Abstract: . The article is devoted to a healthy lifestyle of students. The impact on the young organism of modern living conditions, especially the negative presence of psychological overloads, is indicated. The article notes the problem of environmental tensions. The importance of exercise in maintaining body tone is noted. The issue of healthy nutrition and personal hygiene of youth is touched upon. The authors draw attention to the negative effects on the body of late snacks. The importance of proper drinking balance for a young body is shown. Separate results on the study of student absenteeism related to poor health are presented. The significance for the young organism of giving up bad habits is shown. The conclusion is made about the role of the teacher in attracting the younger generation to a healthy lifestyle.
Keywords: student, healthy lifestyle, physical education, sports
Здоровый образ жизни невозможно рассматривать без наличия физической культуры в режиме дня человека.
Особенно это важно для молодого поколения, за которым будущее. Вопросам здоровья и развития молодежи посвящены работы многих авторов [1-11]. Современные условия проживания человека связаны с большими психологическими перегрузками, а также воздействием неблагоприятных климатических факторов, что сказывается на здоровье уже в молодом возрасте. Как правило, работа каждого из нас связана с использованием компьютера, выполнением большого объема дел, имеющих тенденцию быстрого накапливания. Кроме того, экология воздействует на организм человека не с лучшей стороны. О степени экологического напряжения говорят факты возросшего числа людей с болезненным реагированием на метеогеофизические возмущения и повышенным уровнем психоэмоционального напряжения, со сниженными адаптивными резервами организма. Особенно тяжело со всем этим справиться еще несформировавшемуся организму. Это приводит к конфликтным ситуациям в среде «преподаватель-студент» и зависит часто от опыта преподавателя, его умения разрядить обстановку и направить активность студентов в нужное русло.
Для здорового образа жизни не надо быть профессиональным спортсменом, достаточно держать в тонусе организм ежедневными упражнениями, выполняя их с утра в качестве зарядки и в течение дня. Это может быть быстрая длительная ходьба, бег, плавание, лыжные прогулки и т.п. Важно, чтобы занятия по физической культуре доставляли радость. Привычки, заложенные с юных лет, значительно упрощают внедрить здоровый образ жизни в молодежную среду. Прививая это не занимающемуся ранее человеку, мы видим, что это не всегда дает положительный результат. Гораздо легче просто поваляться на диване, нежели собраться в морозный день и выйти на лыжную прогулку. Когда вместо бутылочки пива молодой человек предпочтет бег трусцой, это уже можно считать маленькой победой здорового образа жизни.
Ежедневно нас окружает масса соблазнов не делать зарядку, не быть активным физически, просто съесть вкусный гамбургер, или иной вредный продукт. Заманивающая реклама фастфуда, масса вкусовых добавок, мода на блюда быстрого питания (Макдоналдс и KFC) медленно, но верно делают из наших молодых и сильных людей больных и чахлых. Даже среди молодежи довольно много полных, рыхлых людей, которые потом просто не могут сбросить лишний вес и страдают от ожирения.
Одним из самых важных критериев здорового образа жизни является рациональное питание. Многие студенты игнорируют обеденный перерыв, проводя его в аудитории, и в лучшем случае съедают сухой бутерброд или булочку. Перекусы в скором времени приводят к гастритам и другим заболеваниям, которые не только сказываются на посещении занятий, но и в целом на здоровье молодежи. Не менее важным является питьевой баланс организма. Особенно это важно в летние месяцы учебного периода. Задачей преподавателя является не только подготовка грамотного специалиста, но и воспитание здорового человека. Внимательное отношение к молодому поколению поможет вырастить физически крепких профессионалов.
Личная гигиена, прежде всего, состоит в поддержании чистоты кожи. Наблюдения показывают, что многие студенты не моют руки перед едой, грызут ручки или карандаши, что приводит к распространению кишечных вирусов и т.п.
