Abstract: This article is devoted to the study of the problems that first-year students of a medical university face in the process of adapting to the educational process. The author of the study analyzes the problems associated with studying at the medical university, such as: the amount of material; difficulty remembering and organizing information; limited time; lack of experience in working with patients; high requirements for assessing the level of knowledge. The article presents the results of various pedagogical and psychological studies conducted with the participation of first-year students of medical universities, which make it possible to identify the most significant difficulties that students face in the process of adaptation, as well as ways to overcome them. It is concluded that the following activities are necessary for successful adaptation: time management and planning, searching for additional sources of information, cooperation with teachers and students, health care, goal setting and motivation.
Keywords: first-year student, academic adaptation, learning, anxiety, self-control, physical health, psychological health.
Студенты, которые начинают свой путь в медицинском университете, сталкиваются с большими трудностями в процессе адаптации к новой среде. Медицинское образование – это одно из самых трудных и ответственных направлений в обучении, и требует высокой концентрации внимания и многих часов учебы. Студенты должны не только изучать теоретические основы медицины, но и проходить медицинскую практику, чтобы научиться правильно диагностировать и лечить пациентов.
Адаптация — это процесс приспособления организма, системы или личности к новым условиям или ситуациям. В контексте студентов первых курсов адаптация относится к процессу приспособления студента к новым условиям учебной деятельности и жизни в университете [1, с. 136]. Одной из главных трудностей, с которыми сталкиваются студенты при адаптации в медицинском вузе, является огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Студенты-медики должны запомнить огромное количество терминов, классификаций, лекарств и методов лечения. Это требует от них высокой интеллектуальной и физической нагрузки. Дополнительные вызовы учащиеся медицинского университета получают в результате различных форс-мажорных обстоятельств, имеющих как антропогенную, так и естественную природу. Так, пандемия коронавируса отразилась на студентах-медиках в более крупном масштабе, чем на студентов других специальностей [2, с. 93] Ряд исследователей в качестве главного критерия адаптации студентов медицины ставят тревожность [3, с. 111].
Учащиеся медицинских вузов, как показывают исследования, зачастую испытывают трудности с запоминанием и организацией информации, что может привести к неудачам в учебе [4, p. 249-255]. Начало обучения медицине связано с изучением различных научных дисциплин, таких как биология, химия, физика, анатомия, физиология и многое другое. Эти дисциплины представляют собой фундаментальную основу для медицинской науки и могут быть достаточно сложными для понимания, особенно для тех студентов, которые не имели достаточного опыта изучения научных предметов в школе. Во-вторых, студенты медицинского вуза должны освоить большое количество медицинских терминов, которые могут быть непривычными для них, что может вызывать проблемы, так как многие из этих терминов могут быть очень техническими и сложными для запоминания. В-третьих, студенты медицинского вуза должны изучать большое количество информации о различных болезнях, их симптомах, причинах, диагностике и лечении. Эта информация может быть очень объемной и сложной для усвоения, и требует от студентов высокой концентрации, терпения и дисциплины. Наконец, студенты медицинского вуза должны учиться работать в медицинских условиях и с пациентами, что требует от них высокой социальной и межличностной компетенции, а также умения работать в команде. Кроме того, студенты первого курса медицинского вуза могут столкнуться с другими проблемами адаптации, характерными для любых студентов, такими как новая социальная среда, далекое расстояние от дома, и измененный учебный график. Все эти факторы оказывают дополнительное давление на студентов.
Другой проблемой, прямо вытекающей из предыдущей, является ограниченное время на учебу и личную жизнь вне университета. Многие студенты-медики должны учиться более 8 часов в день, а также выполнять домашние занятия. Это оставляет им мало времени на отдых и личную жизнь, что может привести к чувству изоляции и депрессии. Первокурсники медицинских вузов часто чувствуют себя изолированными, так как они могут переживать стресс в связи с большим объемом учебы и отсутствием достаточного количества времени для общения со своими друзьями и семьей. Кроме того, они могут чувствовать себя неуместно в кругу своих сверстников из немедицинских учебных заведений, которые не имеют такой же учебной нагрузки. Высокие требования и нагрузка на учебу зачастую приводят к чувству беспомощности и отчаяния, что в конечном итоге может привести к депрессии [5]. Студенты могут чувствовать себя недостаточно успешными и неспособными справиться с требованиями программы обучения. Первокурсники особенно чутки к отсутствию достаточной поддержки со стороны преподавателей и администрации учебного заведения. Большой учебный объем и учебная нагрузка могут привести к физическому и психическому напряжению, что влечет за собой различные проблемы со здоровьем, такие как бессонница, головные боли, утомляемость и проблемы с пищеварением [6, с. 34].
Третья сложность, связанная с адаптацией студентов в медицинском вузе, это отсутствие опыта работы с пациентами. Многие студенты не имеют опыта работы в медицинской сфере и не знают, как общаться с пациентами. Студенты-медики – это одна из немногочисленных групп обучающихся, которым приходится сталкиваться с видом знаний, имеющим негативный аспект (страдания, болезни, смерть и т.д.) Это может вызвать у только что закончивших школу людей страх и неприятные ощущения во время практики, что может отрицательно сказаться на их уверенности и умениях в будущем.
