Personal characteristics of teenagers with experience of sexual relationships

UDC 159.922
Publication date: 02.02.2023
International Journal of Professional Science №2-2023

Personal characteristics of teenagers with experience of sexual relationships

Личностные особенности подростков имеющих опыт сексуальных отношений

Sipkina Tatyana Alekseevna,
Sokolovskaya Irina Eduardovna
1. Master student of the Faculty of Political and Social Sciences in the direction: Social Psychology (Social Ontopsychology), "Russian State Social University"
2. Doctor of Psychology, Professor of the Faculty of Political and Social Sciences
"Russian State Social University"

Сипкина Татьяна Алексеевна,
Соколовская Ирина Эдуардовна

1. Магистрант факультета политических и социальных наук по направлению: Социальная психология (Социальная Онтопсихология),
«Российский Государственный Социальный Университет»
2. доктор психологических наук, профессор факультета политических и социальных наук
«Российский Государственный Социальный Университет»
Аннотация: Существует прямая зависимость от возраста начала половой жизни подростка и тем, в каком социальном окружении он находится. Модель семье ребенка, формирует личностные особенности подростков. Так же важную роль в формировании личностных особенностей подростков, имеет материальной обеспечение семьи, а так же характер семьи (полная или неполная семья). Те подростки, которые воспитываются в социально-благополучных семьях, в которых отец и мать принимают активное участие в воспитании ребенка, характеризуются тем, что они не спешат вступать в сексуальные отношения, но если вступают, то с достойным партнером и делая это находясь в отношениях, прикладывая необходимые усилия для их сохранения. В то же самое время, подростки из неблагополучных семей, начинают сексуальные отношения в более раннем возрасте и начинают активно перебирать сексуальных партнеров, что приводит часто к негативным последствиям, таким как употребление психотропных веществ и заболевание сопутствующими заболеваниями.

Abstract: There is a direct dependence on the age of the onset of sexual activity of a teenager and the social environment in which he is. The model of the family of the child, forms the personal characteristics of adolescents. The material support of the family, as well as the nature of the family (full or incomplete family), also plays an important role in shaping the personality characteristics of adolescents. Those adolescents who are brought up in socially prosperous families in which the father and mother take an active part in raising the child are characterized by the fact that they are in no hurry to enter into sexual relations, but if they do, then with a worthy partner and doing this while in a relationship, making the necessary efforts to preserve them. At the same time, adolescents from disadvantaged backgrounds begin sexual relations at an earlier age and begin to actively seek out sexual partners, which often leads to negative consequences, such as the use of psychotropic substances and the development of comorbidities.
Ключевые слова: воспитание подростков, личностные особенности подростков, сексуальные отношения, социальное окружение, роль семьи.

Keywords: upbringing of adolescents, personality traits of adolescents, sexual relations, social environment, the role of the family.


Настоящая статья направлена на изучение личностных особенностей подростков, имеющих опыт сексуальных отношений.

Среди этапов жизненного цикла подростковый возраст связан с заботой о предотвращении вреда и укреплении здоровья. Подростки считаются уязвимой группой для заражения инфекциями, передающимися половым путем (ЗППП), и незапланированной беременностью, главным образом потому, что они считаются незрелыми для принятия решений, касающихся их здоровья. [5, c. 121]

Адекватный родительский надзор, понимаемый как отсутствие чрезмерного контроля или пренебрежения, в сочетании с позитивным и открытым диалогом между родителями и детьми связаны с поведением подростка в отношении заботы о своем здоровье и сексуальном поведении. Однако, когда подростки сталкиваются с негибкими паттернами при поиске автономии, отсутствием эмоциональной поддержки и трудностями в общении с родителями, рискованная сексуальная активность может быть выше. [7, c. 96]

Поддержка семьи определяется как набор факторов, включающих поощрение автономии, привязанности, сотрудничества и организации семейных правил. Восприятие низкой поддержки со стороны семьи было в значительной степени связано с более частыми сообщениями о распространенных психических расстройствах, более высокой частотой рискованного сексуального поведения, членовредительства и отсутствия досуга.

Повышенный сексуальный риск неизменно связан с употреблением разрешенных и запрещенных веществ, таких как табак, алкоголь, марихуана и другие наркотики. Употребление наркотиков связано с ранним началом половой жизни, а также с большей социальной уязвимостью и восприятие более негативных семейных отношений, непосещаемость школы, а также девиантное и оскорбительное поведение.

