The phenomenon of family dysfunction as an environmental factor of socialization

UDC 376.6
Publication date: 27.12.2022
International Journal of Professional Science №11-1- 2022

The phenomenon of family dysfunction as an environmental factor of socialization

Феномен семейного неблагополучия как средовый фактор социализации

Kustova Svetlana Aleksandrovna,
Basina Natalya Ivanovna,
1. student of the Department of Social Work,
Don State Technical University (Rostov-on-Don)
2. Ph.D, Professor of the Department of Social Work,
Don State Technical University (Rostov-on-Don)


Кустова Светлана Александровна,
Басина Наталья Ивановна
1. студентка образовательного направления
«Социальная работа»,
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
(г. Ростов-на-Дону)
2. доктор философских наук, профессор кафедры «Социальная работа»,
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
(г. Ростов-на-Дону)


Аннотация: В статье проанализирован феномен семейного неблагополучия в контексте задач социализации новой генерации и социальной поддержки семей с детьми. Педагогически несостоятельная семья становится дисфункциональной средой развития ребенка, источником травмирующих событий и их негативных последствий. Специалисты социальных служб, работающие с неблагополучными семьями, должны опираться на мультидисциплинарное понимание феномена семейного неблагополучия, которое должно быть операционализировано и внедрено в практическую социальную работу. Метод исследования, использованный в исследовании, – категориальный анализ, позволяющий представить сложность проблемы, изучить наблюдаемые дисфункции семьи в целях актуализации форм оказания социальной помощи и поддержки семей с детьми. Авторами были изучены семьи с латентным и очевидным неблагополучием; влияние качества супружества на характер родительства, низкоресурсные и девиантные семьи и их влияние на процессы социализации ребенка.

Abstract: The article analyzes the phenomenon of family dysfunction in the context of the tasks of socialization of the new generation and social support for families with children. A pedagogically inept family becomes a dysfunctional environment for the development of the child, a source of traumatic events and their negative consequences. Social service professionals working with disadvantaged families should rely on a multidisciplinary understanding of the phenomenon of family dysfunction, which must be operationalized and implemented in practical social work. The research method used in the study is a categorical analysis that allows one to imagine the complexity of the problem, to study the observed family dysfunctions in order to update the forms of social assistance and support for families with children. The authors have studied families with latent and obvious trouble; the influence of the quality of marriage on the nature of parenthood, low-resource and deviant families and their influence on the processes of the child's socialization
Ключевые слова: семья, семейная система, стиль семьи, неблагополучная семья, дисфункциональная семья, педагогически несостоятельная семья, первичная социализация, детско-родительское взаимодействие.

Keywords: family, family system, family style, dysfunctional family, dysfunctional family, pedagogically incompetent family, primary socialization, parent-child interaction


ВВЕДЕНИЕ. Семья выступает основой общества, обеспечивающей реализацию его важнейших функций (репродуктивной, трансляционной, здоровьесберегающей, социокультурной и др.), выполнение которых не может быть передоверено какой-либо иной социальной инстанции. В то же время институт семьи находится в состоянии перманентного кризиса, выраженного в минимизации семейных установок на детность и переходу к суженному демографическому воспроизводству, запускающему процессы депопуляции [1, 122]. Современную семью следует рассматривать как динамическую систему, функции которой модифицируются, подчас вступая в противоречие со структурами семьи, что создает множественные аномалии [2].

Семья  является средой первичной социализации ребенка, закладывающей основы человеческой личности и индивидуальности; местом, где дети приобретает свой первый социальный опыт.  Институт семьи исторически «гарантировал» и продолжает гарантировать эффективную трансляцию социальных навыков и поведенческих норм новой генерации. Но данный функционал под силу только благополучной семье. Проблема состоит в том, что не каждая современная семья в состоянии обеспечить своим детям необходимые условия развития, и нередко педагогически несостоятельная семья становится неблагоприятной средой социализации, источником травмирующих событий и длительного изживания последствий психотравм. Это  актуализирует вопросы осмысления проблем неблагополучной семьи и оказания своевременной и грамотной социальной помощи семьям с детьми.