Наконец, четвертая проблема, с которой сталкиваются студенты- медики, это высокие требования при оценивании уровня знаний, которые устанавливаются в медицинском университете. Цена ошибки медика чрезвычайно высока. Поэтому высокие стандарты оценивания имеют веские основания. Успех в медицинском вузе зависит от многих факторов, и студенты должны проявлять высокую мотивацию и усердие в учебе, чтобы достичь желаемых результатов.
Адаптация в медицинском вузе может стать серьезным испытанием для многих студентов. Новая среда, сложная программа обучения и высокие требования к знаниям и навыкам могут вызывать у студентов различные трудности. Однако, существует несколько путей, которые могут помочь в преодолении этих трудностей и успешной адаптации в медицинском вузе. Одной из главных трудностей, с которой сталкиваются студенты медицинских вузов, является огромный объем информации, который нужно усвоить за короткое время. Поэтому, важно научиться организовывать свое время и правильно планировать свою учебную нагрузку. Студенты могут составлять ежедневные, недельные и месячные планы учебной работы, распределять свое время между лекциями, практическими занятиями, самостоятельной работой и отдыхом. Это поможет им уложиться в сроки выполнения заданий и избежать перегрузки. Медицинский учебный процесс требует не только запоминания теоретической информации, но и практического применения знаний. Поэтому, студентам могут быть полезны дополнительные источники информации, такие как учебники, научные статьи, журналы и медицинские ресурсы в Интернете.
Взаимодействие со своими преподавателями и коллегами также может помочь студентам успешно адаптироваться в медицинском вузе. Они могут общаться с преподавателями, задавать вопросы и просить помощи, если у них возникли какие-либо трудности в учебном процессе. Также полезно общаться с другими студентами, обмениваться опытом и поддерживать друг друга в трудные моменты [7, с. 188]. Учебный процесс в медицинском вузе интенсивный и может быть напряженным для студентов, поэтому очень важно уделять внимание своему здоровью. Это включает в себя правильное питание, регулярные физические упражнения, достаточный отдых и сон. Кроме того, студенты должны обращать внимание на свое психическое здоровье и обращаться за помощью к специалистам в случае необходимости. Как показывают исследования, в сопоставлении с учащимися технических и гуманитарных вузов студенты медицинских вузов болеют более чем 1,5 раза чаще [8, с. 39].
Установление целей и постановка задач помогает студентам ориентироваться в учебном процессе и сохранять мотивацию к учебе. Они могут определять свои цели на краткосрочный и долгосрочный период, разрабатывать планы действий и отслеживать свой прогресс. Также важно найти свою мотивацию в учебе, понять, зачем это нужно и как это поможет им в будущем. В работе [9] в результате применения методики диагностики уровня самоконтроля в сопоставлении с успешностью, настойчивостью и благополучием было установлено, что высокий уровень самоконтроля связан с большей успешностью в различных областях жизни, таких как работа, учеба, здоровье и отношения. Также было обнаружено, что люди с высоким уровнем самоконтроля обладают большей настойчивостью и умением управлять своими эмоциями [9, с. 47].
Адаптация в медицинском вузе может быть сложным процессом (высокий объем учебной нагрузки и необходимость самостоятельной работы; сложность материала и необходимость освоения большого количества специализированной лексики; необходимость адаптироваться к новой социальной среде и налаживать контакты с коллегами и преподавателями; стресс и эмоциональное напряжение, связанные с переходом на новый этап жизни), но существуют пути, которые могут помочь студентам успешно преодолеть трудности. Данные пути включают в себя организацию времени и планирование, поиск дополнительных источников информации, сотрудничество с преподавателями и студентами, уход за здоровьем, установление целей и мотивация. Успешная адаптация студентов к учебному процессу может быть достигнута благодаря комплексному подходу и участию всех заинтересованных сторон.
References
1. Михайлова Л.В., Мохаммад А., Авилова Т.М., Чумаков В.И. Междисциплинарный подход к психолого-педагогической адаптации студентов медицинского вуза //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 4. С. 135-139.2. Смахтина Т.А., Кубекова А.С. Особенности социально-психологической адаптации студентов медицинского вуза в период пандемии коронавируса // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 1-1. С. 92-98.
3. Карабинская О.А., Изатулин В.Г., Калягин А.Н., Чичкалюк В.А., Федурина И.В. Тревожность и качество жизни как критерии оценки адаптации студентов медицинского вуза // Культура. Наука. Образование. 2019. № 2 (51). С. 110-117.
4. Curry L., Adams C. Patterns of Learning Style Across Selected Medical Specialties // Educational Psychology. 1991. Vol. 11. Issue 3-4, pp. 247-277.
5. Mao Y., Zhang N., Liu J. et al. A systematic review of depression and anxiety in medical students in China // BMC Med Educ. 2019. Vol. 19 (327). https://doi.org/10.1186/s12909-019-1744-2
6. Чумаков В.И., Шишкина Е.В., Чумаков И.В. Cоциокоммуникативная адаптация студентов первого курса в медицинском вузе // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21. № S5. С. 30-37.
7. Макшакова М.А., Сатыго Е.А. Изучение особенностей адаптации к учебному процессу студентов медицинского вуза // Вопросы педагогики. 2022. № 1-1. С. 183-188.
8. Чижкова М.Б. Взаимосвязь здоровья студентов-первокурсников с адаптацией к образовательной среде медицинского вуза // Психолог. 2020. № 6. С. 38-55.
9. Гордеева Т.О. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Д.Д. Сучков [и др.]// Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – № 2. – С. 46-58.