Information and communication technology in educational process

UDC 37
Publication date: 03.05.2019
International Journal of Professional Science №5-2019

Information and communication technology in educational process

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе

Pronkin Nikolay N.
PhD, Sechenov First Moscow State Medicinal University (Sechenov University), Trubetskaya str. 8, building 2, Moscow

Николай Николаевич Пронькин
кандидат экономических наук, доцент
Первый Московский государственный медицинский университет имени
И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации
(Сеченовский Университет)
Аннотация: The article analyzes the current state of application of information and communication technologies in the educational process.

Abstract: В статье анализируется современное состояние применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Важным направлением развития учебного заведения должно стать использование Web-технологий во всех областях его деятельности.
Ключевые слова: information and communication technologies; educational process.

Keywords: информационно-коммуникационные технологии; образовательный процесс.


Одной из главных задач для повышения конкурентоспособности и эффективности в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности учебного заведения является развитие и широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Концептуально важным является внедрение в учебный процесс, наряду с уже используемыми научно-образовательными службами, новых сетевых прикладных служб, охватывающих все сферы деятельности учебного заведения. К числу таких служб относятся следующие:

  • служба единого кабельного и беспроводного (Wi-Fi) доступа к сети, позволяющая любому сотруднику, студенту или аспиранту, получить авторизованный доступ к информационным ресурсам в соответствии со своими полномочиями;
  • служба проведения учебных занятий и иных массовых мероприятий (конференций, семинаров и пр.) в территориально распределенной аудитории в режиме многоточечных видеоконференций;
  • служба внутренней аудио и видео IР-телефонии, служба проведения многоточечных селекторных совещаний на базе средств IР-видеотелефонии и средств проведения многоточечных видеоконференций;
  • единая служба авторизации пользователей для дистанционного доступа к ресурсам и определенным прикладным службам учебного заведения (например, службе пользования библиотечным фондом, включая регистрацию пользователей и организацию доступа к системе электронных ресурсов);
  • служба доступа к внутренним информационным ресурсам и информационным базам учебного заведения в строгом соответствии с полномочиями лиц, осуществляющих доступ;
  • ряд других сетевых приложений.

Внедрение ИКТ в учебные заведения обеспечивает:

  • широкий доступ к ресурсам глобальной сети Интернет;
  • функционирование систем автоматизации библиотечной, управленческой деятельности в учебном заведении;
  • применение программных средств образовательного назначения, реализованных на базе мультимедийных технологий.

Основными направлениями применения ИКТ являются:

  1. Создание и функционирование информационно-справочной службы учебного заведения.
  2. Использование конференц-видеосвязи в учебном процессе для освещения проводимых в учебном заведении научных, культурных и других мероприятий.
  3. Использование Web-технологий во всех областях деятельности учебного заведения.

Это позволяет решать следующие задачи:

  • формировать и развивать интеллектуальные и творческие способности перспективной молодежи;
  • проводит подготовку профессиональных кадров;
  • формировать сознательный выбор будущей профессии;
  • осуществлять профессиональный рост педагогов в области современных информационных технологий;
  • создавать профессиональную школу подготовки молодых специалистов с широким профилем знаний и умений в области компьютерных технологий;
  • создавать интерактивные учебные материалы, которые позволят использовать в учебном процессе самые современные мультимедийные технологии, поднять на более высокий уровень как лекционное преподавание, так и самостоятельную подготовку обучающихся в электронной библиотеке.
  1. Информационно-справочная служба

Информационно-справочная служба учебного заведения организуется с целью оперативного доведения до всех сотрудников и обучающихся необходимой информации и предоставления им возможности получения справочных данных в интерактивном режиме в реальном масштабе времени.

Способы предоставления информации:

–  по запросам через сенсорные информационные киоски;

–  цикличное воспроизведение на информационных панелях.

Кроме того, огромный массив информации, в том числе учебные и учебно-методические материалы, могут быть размещены на портале (сайте) учебного заведения.

1.1. Сенсорный информационный киоск

Сенсорный информационный киоск представляет собой устройство, оснащенное специализированным компьютером и дисплеем с антивандальным сенсорным экраном, и предназначен для отображения информации по интерактивному запросу пользователя. Может использоваться не только как изолированное независимое средство предоставления пользователю информации, но и как часть информационной сети любого уровня сложности.

Рациональным является разместить в киоске следующую информацию:

–  презентацию учебного заведения;

–  расписание занятий;

–  расписание видеотрансляций.

Кроме того, при организации зон свободного доступа Wi-Fi, возможно установка в киоски считывателей магнитных карт или купюроприемники. Это позволит производить оплату предоставляемых услуг через систему электронных платежей.

1.2. Информационные панели

Информационные панели предназначены для циклического воспроизведения рекламно-справочных материалов. Например, рекламный ролик об учебном заведении, поздравления с днём рождения, различные объявления и прочее.

1.3. Места свободного доступа в Интернет

Создание и развитие единого информационного пространства в настоящее время имеет огромное значение. Важную роль при этом играет работа по распространению услуг доступа в Интернет.

1.3.1. Пункт коллективного доступа в Интернет

Пункт коллективного доступа в Интернет (ПКДИ), предназначен для обеспечения пользователям доступа в Интернет и/или работы с компьютером в автономном режиме. Это устройство представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения пользователям доступа в Интернет и/или работы с компьютером в автономном режиме. Обладает возможностью запрета (или ограничения) доступа пользователя к некоторым ресурсам Интернета. В различных вариантах ПКДИ может иметь одно или несколько рабочих мест. Стандартное решение на минимальной площади рассчитано на 3 или 6 рабочих мест. ПКДИ может комплектоваться принтером (в т.ч. для фотопечати), сканером и другими устройствами. Для считывания и записи информации предусмотрены универсальные картридеры, приводы DVD и CD (в т.ч. комбинированные).