Анализ концептов семейного благополучия / неблагополучия демонстрирует разброс суждений и показателей, которые подчас трудно сопоставить. При проведении социальной и психосоциальной работы важна предварительная категоризация характера и источников семейного неблагополучия. Специалисты социальных служб, работающие с семьями, должны опираться на принятую экспертным сообществом интерпретацию феномена семейного неблагополучия, которая должна быть доступна операционализации и использованию на практике.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Предпринятый нами категориальный анализ предполагал работу с теоретическими дискурсами, результатами наблюдений и с аналитикой, затрагивающими различные характеристики функционирования неблагополучной семьи. Категориальный анализ осуществляется при различении латентности / очевидности семейного неблагополучия; типов функционального сбоя семейной системы; последствий взаимодействия субинститутов (супружества, родительства, детства) внутри института семьи. В зависимости от принадлежности неблагополучной семьи к определенному типу, представителем помогающей профессии применяются соответствующие методы социальной диагностики семьи и вырабатывается индивидуальный алгоритм социального вмешательства.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Категоризация неблагополучных семей, прежде всего, распределяет их в группы по степени открытости проблемной семьи.  Первую группу составляют семьи с явной формой неблагополучия, которая фиксируется внешней средой и контрольными процедурами. К данной группе принадлежат конфликтные, проблемные, асоциальные, аморальные, криминальные, педагогически несостоятельные и материально несостоятельные  семьи, чьи сбои являются видимыми.

Другую группу составляют внешне достойные семьи, видимый образ жизни которых может казаться безупречным. Но реальные поведенческие мотивы и нормы взрослых членов семьи не совпадают с общечеловеческими нормами. Такие семьи оказывают долговременное деморализующее воздействие на детей, при этом взаимодействие членов такой семьи на внешнем, демонстрационном уровне создает благоприятное впечатление. Тем не менее последствия латентного неблагополучия семейной группы представляют особую опасность, поскольку не попадают в публичное поле и не вызывают обеспокоенности у окружения, у помогающих и надзорных органов (хотя их разрушительное влияние на личность ребенка может быть велико).

Семейное благополучие – это сложный комплекс взаимосвязанных факторов, которыми обусловлены  внутрисемейные отношения разных уровней (бытовые, финансовые, физиологические, эмоциональные, педагогические и пр.) [3, 134]. О неблагополучии семьи мы заключаем тогда, когда наблюдаются системные сбои  следующих функциональных составляющих феномена семейного благополучия.

  1. Родительская функция, которая осуществляется в отцовстве и материнстве, общении с детьми, радости быть с ними, заботе и любви к ним, самореализации родителей в детях.
  2. Хозяйственно-бытовая функция, которая реализуется в удовлетворении повседневных потребностей членов семьи (в питании, одежде, домашнем уюте, используемых технических средствах, приобретениях и покупках).
  3. Эмоциональная / психотерапевтическая функция, которая состоит в складывающихся отношениях доверия, симпатии, привязанности, близости, взаимопомощи, эмоциональной стабильности; в регулярном восстановлении физических и психических сил.
  4. Культурно-досуговая функция, обозначающая удовлетворение потребности членов семьи в совместном проведении досуга и в общении.
  5. Контрольная функция, или функция наблюдения за эмоциональным и физическим состоянием членов семьи, за состоянием здоровья и за соблюдением социальных норм, в особенности, теми членами семьи, кто недостаточно автономен, имеет дефекты характера, не в состоянии выстраивать свое поведение в соответствии с социальными стандартами.
  6. Эротическая функция, или удовлетворенность сексуальных потребностей супругов (некоторые авторы выводят данный функционал за пределы семейных функций, поскольку он присущ не семье, а супружеству). Семья, ее ценности и традиции регулируют и дисциплинируют сексуальное поведение взрослых членов семьи, обеспечивающее гедонистические и репродуктивные функции.

К функционалу благополучия относят устойчивость семейной системы (чему противостоят бытовая неустроенность, финансовая несамостоятельность, перегрузки, конфликтность и пр., которые «обрушивают» семейные систему). В функционал благополучия семьи включен ее социальный статус, обусловленный социальным признанием взрослых членов семьи, их позициями в социальной иерархии, уровнем материального благосостояния. К значимым факторам семейного благополучия причисляют состояние здоровья членов семьи (тяжелые заболевания близких людей, а также наличие в семье родственника с ментальными нарушениями).

