Abstract: В статье анализируется современное состояние применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Важным направлением развития учебного заведения должно стать использование Web-технологий во всех областях его деятельности.
Keywords: информационно-коммуникационные технологии; образовательный процесс.
Одной из главных задач для повышения конкурентоспособности и эффективности в учебном процессе и научно-исследовательской деятельности учебного заведения является развитие и широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Концептуально важным является внедрение в учебный процесс, наряду с уже используемыми научно-образовательными службами, новых сетевых прикладных служб, охватывающих все сферы деятельности учебного заведения. К числу таких служб относятся следующие:
- служба единого кабельного и беспроводного (Wi-Fi) доступа к сети, позволяющая любому сотруднику, студенту или аспиранту, получить авторизованный доступ к информационным ресурсам в соответствии со своими полномочиями;
- служба проведения учебных занятий и иных массовых мероприятий (конференций, семинаров и пр.) в территориально распределенной аудитории в режиме многоточечных видеоконференций;
- служба внутренней аудио и видео IР-телефонии, служба проведения многоточечных селекторных совещаний на базе средств IР-видеотелефонии и средств проведения многоточечных видеоконференций;
- единая служба авторизации пользователей для дистанционного доступа к ресурсам и определенным прикладным службам учебного заведения (например, службе пользования библиотечным фондом, включая регистрацию пользователей и организацию доступа к системе электронных ресурсов);
- служба доступа к внутренним информационным ресурсам и информационным базам учебного заведения в строгом соответствии с полномочиями лиц, осуществляющих доступ;
- ряд других сетевых приложений.
Внедрение ИКТ в учебные заведения обеспечивает:
- широкий доступ к ресурсам глобальной сети Интернет;
- функционирование систем автоматизации библиотечной, управленческой деятельности в учебном заведении;
- применение программных средств образовательного назначения, реализованных на базе мультимедийных технологий.
Основными направлениями применения ИКТ являются:
- Создание и функционирование информационно-справочной службы учебного заведения.
- Использование конференц-видеосвязи в учебном процессе для освещения проводимых в учебном заведении научных, культурных и других мероприятий.
- Использование Web-технологий во всех областях деятельности учебного заведения.
Это позволяет решать следующие задачи:
- формировать и развивать интеллектуальные и творческие способности перспективной молодежи;
- проводит подготовку профессиональных кадров;
- формировать сознательный выбор будущей профессии;
- осуществлять профессиональный рост педагогов в области современных информационных технологий;
- создавать профессиональную школу подготовки молодых специалистов с широким профилем знаний и умений в области компьютерных технологий;
- создавать интерактивные учебные материалы, которые позволят использовать в учебном процессе самые современные мультимедийные технологии, поднять на более высокий уровень как лекционное преподавание, так и самостоятельную подготовку обучающихся в электронной библиотеке.
- Информационно-справочная служба
Информационно-справочная служба учебного заведения организуется с целью оперативного доведения до всех сотрудников и обучающихся необходимой информации и предоставления им возможности получения справочных данных в интерактивном режиме в реальном масштабе времени.
Способы предоставления информации:
– по запросам через сенсорные информационные киоски;
– цикличное воспроизведение на информационных панелях.
Кроме того, огромный массив информации, в том числе учебные и учебно-методические материалы, могут быть размещены на портале (сайте) учебного заведения.
1.1. Сенсорный информационный киоск
Сенсорный информационный киоск представляет собой устройство, оснащенное специализированным компьютером и дисплеем с антивандальным сенсорным экраном, и предназначен для отображения информации по интерактивному запросу пользователя. Может использоваться не только как изолированное независимое средство предоставления пользователю информации, но и как часть информационной сети любого уровня сложности.
Рациональным является разместить в киоске следующую информацию:
– презентацию учебного заведения;
– расписание занятий;
– расписание видеотрансляций.
Кроме того, при организации зон свободного доступа Wi-Fi, возможно установка в киоски считывателей магнитных карт или купюроприемники. Это позволит производить оплату предоставляемых услуг через систему электронных платежей.
1.2. Информационные панели
Информационные панели предназначены для циклического воспроизведения рекламно-справочных материалов. Например, рекламный ролик об учебном заведении, поздравления с днём рождения, различные объявления и прочее.
1.3. Места свободного доступа в Интернет
Создание и развитие единого информационного пространства в настоящее время имеет огромное значение. Важную роль при этом играет работа по распространению услуг доступа в Интернет.
1.3.1. Пункт коллективного доступа в Интернет
Пункт коллективного доступа в Интернет (ПКДИ), предназначен для обеспечения пользователям доступа в Интернет и/или работы с компьютером в автономном режиме. Это устройство представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения пользователям доступа в Интернет и/или работы с компьютером в автономном режиме. Обладает возможностью запрета (или ограничения) доступа пользователя к некоторым ресурсам Интернета. В различных вариантах ПКДИ может иметь одно или несколько рабочих мест. Стандартное решение на минимальной площади рассчитано на 3 или 6 рабочих мест. ПКДИ может комплектоваться принтером (в т.ч. для фотопечати), сканером и другими устройствами. Для считывания и записи информации предусмотрены универсальные картридеры, приводы DVD и CD (в т.ч. комбинированные).