Приверженность профилактическим мерам зависит не только от индивидуальных особенностей и личного выбора молодых людей, но и связана с рядом контекстуальных факторов.

Начало половой жизни и связанные с ним индивидуальные и контекстуальные факторы

В современной России, средний возраст начала половой жизни составил 14,60 лет для девочек и 15,45 лет для мальчиков. Частота половых контактов один раз и реже в месяц.  Процент учащихся, уже имевших половые контакты, увеличивается в соответствии с классом обучения. С учетом контекстуальных факторов социально-экономический уровень подростков сконцентрирован в средней страте, а уровень образования родителей в большинстве своем был равен среднему и неполному высшему. [1, c. 51]

Конфигурация семьи, состоящей из отца, матери и детей, составляет 38,5%, за ней следует конфигурация расширенной семьи, образованная другими родственниками, а также родителями, с 22,2%. Семьи с одним родителем (например, мать и дети или отец и дети) и семьи, вступившие в повторный брак, составляли примерно по 40,0% каждая.

Большинство подростков воспринимают свою общую поддержку семьи как низкую (36,7%). Большинство детей получают информацию о сексе и сексуальности от семьи и в школе. [2, c. 48]

Обнаружена значимая связь между сексуальной инициацией и конфигурацией расширенной семьи, тогда как отсутствие инициации было связано с семьей. Также была выявлена ​​связь между наличием полового акта и средне-высоким и высоким восприятием автономии семьи.

Аффективно-последовательные семьи характеризуются большей способностью справляться с проблемными ситуациями, вербальным или невербальным выражением привязанности, интереса к другим, а также четким определением семейных правил и ролей членов. Более высокие уровни в этой области связаны с откладыванием начала половой жизни среди участников.

Можно предположить, что подростки, которые видят эти характеристики в своих семьях, имеют больше свободы, чтобы говорить о своих аффективных и сексуальных проблемах и, следовательно, предпочитают ждать момента большей безопасности и зрелости, чтобы начать свою сексуальную жизнь.

Среда с более эмоциональным выражением, общением и единством, в которой роли участников четко определены, с балансом между ограничениями и автономией, связана с меньшей вовлеченностью детей в ситуации сексуального риска, правонарушений, членовредительство и употребление наркотиков. [9, c. 96]

Автономия, воспринимаемая подростками, связана с сексуальной инициацией и ранним сексуальным дебютом. Конструкт автономии касается степени доверия, конфиденциальности и свободы среди членов семьи. Соответственно, подростки, считающие себя более автономными по отношению к семье, также считают себя более свободными в принятии решений. Однако более низкий уровень семейной автономии также может рассматриваться как защитный фактор, поскольку молодые люди по-прежнему нуждаются в определенной степени родительского контроля и надзора за своими действиями и опытом. [4, c. 99]

Кроме того, раннее начало половой жизни, как правило, чаще встречается в среде с плохим родительским надзором, а также в случаях, когда семейные отношения воспринимаются как негативные или враждебные. Трудности в школе и второй год обучения также обычно указываются как предикторы употребления алкоголя и других наркотиков. Таким образом, наблюдается сложная сеть ассоциаций между этими переменными.

Известно, что не только больший родительский контроль определяет меньшую уязвимость детей. Например, более низкий родительский контроль, касающийся осведомленности родителей о деятельности своих детей, навязывания правил и инициативы подростков сообщать родителям о своей деятельности, является предиктором делинквентного поведения и употребления психоактивных веществ. Однако родительский контроль не связан с сексуальным поведением, поскольку общение было более актуальным. [6, c. 678]

Таким образом, подростки, которые считали, что могут более легко и открыто разговаривать со своими родителями, сообщали о менее рискованном сексуальном поведении. Более низкие показатели коммуникации также связаны с употреблением психоактивных веществ и делинквентным поведением, что свидетельствует о важности этого фактора для здоровья подростков.