Современные интерпретации семейного благополучия солидарны относительно того, что все его значимые характеристики взаимосвязаны и взаимозависимы [4, 82].  В структуре внутрисемейных отношений выделяются траектории супружеских (1) и детско-родительских (2) отношений, этих своеобразных субинститутов внутри института семьи [5], что позволяет охарактеризовать содержание благополучия / неблагополучия в привязке к ним. Фамилистические исследования позволяют сделать вывод о наличии прямой связи между супружеским благополучием и успешными моделями детско-родительского взаимодействия. Благополучные супруги чаще избирают гибкий стиль воспитания, опираются на оптимистические гипотезы, предоставляют ребенку и поддержку, и необходимую самостоятельность, не снимая собственной ответственности. Для неблагополучных супругов в большей степени характерны зависимость в вопросах семейной педагогики от общественного мнения, высокий уровень тревожности,  непоследовательность, уход от личной ответственности [6, 275]. То есть супружеское неблагополучие выступает фактором неблагополучного детства: в семьях, где царят разногласия между взрослыми, родители более черствы к своим детям, иногда – стремятся к компенсации недополученной любви посредством гиперопеки [7].

Семейное неблагополучие, существуя в разнообразных формах, интерпретируется как неспособность выполнения семейной группой ее базовых функций. Некоторые авторы утверждают, что семейное благополучие состоит в достаточном удовлетворении в семье потребностей ее субъектов.  Нарушение процессов жизнедеятельности семьи является следствием неудовлетворенности базовых нужд, что ведет к дисфункциям и – в конце концов – к распаду семейной системы. Удовлетворенность потребностей в браке и семье видится им универсальным показателем степени благополучия семьи. Педагогами-практиками благополучие семьи также нередко определяется эмпирически – как субъективное самочувствие индивида в семье  (по тому, как они реагируют на вопрос «Хорошо вам в семье или плохо?»). Благополучие ребенка также определяется посредством эмоционального критерия (хорошо ли ему там, спокоен ли он, чувствует ли он внимание, исходящие от  близких?). Но не все эксперты солидарны с таким представлением, поскольку показатели удовлетворенности / неудовлетворенности носят субъективный характер. Такой критерий всегда ограничен, поскольку, например, ребенок не может оценить, созданы ли условия для его полноценного развития [8, 76]. Зафиксированы ситуации, когда супруги не удовлетворены многими сторонами совместной жизнедеятельности, но их отношения не носят конфликтного характера, семья крепка.

В неблагополучной семье складываются неэффективные способы удовлетворения потребностей членов семьи, включающие ошибки и сбои коммуникации. В семье данного типа нарушена структура, обесценены моральные нормы, игнорируются личность ребенка, как и личность взрослого; дают о себе знать серьезные недостатки воспитания, не реализуются ведущие интересы членов семьи.

Некоторые авторы связывают семейное благополучие / неблагополучие с  характеристиками жизненного стиля семьи, который понимается как суммативный динамический признак конкретной семейной системы. Базовым показателем благополучия в данном случае выступают устойчивые образцы взаимодействия между членами семьи, причем, между тремя  (и более) поколениями, а также типичные коллективные реакции членов семьи на значимые для нее внешние события, в т.ч. угрозы.  Семья как система вынуждена реагировать на внешние воздействия (в качестве примера часто приводится необходимость самоизоляции семьи в период пандемии COVID-19); вынужденные способы реагирования влияют на взаимодействие внутри  семейной группы, которая занимает или позицию самоутверждения в новых обстоятельствах, или пораженческую позицию[9, 240]. Семья стремится к консолидации и выступает как групповой субъект. Однако вряд ли можно говорить о полноценном групповом или коллективном субъекте применительно к неполной семье, или к семье, где взрослые члены семьи страдают алкогольной аддикцией. Таким образом, в содержание понятия благополучия включается коллективная позиция семьи, занимаемая в ответ на внешние воздействия.

Социально-педагогическая литература делает акцент на благополучии / неблагополучии семьи как среды социализации ребенка. Категория семейного неблагополучия используется преимущественно в отношении ребенка, на которого неблагополучие воздействует. Психолого-педагогические исследования обращают внимание на семьи с неблагоприятной психологической атмосферой, где отсутствуют доверительные контакты и царит равнодушие к нуждам ребенка. В таких средах дети ищут и находят значимые отношения вне семьи. Выделяют семьи с негативной нравственной составляющей, где ребенку последовательно прививаются примитивные эгоистические потребности.