Необходимость в использовании сетевого оборудования и сервера отсутствует. Встроенный маршрутизатор обеспечивает каждое рабочее место доступом в Интернет.

1.3.2. Организация зон Wi-Fi

Беспроводной Wi-Fi доступ в Интернет – это современная и популярная услуга.

Устройства Wi-Fi заменяют традиционные кабельные сети там, где создать кабельную инфраструктуру не представляется возможным.

Маршрутизатор Wi-Fi позволяет организовать выход в Интернет компьютеров, защищая их от атак злоумышленников. Можно присоединять компьютеры к маршрутизатору как по кабелю, так без проводов, используя технологию Wi-Fi. Для этого в комплект входит адаптер для ноутбука.

  1. Использование конференц-видеосвязи

В настоящее время российской компанией «ВидеоПор» разработано программное обеспечение для проведения видеоконференций, работающее на персональных компьютерах под управлением операционной системы Windows. Система «ВидеоПорт» предусматривает несколько режимов работы. Наибольший интерес представляет режим 2×120, в котором до 120 человек могут видеть и слышать одного или двух ораторов. При желании главный участник может пригласить к обсуждению любого другого участвующего пользователя. Такая функция делает возможным напрямую транслировать информационные потоки, например, лекции, онлайн-курсы, тренинги, интервью и т. д. Защита от нежелательных звонков блокирует звонки и сообщения от пользователей, которые не внесены в контактный список. Помимо основных режимов работы существуют и другие возможности, такие как мультиконференции 6×6, качественная аудио-  и видеосвязь, интеграция видеоконференций в домашние страницы, порталы и форумы.

Область применения конференц-видеосвязи весьма широка. Возможен, к примеру, такой вариант.

Оборудование (компьютер, Web-камера и микрофон) установлено в аудитории и ведется вещание проводимого занятия. Параллельно производится запись на сервер компании «ВидеоПорт».

На портале Университета размещается ссылка за данную запись и в течение необходимого срока (устанавливается службой поддержки портала учебного заведения) просматривать её сможет любой желающий.

Помимо этого, запись может служить основой для создания мультимедийного занятия.

Проводимые в учебном заведении научные форумы, конференции, культурно-массовые и прочие мероприятия также могут транслироваться, что значительно увеличит аудиторию участников мероприятий. Мало того, Web-участники могут не только смотреть и слушать, они могут выступить или задать вопросы. Причем задать вопросы могут как письменно, так и устно в режиме конференции. Таким образом, на мероприятиях могут присутствовать или хотя бы выступить даже самые занятые люди.

Компьютерные технологии обучения позволяют активнее включаться в многосторонний процесс обмена информационными ресурсами с целью успешной ориентации в информационных потоках. Это способствует потребителям информационных технологий более полно изучать, а, следовательно, лучше усвоить программный материал по специальным дисциплинам.

References

1. «Электронный университет» в МГУУ Правительства Москвы. Промежуточный отчет о НИР / Гапоненко В.Ф., Глущенко В.М., Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
2. Глущенко В.М., Елизаров В.С., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Информационные технологии в управленческой деятельности. Учебное пособие для государственных гражданских служащих г. Москвы, обучающихся по образовательной программе повышения квалификации. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.
3. Глущенко В.М., Елизаров В.С., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Информационно-справочные системы. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103.65 "Социально-культурный сервис и туризм". – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009.
4. Глущенко В.М., Елизаров В.С., Пронькин Н.Н., Трайнев В.А. Электронные сетевые модели в образовании (практика применения в учебном процессе). Учебное пособие. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
5. Дистанционные образовательные технологии в МГУУ Правительства Москвы. Промежуточный отчет о НИР / Бандурин В.В., Гапоненко В.Ф., Глущенко В.М., Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
6. Инновационное развитие системы высшего профессионального образования в условиях социально-экономической модернизации страны. Монография / В.М. Глущенко, В.С. Елизаров, И.В. Ирошин, В.М. Крашенинников, К.М. Ипполитова, В.В. Наумов, Н.Н. Пронькин; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.
7. Концепция развития Московского городского университета управления Правительства Москвы до 2015 года. Монография под ред. В.М. Глущенко. – М.; Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
8. Организационно-экономический механизм модернизации системы высшего профессионального образования в условиях перехода к инновационной экономике. Итоговый отчет о НИР / Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н., Сероштан М.В.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.
9. Пронькин Н.Н. Интернет-технологии в управлении здравоохранением. Учебное пособие. – М.: Экслибрис-Пресс, 2016.
10. Пронькин Н.Н. Информационная система «Электронная Москва». Учебное пособие для слушателей образовательной программы профессиональной переподготовки «Кадровая работа на государственной гражданской службе города Москвы» – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
11. Теоретические и методологические аспекты обоснования реформирования системы высшего профессионального образования в условиях социально-экономической модернизации России. Отчет о НИР за 1 этап / Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н., Сероштан М.В.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009.
12. Финансово-экономический механизм системы высшего профессионального образования в условиях инновационной экономики России. Отчет о НИР за 2 этап / Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н., Сероштан М.В.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.