Необходимость в использовании сетевого оборудования и сервера отсутствует. Встроенный маршрутизатор обеспечивает каждое рабочее место доступом в Интернет.
1.3.2. Организация зон Wi-Fi
Беспроводной Wi-Fi доступ в Интернет – это современная и популярная услуга.
Устройства Wi-Fi заменяют традиционные кабельные сети там, где создать кабельную инфраструктуру не представляется возможным.
Маршрутизатор Wi-Fi позволяет организовать выход в Интернет компьютеров, защищая их от атак злоумышленников. Можно присоединять компьютеры к маршрутизатору как по кабелю, так без проводов, используя технологию Wi-Fi. Для этого в комплект входит адаптер для ноутбука.
- Использование конференц-видеосвязи
В настоящее время российской компанией «ВидеоПор» разработано программное обеспечение для проведения видеоконференций, работающее на персональных компьютерах под управлением операционной системы Windows. Система «ВидеоПорт» предусматривает несколько режимов работы. Наибольший интерес представляет режим 2×120, в котором до 120 человек могут видеть и слышать одного или двух ораторов. При желании главный участник может пригласить к обсуждению любого другого участвующего пользователя. Такая функция делает возможным напрямую транслировать информационные потоки, например, лекции, онлайн-курсы, тренинги, интервью и т. д. Защита от нежелательных звонков блокирует звонки и сообщения от пользователей, которые не внесены в контактный список. Помимо основных режимов работы существуют и другие возможности, такие как мультиконференции 6×6, качественная аудио- и видеосвязь, интеграция видеоконференций в домашние страницы, порталы и форумы.
Область применения конференц-видеосвязи весьма широка. Возможен, к примеру, такой вариант.
Оборудование (компьютер, Web-камера и микрофон) установлено в аудитории и ведется вещание проводимого занятия. Параллельно производится запись на сервер компании «ВидеоПорт».
На портале Университета размещается ссылка за данную запись и в течение необходимого срока (устанавливается службой поддержки портала учебного заведения) просматривать её сможет любой желающий.
Помимо этого, запись может служить основой для создания мультимедийного занятия.
Проводимые в учебном заведении научные форумы, конференции, культурно-массовые и прочие мероприятия также могут транслироваться, что значительно увеличит аудиторию участников мероприятий. Мало того, Web-участники могут не только смотреть и слушать, они могут выступить или задать вопросы. Причем задать вопросы могут как письменно, так и устно в режиме конференции. Таким образом, на мероприятиях могут присутствовать или хотя бы выступить даже самые занятые люди.
Компьютерные технологии обучения позволяют активнее включаться в многосторонний процесс обмена информационными ресурсами с целью успешной ориентации в информационных потоках. Это способствует потребителям информационных технологий более полно изучать, а, следовательно, лучше усвоить программный материал по специальным дисциплинам.
References
1. «Электронный университет» в МГУУ Правительства Москвы. Промежуточный отчет о НИР / Гапоненко В.Ф., Глущенко В.М., Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.2. Глущенко В.М., Елизаров В.С., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Информационные технологии в управленческой деятельности. Учебное пособие для государственных гражданских служащих г. Москвы, обучающихся по образовательной программе повышения квалификации. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.
3. Глущенко В.М., Елизаров В.С., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Информационно-справочные системы. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103.65 "Социально-культурный сервис и туризм". – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009.
4. Глущенко В.М., Елизаров В.С., Пронькин Н.Н., Трайнев В.А. Электронные сетевые модели в образовании (практика применения в учебном процессе). Учебное пособие. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
5. Дистанционные образовательные технологии в МГУУ Правительства Москвы. Промежуточный отчет о НИР / Бандурин В.В., Гапоненко В.Ф., Глущенко В.М., Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
6. Инновационное развитие системы высшего профессионального образования в условиях социально-экономической модернизации страны. Монография / В.М. Глущенко, В.С. Елизаров, И.В. Ирошин, В.М. Крашенинников, К.М. Ипполитова, В.В. Наумов, Н.Н. Пронькин; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.
7. Концепция развития Московского городского университета управления Правительства Москвы до 2015 года. Монография под ред. В.М. Глущенко. – М.; Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
8. Организационно-экономический механизм модернизации системы высшего профессионального образования в условиях перехода к инновационной экономике. Итоговый отчет о НИР / Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н., Сероштан М.В.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.
9. Пронькин Н.Н. Интернет-технологии в управлении здравоохранением. Учебное пособие. – М.: Экслибрис-Пресс, 2016.
10. Пронькин Н.Н. Информационная система «Электронная Москва». Учебное пособие для слушателей образовательной программы профессиональной переподготовки «Кадровая работа на государственной гражданской службе города Москвы» – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
11. Теоретические и методологические аспекты обоснования реформирования системы высшего профессионального образования в условиях социально-экономической модернизации России. Отчет о НИР за 1 этап / Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н., Сероштан М.В.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2009.
12. Финансово-экономический механизм системы высшего профессионального образования в условиях инновационной экономики России. Отчет о НИР за 2 этап / Елизаров В.С., Крашенинников В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н., Сероштан М.В.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2010.