Педагогические интерпретации семейного неблагополучия используют типологии педагогически несостоятельного поведения родителей. К таким устойчивым типам относят гиперопеку, которая может моделироваться как «семейный  санаторий», характеризующийся гипертрофированной защитой ребенка от псевдоопасностей; но может и принимать формы родительской тирании и деспотии. Родительский сверхконтроль приводит либо к ответной агрессии ребенка, либо задерживает развитие ребенка, который при попадании в сложную ситуацию выбирает стратегию избегания [10]. К числу устойчивых типов педагогически несостоятельного родительского поведения следует отнести и гипоопеку, характерую форму  безразличия и пренебрежения, превращающуюся в потакание детской вседозволенности и безнадзорности. Наблюдается также типовая ситуация «сотворения кумира», для которой характерны непрекращающиеся восхваления ребенка даже за небольшие успехи.

Встречается также типовая ситуация «третий лишний», причем, социологи  и педагоги отмечает, что ситуация, когда родители занимаются главным образом собой, а не детьми – не редкость. Существуют семьи, в которых преимущественное значение придается отношениям или интересам супругов, а не развитию ребенка, которому постоянно дают понять, что «он мешает». Частые эмоциональные и неконтролируемые выяснения отношений между родителями, ставшие нормой словесные конфликты, в пылу которых взрослые забывают о невольных свидетелях – детях,  подвергают ребенка повышенному риску травматизации: в силу своей регулярности они способны расшатать психику ребенка. Дети конфликтных родителей в меньшей степени способны проявлять чуткость в общении со сверстниками, у них слабо выражена склонность к сопереживанию [11]. К сожалению данный феномен принадлежит к числу распространенных. Так, анализ психометрических данных наблюдаемого вербального взаимодействия родитель-ребенок в естественных условиях показал не только  значительные трудности у половины всех испытуемых родителей в решении проблем поведения своих детей, но и подверженность детей риску жестокого обращения [12].

Наиболее сложные формы девиаций наблюдаются в семьях с  аддикциями родителей, или алкогольных семьях. К алкогольным семьям принадлежат семьи, где один или оба родителя  злоупотребляют алкоголем, причем все ее члены рассматриваются как созависимые . Алкогольная семья – негативный образец системы, где все члены взаимосвязаны и разрушительно воздействуют друг на друга. Дети в таких семьях испытывают непрекращающееся чувство стыда, гиперпотребность в самоконтроле, низкую самооценку они компенсируют вербальной агрессией; у детей из алкогольных семей возникают собственные проблемы с ПАВ, причем, в более раннем возрасте начала употребления [13] . Характеристики созависимости зачастую воспроизводятся подрастающими детьми. Социализация в алкогольной семье увеличивает вероятность антивитального поведения у потомства [14, 90].

 Существует ряд работ, по сути отождествляющих благополучие и благосостояние. В этом случае центральной категорией анализа становится семейный бюджет. Семья рассматривается как доходно-расходное предприятие, следовательно, большое значение приобретает учет доходной и расходной частей бюджета. Важнейшими характеристиками семейной системы становятся взаимоотношения, складывающиеся вокруг трат и заработков.  Преимущества и недостатки совместного бюджета (все доходы складываются, затем сообща  приходят к решению, как их потратить); раздельного бюджета (супруги сообща оплачивают только строго оговоренные общие нужды, остатком распоряжаются самостоятельно); смешанного бюджета (супруги сообща оплачивают семейные нужды, остаток тратят на себя) – определяют в конечном итоге субъектов управления финансами семьи и итоговое семейное благополучие  либо неблагополучие [15].

Но существуют типы неблагополучных семей, в которых критерий благосостояния является решающим – это малообеспеченные семьи.  Малообеспеченность – это экономическая и социокультурная характеристика семьи, доходы которой не позволяют поддерживать жизненно необходимый и культурно оправданный уровень потребления. Малообеспеченность становится  главным фактором других социальных рисков. Согласно данным Росстата, в 2019 г. в стране доля несовершеннолетних детей, воспитывающихся в семьях со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума,  была равна 23,6 %. В разряд малообеспеченных часто переходят семьи, в которых один из родителей / оба родителя теряют работу, становятся нетрудоспособными; семьи с зависимостью родителей;  студенческие семьи; многодетные семьи (имеющие трёх и более несовершеннолетних детей). Анализ социально-демографического профиля бедности позволил социологам отнести к разряду бедных также неполные семьи.  Главные социальные проблемы таких семей связаны с низкими доходами, используя которые они не в состоянии создать достойные условия жизни и обеспечить полноценное развитие своих детей (достойные условия жизни включают качественное жилье, здоровое питание, технические средства и Интернет, оплату дополнительных медицинских и образовательных услуг и др.).

