наиболее интенсивного формирования, было проведено сравнение пар выборок. Результаты исследования позволяют говорить о наиболее выраженных изменениях в возрасте 8 лет для зрительно-пространственной памяти (p<0,05) и симультанного восприятия (p<0,05).
Рисунок 3. Последовательность формирования выделенных оптико-гностических и оптико-мнестических компонентов зрительно-пространственного восприятия. Голубым цветом представлены несформированные функции, зеленым – сформированные. Красным цветом представлены наиболее интенсивно формирующиеся функции, оранжевым – менее интенсивно формирующиеся.
Условные обозначения: номера в скобках рядом с названиями функций соответствуют представленной в работе классификации: первое число (1.х) соответствует этапу развития зрительно-пространственного восприятия, второе число (х.1) при его наличии соответствует включению в процесс симультанного восприятия. * отмечено симультанное восприятие как функция, проходящая через все этапы. Буквой М отмечены оптико-мнестические функции.
Заключение
По результатам проведенного исследования у детей в возрасте 6-9 лет были выделены (несовпадающие друг с другом) периоды интенсивного и умеренного формирования оптико-гностических и оптико-мнестических компонентов зрительно-пространственного восприятия, а также определены возраста, когда наблюдается несформированность отдельных функций и, наоборот, их достаточная сформированность.
Согласно полученным данным, в периоде с 6 до 9 лет отмечаются количественно значимые изменения (или периоды наиболее интенсивного формирования) в развитии некоторых компонентов зрительно-пространственного восприятия. Они наблюдаются в возрасте 8 лет для зрительно-пространственной памяти и симультанного восприятия.
В силу малого объема выборок полученные в текущем исследовании результаты интерпретируются как тенденция и подразумевают дальнейшее подтверждение на выборках большего объема. Предполагается также расширение выборки на возраст 10-11 лет. После проведения количественной оценки сформированности отдельных оптико-гностических и оптико-мнестических компонентов зрительно-пространственного восприятия контрольной группы и статистического анализа, на следующем этапе исследования предполагается проведение клинической диагностики детей с эпилепсией с целью изучения структуры нарушения зрительно-пространственного восприятия при фокальных формах эпилепсии.
References
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964.2. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5—7 лет // Альманах «Новые исследования» – 2008. - № 1.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. – 5-е изд. – М. : Изд-во УРАО, 1999.
4. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: учеб. пособие/ Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. - М.: ВЛАДОС, 2011.
5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Институт Практической Психологии, 1996.
6. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. - Нейропсихология: Хрестоматия 3-е изд. /Под ред. Е. Д. Хомской - СПб.: Питер, 2010.
7. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста – Спб.: Питер, 2008.
8. Морозова Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет. Автореф диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Архангельск, 2008.
9. Полонская Н.Н. Случай зрительной агнозии у больной с двусторонним нарушением мозгового кровообращения в задних мозговых артериях. Сообщение 1. Исследование нарушений зрительного предметного гнозиса // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 2009. - №4 – с.32-43.
10. Полонская Н.Н. Случай зрительной агнозии у больной с двусторонним нарушением мозгового кровообращения в задних мозговых артериях. Сообщение 2. Исследование нарушений зрительного узнавания лиц, пространства, цвета и букв // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 2010. - №1 – с.70-83.
11. Полонская Н.Н. Как и что я вижу (диалог с больной, страдающей тотальной агнозией) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 2012. - №2 – с.23-30.
12. Barnes M.A., Raghubar K.P. Mathematics development and difficulties: the role of visual-spatial perception and other cognitive skills // Pediatr Blood Cancer. — 2014. — №61. — pp. 1729-1733.
13. Ben-Shalom A., Ganel T. Spatial resolution in visual memory // Psychonomic Bulletin & Review. – 2015 – Vol.22, №2.
14. Carlson A.G., Rowe E., Curby T.W. Disentangling fine motor skills' relations to academic achievement: the relative contributions of visual-spatial integration and visual-motor coordination // The Journal of Genetic Psychology. — 2013. — №174:5. — pp. 514-533.
15. Chechlacz M., Humphreys G.W., Cazzoli D. Spatial and non-spatial aspects of visual attention: Interactive cognitive mechanisms and neural underpinnings // Neuropsychologia. – 2016. – Vol.92. – pp.1-6.
16. Dessalegh B., Landau B., Rapp B. Consequences of severe visual-spatial deficits for reading acquisition: Evidence from Williams syndrome // Neurocase. – 2013. — №4 (19). — pp. 328-347.
17. Martin N.A. Test of Visual Perceptual Skills - third edition // Academic Therapy Publications. — Novato, California, 2006.
18. Huang L. Visual features for perception, attention, and working memory: Toward a three-factor framework // Cognition. – 2015 - Vol.145. – pp. 43-52.
19. Meneghetti C., Labate E., Pazzaglia F. The role of visual and spatial working memory in forming mental models derived from survey and route descriptions // British Journal of Psychology. – 2016. – Vol.108, №2. – pp. 225-243.
20. Tseng M.H., Chow S.M.K. Perceptual-Motor function of school-age children with slow handwriting speed // American journal of Occupational Therapy. - 2000. - №1 (54). – pp. 83-89.