В зимние месяцы большой процент студентов пропускает занятия по причине простудных заболеваний. Неумение правильно одеваться, согласно погодным условиям и ослабленный организм приводят к потере знаний, недополученных в результате пропуска занятий по причине болезни. Необходимо прививать привычку у молодежи к закаливанию. Под закаливанием понимают приспособление организма к неблагоприятным условиям окружающей среды – температуры, влажности, давления [7, 8].
Проведенный анализ по пропускам занятий студентами по причине головных болей, связанных с погодными условиями показал, что процент метеозависимых студентов составляет порядка 11,3%, что является достаточно большим показателем для молодого поколения. Ниже представлена диаграмма на примере пяти занятий по дисциплине Введение в профессию в феврале 2018 г. для студентов группы ДОФ-17, в которой пропуски занятий выявлены на основе болезненного реагирования студентов на погодные условия (жалобы на головную боль, недомогание и т.п.) (рис.1).
Рисунок 1. Диаграмма пропуска занятий по причине метеозависимости студентов кафедры дизайна
Немаловажным компонентом здорового образа жизни является отказ от вредных привычек. Курение крайне вредно для организма человека, поскольку вызывает заболевания сердечно-сосудистой системы, лёгких и многие другие патологии. Однако среди студенческой молодежи довольно часто встречаются курильщики со стажем. В свои двадцать лет они понимают, что уже далеко зашли, поэтому внедрять здоровые привычки надо уже со школьной скамьи. Алкоголь также пагубно влияет, особенно на молодой организм человека. Авторами проведено ряд кураторских бесед на тему вредных привычек и об отказе от них в пользу здорового образа жизни. Наблюдения показывают, что говорить об этом необходимо, так как имеются положительные тенденции в группах.
Таким образом, следует отметить, что здоровый образ жизни студентов во многом зависит от общения с преподавателями. Помочь сориентироваться в нужном режиме труда и отдыха это немаловажная задача педагога.
References
1. Анисимова О.А. Некоторые аспекты исследования восприятия подростками факторов здорового образа жизни // Актуальные проблемы психологического знания. - 2015.- № 1. –С.86-89.2. Анохина Ж.А. Индивидуализация обучения как основа эффективного педагогического взаимодействия со студентами-первокурсниками медицинских вузов. / Ж.А. Анохина, Ю.А. Левченко, Н.С. Преображенская // Научно-педагогические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник международной научно-практической конференции. – Пермь, 2016. – Ч.1. – С 10-12.
3. Архипова А.А. Актуальность дизайна образовательной среды Материалы X Международной научно-практической конференции "Современные научные достижения - 2014": Praha. Publishing House «Education and Science», С. 8-9.
4. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – 336 с.
5. Ермаков В.А., Шелиспанская Э.В. Воспитание здорового образа жизни Монография /В.А. Ермаков, Э.В. Шелиспанская. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. – 113с.
6. История закаливания организма - как средство оздоровления [Электронный ресурс]: независимый проект. - Режим доступа: http://sujet.su/articles/faristory/istoriya-zakalivaniya-organizma-kak-sredstvo-ozdorovleniya (дата обращения 12.01.2018).
7. Капранова Е. И., Закаливание детей раннего возраста, Интернет - издание "Русский медицинский журнал", 2000г.
8. Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма [Электронный ресурс]: независимый проект. - Режим доступа: http://46cge.rospotrebnadzor.ru/info/110369/ (дата обращения 12.01.2018).
9. Черенкова О.В. Изучение психологического здоровья обучающихся в высшей школе / О.В. Черенкова, С. Ю. Берлева // Научный журнал : Вестник ВГУ, серия Проблемы высшего образования. – Воронеж. – №3. – 2016. – С. 87-90.
10. Шарипов, Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза / Ф. В. Шарипов // Высш. образование сегодня. - 2010. - № 1. - С. 11 – 12.
11. Шарок В. В. Особенности социально-психологической адаптации студентов разных курсов обучения //Актуальные проблемы психологического знания. - 2015. №3. - С84-92