Социологические опросы родителей из малообеспеченных семей показывают, что к наиболее животрепещущим проблемам своей семьи они относят нехватку экономических средств, и из нее выводят все другие негативные последствия.  Некоторым, по их признаниям, не хватает денег даже на удовлетворение потребностей первого ряда (еда, одежда, жилье), не говоря уже о «втором эшелоне» потребностей (укрепление здоровья, детское развитие).  Систематическое неудовлетворение базовых потребностей детей в малообеспеченных семьях развивает у них апатию, низкую самооценку, которые могут сопровождаться агрессией и даже ненавистью к сверстникам [16, 159]. Трудное материальное положение влияет и на взрослых, часть которых начинает употреблять алкоголь. Бюджет малообеспеченной семьи не рассчитан на получение дополнительного образования и развитие способностей, тем более, на образование взрослых членов семьи. Трудноразрешимой для малообеспеченных семей является жилищная проблема. В стесненных условиях члены семьи находятся в потенциальном конфликте друг с другом, напряженные взаимоотношения влияют на состояние детей, вызывают эмоциональный дискомфорт. Эти социальные проблемы нарушают интересы детей.

Исследования диетологов показывают сужение детского рациона в малообеспеченных семьях с детьми. Особенно это характерно для многодетных семей, в которых существуют высокие риски неправильного питания. Диетологи бьют тревогу: с каждым последующим рождением в семье качество питания ее членов снижается. В области детского питания подчас возникают неожиданные практики потребления. Ситуация отягощена тем, что у  родителей часто отсутствуют представления о культуре питания и его роли в здоровьесбережении. Между тем, сбалансированное питание в раннем возрасте является основой телесного и ментального развития, а также трудоспособности молодого поколения. Обострение проблемы бедности, особенно среди семей, воспитывающих нескольких детей,  актуализирует вопросы полноценного питания детей в семьях с низкими доходами. [17, 435].

Непосредственными результатами семейного неблагополучия становятся психосоматические отклонения, неврозы, зависимости. Существуют внутренние механизмы противостояния разрушительному воздействию психотравм на личность, но они активируются далеко не всегда. Постоянное психотравмирование наносит здоровью ребенка серьезный ущерб.

В зоне особого риска находятся дети из неблагополучных семей – вероятность повторения травмирующего опыта, согласно педагогической статистике, для этих детей возрастает кратно. Несформированность детской психики, слабый самоконтроль обусловливают специфические последствия психотравмы (в их числе – фобии, неустойчивость эмоциональной сферы, подавленное состояние; на когнитивном уровне – падение концентрации внимания, нарушения памяти; при неблагоприятном прогнозе – регрессия, инволюция, деградация отношений с локальным социумом, перерождение личности.).

ВЫВОДЫ. Итак, неблагополучная семья не способна заложить фундамент полноценной личностной социализации, а  семейное воспитание в такой семье – не может обеспечить адаптацию детей к социальной жизни, развить способности и моральные качества. Нежелательной средой социализации является семейная группа, которая характеризуется нарушенной структурой и неудовлетворением социально значимых потребностей.  Неблагополучных семей дает конфликтные, кризисные, противоречивые, проблемные, антисоциальные и иные семьи. Дети из неблагополучных семей имеют меньше шансов получить качественное образование и хорошую работу в будущем.  Пренебрежение, жестокое обращение и прочие признаки неблагополучной семьи оказывают психотравмирующее воздействие на детей. В будущем семейное неблагополучие может стать причиной личностных деформаций

Можно заключить, что в профессиональном сообществе социологов, социальных педагогов, социальных работников отсутствует общепринятая (принятая большинством) классификация типов семей, характеризующихся состоянием неблагополучия, в т.ч. дифференцированная по степени выраженности данного состояния. В то же время профессиональными документами социальной сферы обозначены индикаторы, на основании которых специалист социальной службы осуществляет диагностику семьи как принадлежащей группе риска и как неблагополучной, предполагая характер ее неблагоприятных последствий для детей. Социальная диагностика и прогноз должны позволить запланировать соответствующие виды социальных вмешательств в жизнедеятельность семьи.

