Abstract: The publication examines the main features of organizing a mass holiday. The history of the development of mass events is described, their significance in fostering feelings of collectivism and patriotism is indicated. The formulated features of the organization of multi-site events, the role of the director in the organization and planning of the event is determined. The emotional and spectacular form of this kind of holidays is determined, the features of mesen-en-scene and scenography are reflected in the preparation and holding of a mass holiday timed to coincide with a significant event in society.
Keywords: массовый праздник, особенности, пространство, временные рамки, сценография, мизансцена
Массовый праздник это масштабное, колоритное мероприятие, имеющее глубокие социально-психологические корни, затрагивающее интересы большинства людей. Массовый праздник не может быть организован спонтанно, чаще всего он приурочен к какому лидо знаковому событию для народа, страны или более локальной территории, памятной дате. Так же характеризуя данное явление отметим, что отличие данного вида праздников от других, заключатся в его масштабности и многоплощадности, то есть одновременно на нескольких площадках или сценах города проходят театрализованные выступления, концерты, тематические мероприятия и иные действия, и зрители выбирают локацию для посещения полагаясь на свои предпочтения.
История массовых мероприятий и праздников уходит своими корнями к древнейшим временам. Начиная со времен античности и массовых мероприятий древнего Рима и древней Греции массовые праздники приобрели масштабность, церемониальность и фиксацию в истории []. Данные праздничные события, объединяли людей, воспитывали чувства коллективизма, играли не только досуговую роль, но и несли сакральную нагрузку, включали в себя различные обряды, многие из которых сохранились до наших времён. Благодаря исследованию массовых праздников, мы можем проследить особенности культуры определенного этноса или исторического периода, увидеть актуальные для того или иного периода произведения искусства; проследить национальные и ментальные особенности народов благодаря изучению народного фольклора, который насыщен мировоззрениями людей, включает общественные и политические идеалы определённой эпохи, стереотипные представления, особенности быта и многое другое, культурно насыщенное наследие.
Проведение массового праздника в полной мере зависит от целей, намерений и желания организатора, от количества людей и поликультурного состава зрительской аудитории, принимающей в нём участие и от определённого режиссёром события, которое он будет воплощать.
В современном мире различные виды массовых мероприятий требуют активной и непрерывной динамики. Это связано с тем что, современное общество мультикультурально, благодаря информационной доступности имеет возможность изучать и интересоваться различными культурными течениями и направлениями в праздничной культуре различных стран. Благодаря такой информационной насыщенности возрастают требования общества в организации проведения их досуга. Поэтому сегодня, главной целью режиссёров массовых мероприятий должно быть умение организовывать содержательное проведение свободного времени населения, ссылаясь на самые различные интересы общества, и при этом воспитывать в личности чувство патриотизма.
Массовое мероприятие — это событие, связанное с какими-либо явлениями, как в культурной, так и в политической сфере деятельности, открытое для всех членов общества и имеющее определённые временные рамки, а также требующее оригинальности мышления режиссёра, специфики в организации и динамичности в проведении. Массовый праздник — это собрание людей, объединённых общей целью, идеей, движимых единой мыслью.
Одной из основных задач, при организации массового мероприятия является его пространственная характеристика. Так, режиссёру необходимо иметь чёткое представление о таких важных понятиях, как «праздничное пространство». Ему нельзя дать одно конкретное определение, так как оно имеет значительные различия по структурным, количественным, качественным и многим другим характеристикам. Важнейшим является поиск площадки и пространственных границ, где, собственно, и будет проводиться массовое мероприятие.
Праздничное пространство имеет широчайшее развитие с помощью интернета и телевидения. В наше время человек может стать участником массового мероприятия с помощью социальных сетей или экрана телевизора. Таким образом, пространственному расширению способствуют системы связи и медиакультура.
Одной из особенностей массового праздника является выбор места проведения самого мероприятия. Место проведения может быть самым разным: парки, площади, стадионы, улицы, спорткомплексы, различные учреждения, площадки под открытым небом и многие другие. Однако в любом случае зрелища всегда проводятся на больших пространствах, ведь массовое мероприятие подразумевает участие большого количества исполнителей, а также массовость зрителей. В массовом зрелище зритель практически не видит лица и глаз актера, соответственно ни нюансов мимики, ни подробностей пластического рисунка роли. Так как массовые праздники могут создаваться на открытом пространстве, то сконцентрировать зрительское внимание становится ещё тяжелее.
Сценография также является способом передачи пространства и времени театрального произведения. Сценография усиливает атмосферу происходящего. Различные методы работы с декорациями и освещением, помогают в создании особого образа. Мизансцена – это расположение исполнителей на площадке в зависимости друг от друга или в зависимости от отношения к окружающей их среде. Режиссёру необходимо уметь мыслить пластическими образами для того, чтобы применить их на практике. Учитывая то, что в массовом представлении принимает участие огромное количество исполнителей, то действия на сцене должны быть четкими и понятными зрителю, обычно режиссёр применяет методы построения и перестроения []. Мизансцена должна иметь определённые временные рамки в зависимости от режиссёрского замысла. Ещё до репетиций на площадке режиссёр должен продумать различные перемещения исполнителей в пространстве для того, чтобы репетиционный процесс проходил организованно. Очень важно также распланировать расположение декораций на площадке.
Также при организации массового праздника следует помнить о главных постулатах: не потерять значимую мысль общественного события, она должна пронизывать всю программу мероприятия от начала до конца, и прослеживаться в организационных деталях. Форму проведения следует выбирать эмоционально зрелищную, так, как только в тандеме этих проявлений возможно получить праздничный эффект.
Массовый праздник и его культуролого-антропологические особенности представляют собой сложную структуру, состоящую из множества взаимосвязанных и взаимозаменяемых частиц. Каждое слагаемое массового мероприятия представляет собой огромную вариативность, оригинальность и многогранность. Праздник, вбирая в себя опыт всех национальных традиций, обычаев и культуру, включает в себя различные виды художественной деятельности, требующие высокого эмоционального настроя, который необходимо поддерживать как самому себе, так и включать в него окружающих, тем самым создавать общее состояние и настроение на определённой площадке и в определённое время.
References
1. Еремина Е.А., Ильичева В.А. Средства гимнастики в профессиональной подготовке режиссера массовых выступлений и праздников. Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2019. № 1. С. 102-103.2. Еремина Е.А., Макрушина И.В., Ильичева В.А. Олимпийский торжественный церемониал- опыт, проблемы, перспективы.
В сборнике: Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 225-228.
3. Макрушина И.В., Еремина Е.А., Тонковидова А.В. Организация и меры безопасности при проведении туристских мероприятий.
Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 2. С. 73-74.
4. Плотников А.В., Плотникова Г.Г., Подольская И.Н. Визуализация художественно-спортивных зрелищ в социально-культурном пространстве городской среды: педагогический аспект. Физическая культура, спорт - наука и практика. 2020. № 3. С. 73-82.
5. Плотникова Г.Г., Исаева О.С. Социальный смысл праздника и его реализация в тематическом концерте. В сборнике: Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 57-63.