Взятые вместе, эти данные позволяют предположить, что параметры аффективно-постоянной и семейной автономии могут указывать на различную семейную динамику в отношении сексуальной инициации подростков. Будущие исследования должны изучить существование различных моделей семейной поддержки, оценив, как они могут влиять на сексуальное поведение в подростковом возрасте. [3, c. 148]

В дополнение к динамике отношений семейные конфигурации также были связаны с сексуальным дебютом в настоящем исследовании. Принадлежность к семьям с одним родителем и расширенным семьям была связана с началом половой жизни, а последняя – с ранним началом половой жизни, что подтверждает предыдущие выводы. Сама по себе конфигурация семьи не определяет среду, менее благоприятную для развития ребенка; однако нельзя игнорировать тот факт, что в сочетании с другими социальными детерминантами это может указывать на ситуации большей уязвимости.

В предыдущее десятилетие семейные структуры в России претерпели изменения из-за падения рождаемости и массового присутствия женщин на рынке труда. Кроме того, многие новые семейные структуры еще мало изучены, как и в случае с расширенными семьями. Как следствие, необходимо знать, как наличие других членов семьи, имеющих или не имеющих родства, может повлиять на половое воспитание детей-подростков.

Конфигурации с одним родителем в основном характерны для матерей одиночек. Общие проблемы, с которыми сталкиваются одинокие родители, связаны с отсутствием эмоциональной, социальной и материальной поддержки, поскольку большую часть времени главе семьи приходится решать задачи, связанные с воспитанием детей, уходом за домом и трудоустройством. Поэтому такие дети, как правило, раньше становятся автономными. Эти характеристики могут быть связаны с началом половой жизни и уязвимостью.

Еще одним важным компонентом полового развития личности является сексуальное воспитание, полученное в семье и в школе. Даже сообщая о хорошем уровне доступа к информации о сексе и сексуальности в обоих контекстах, это не было связано с меньшей вовлеченностью подростков в рискованное сексуальное поведение. [8, c. 96]

Результаты показали, что сексуальное поведение в подростковом возрасте, хотя и широко исследуется в литературе как типичная и ожидаемая характеристика в этой возрастной группе, связано не только с их индивидуальными характеристиками, но и в значительной степени укоренено в контекстуальных факторах, особенно в семье и школе. Поэтому подчеркивается важность отношений между семьей и школой и их участия в содействии здоровому развитию детей и подростков. Кроме того, результаты подчеркивают настоятельную необходимость включения контекстуальных аспектов в стратегии полового воспитания, предлагаемые учреждениями здравоохранения и образования.

Для борьбы с такими недугами, как раннее начало половой жизни, частая половая жизнь, множественные половые связи и, следовательно, с риском абортов среди подростков, предприняты многочисленные меры. Тем не менее, продолжающееся распространение этих проблем свидетельствует о неэффективности используемых методов.

References

1. Бердникова, И. Н. Теоретический взгляд на отношения подростков с родителями как фактор тревожности у подростков / И. Н. Бердникова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2021. – № 4(41). – С. 49-52.
2. Есина, С. В. Теоретический анализ проблемы сексуального воспитания подростков / С. В. Есина, О. Б. Бланц // Общество. – 2018. – № 1(9). – С. 44-50.
3. Иоффе, Е. В. Компетентность психологов в вопросах сексуальной социализации детей и подростков / Е. В. Иоффе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2018. – № 1-2. – С. 145-150.
4. Куимова, Н. Н. проблема влияния современных гендерных стереотипов на сексуальное воспитание подростков / Н. Н. Куимова, Н. С. Кручинина // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1. – № 1. – С. 93-104.
5. Курашова, И. И. Нравственный аспект в сексуальных отношениях современных подростков / И. И. Курашова // European Journal of Humanities and Social Sciences. – 2020. – № 6. – С. 119-122.
6. Наталушко, Н. А. Оценка степени просвещенности девочек подростков 15-17 лет по вопросам сексуального воспитания и профилактики ИППП / Н. А. Наталушко, Ф. И. Попов // Forcipe. – 2019. – Т. 2. – № S1. – С. 675-679.
7. Прайзендорф, И. С. Особенности сексуальной самоидентичности старших подростков / И. С. Прайзендорф, Е. С. Морозова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2019. – Т. 27. – С. 89-100.
8. Прайзендорф, И. С. Особенности сексуальной самоидентичности старших подростков / И. С. Прайзендорф, Е. С. Морозова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2019. – Т. 27. – С. 89-100.
9. Шульгина, Е. В. "Вписки": сексуальная агрессия подростков / Е. В. Шульгина // Социологическая наука и социальная практика. – 2018. – Т. 6. – № 4(24). – С. 139-147.