При разных номинациях семейного неблагополучия они имеют в виду общее и (в крайнем выражении) деструктивное следствие своей жизнедеятельности: десоциализирующее воздействие на психику и личность ребенка, деформации сознания и поведения, проявляющиеся как в раннем, так и во взрослом возрасте. Семья может быть квалифицирована как находящаяся в состоянии актуального неблагополучия либо на стадии «риска», т.е. в условиях  ожидаемого, или вероятностного неблагополучия при неуспехе в разрешении проблем и конфликтов совместной жизнедеятельности. Неблагоприятные последствия социализации можно прогнозировать лишь отчасти – в связи с определением степени наблюдаемого неблагополучия и его первых последствий.

References

1. Антонов А.И., Карпова В.М., Ляликова С.В. Соотношение желаемого и фактического благосостояния семей: по данным социолого-демографического опроса супружеских пар // Уровень жизни населения регионов России. М.: Федеральный научно-исследовательский социол. центр РАН, 2021. Т. 17. №1. С. 121–131. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.1.9
2.Torres C. et al. Quantitative evaluation of family functions and changes in a postmodern context // Hellion. Vol. 7, Issue 6, June 2021, e07435 https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e07435
3.Тумбасова Е.Р. Психологические факторы семейного благополучия // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-9.
4.Черемных В.Ю. Семейное благополучие как принцип семейной политики // Человек. История. Культура: Исторический и философский альманах. Т. 15. Саратов: Изд-во «Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина», 2019. С. 79-84.
5.Басина Н.И. Институциональные характеристики семьи и субинституциональный профиль родительства: новые практики // Евразийский союз ученых. 2020. № 12-4 (81). С. 13-17. 6. Литвинова Н.Ю. К проблеме исследования субъективного благополучия в супружеских отношениях // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 274-276. 7. Зорина А.А. Супружеское благополучие как фактор родительского отношения к детям // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2022. № 1-1. С. 155-159. 8.Гулиева Н.Р., Мамедова Р.Ю., Мамедова Н.Ю., Караханова М.С.
Оценка психического и соматического здоровья детей и подростков из неблагополучных семей // Национальный журнал неврологии. 2019. № 1 (15). С. 76-80. 9.Сапоровская М.В., Хазова С.А.Жизненный стиль семьи как показатель ее благополучия / неблагополучия (на примере семей с алкогольной аддикцией) // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: субъект-субъектная коммуникация как фактор социализации индивида: материалы V Международной научной конференции. Минск: Изд-во БГУ, 2020. С. 239-242
10. Волкова М.А., Петрова С.С. Проблема гиперопеки в семье // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 79-82.
11.Дронова Т.А., Корнеева Я.А. Особенности социализированности несовершеннолетних из неблагополучных семей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. C. 2—14. DOI:10.17759/psylaw.2021110301 12. Cañas M. et al. The dyadic parent-child interaction coding system (DPICS): Negative talk as an indicator of dysfunctional mother-child interaction // Children and Youth Services Review. Vol. 143. December 2022. 106679 https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2022.106679
13. Копытов А.В., Климович Е.А., Хрущ И.А., Сидоренко В.Н. Роль семьи при алкогольных проблемах // Лечебное дело: научно-практический терапевтический журнал. 2019. № 1 (65). С. 5-14.
14. Меринов А.В., Байкова М.А. Влияние воспитания в семьях, имеющих родителя, страдающего алкогольной зависимостью, на аутоагрессивную траекторию потомства. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2018. № 4 (101). С. 87–92. https://doi.org/10.26617/1810-3111-2018-4(101)-87-92
15.Ермакова У.В. Семейный бюджет как фактор экономического благополучия // Наука через призму времени. 2019. № 5 (26). С. 118-121.
16. Жулина Е.В., Лебедева И.В. Специфика работы социального педагога с подростками из малообеспеченных семей // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 3 (53). С. 158-164.
17.Егорышев С.В., Садыков Р.М., Мигунова Ю.В. Социальные практики питания детей в малообеспеченных российских семьях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 3. С. 432-442.