Двойственный характер человеческой деятельности: причина, следствие и последствия

UDC 316
Publication date: 31.01.2019
International Journal of Professional Science №2-2019

Двойственный характер человеческой деятельности: причина, следствие и последствия

Dual nature of human activity: reason, investigation and consequences

Кудрявцев А.Н.
Кандидат социологических наук
ФГБОУ ВО Мичуринской ГАУ
г. Мичуринск, Россия


Kudrayvchev A.N.
university lecturer
Michurinsk state agrarian university
Michurinsk, Russia
Аннотация: В статье рассмотрена парадоксальная ситуация – человек предстал как создатель техногенной среды и разрушитель биосферы своей среды обитания. Причина тому безудержное потребительство и этот «вирус» создал общество каннибалов живущих за счет биомассы и электората, который теперь величают биообъект. Как следствие новый мир без человека. Однако если мы начнем воздействовать на людей человеческими стимулами, идущими от мозга, сознания, души, то сможем построить иной цивилизованный мир. То есть необходимо менять эволюционным путем идеологию двигателя прогресса, не богатство, а осознанное ограничение и воспитание культуры выживания.

Abstract: In article the paradoxical situation is considered – the person appeared as the creator of the technogenic environment and the destroyer of the biosphere of the habitat. The reason for that impetuous consumerism and this "virus" created society of the cannibals living at the expense of biomass and electorate which is called a bioobject now. As a result the new world without person. However if we begin to influence people the human incentives going from a brain, consciousness, soul, then we will be able to build other civilized world. That is it is necessary to change in the evolutionary way progress engine ideology, not wealth, and conscious restriction and education of culture of survival.
Ключевые слова: парадокс, техногенная цивилизация, биосфера, прогресс, эксплуатация, потребление, манипулятор, человек-разрушитель, стимулы, антропологическая катастрофа, глобальные проблемы, идеология потребительства, человеческий капитал, культура выживания.

Keywords: paradox, technogenic civilization, biosphere, progress, operation, consumption, manipulator, person destroyer, incentives, anthropological accident, global problems, consumerism ideology, human capital, culture of survival.


Сложилась парадоксальная ситуация, о которой финский философ

П. Кууси написал так: «Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада… Семена разрушения произрастают в нас самих». Стругацкие писали: «Люди стремились стать богатыми, они ими не стали, но перестали быть людьми». Человек отчетливо предстал как созидатель техногенной цивилизации, не совместимой с его существованием, и разрушитель биосферы, своей естественной среды обитания, в одном лице, а его разум в полной мере проявил неразумное начало, приведя к утрате человеческих основ своего существования: природных, социальных, нравственных и иных. По выражению Э. Фромма, человек умер. (4, 152)

«В течение многих веков в основе общественного прогресса лежала, как выразился Ф.Энгельс, «низкая алчность»,представленная «низкой личностью». Основной целью общества – двигателем его прогресса – было обретение богатства для узкого слоя людей. Узкий слой стал «большинством» в обществе, а масса людей – «меньшинством», и прогресс приобрел несправедливый, уродливый и антагонистический характер.» (2, 4)

Благосостояние – развитие «большинства» – осуществлялось ценой угнетения и страдания «меньшинства». И не столько сегодняшнего «меньшинства», сколько еще не родившегося.

Кульминацией всего этого и много другого негативного, о котором ранее писалось, происходит именно на этом отрезке времени, т.е. если рассмотреть развитие человечества по спирали.

  1. Первобытнообщинный строй.
  2. Рабовладельческий строй, более развитый техногенно.
  3. Феодальный строй, еще более развитый техногенно.
  4. Капиталистический, еще больше развитый техногенно.

В этой агонии встает вопрос выбора: или исчезнуть, или пересмотреть идеологию развития, вновь войдя в первобытнообщинный строй, на более высоком уровне развития и сменив вектор прогресса от товарно-денежного техногенного к духовному и на основе достижений 4-го этапа развиваться, построить гармонично развивающуюся цивилизацию, где нет соперничества и постепенно уйдет в бытие неравенство и власть, т.к. свободной развитой личности власть ненужна, и излишки вообще не нужны.

Да, наша эпоха носит переходный характер, но куда переход: или в небытие, или к новому витку развития. Мне кажется, есть смысл поторопиться с определением вектора пути, т.к. мы сегодня уже «проедаем» то, что должны «есть» наши внуки. Человек предстал как создатель и разрушитель в одном лице, т.е. мы подошли также и к антропологической катастрофе. Действительно, на этом отрезке спирали, в этот промежуток времени многочисленные факторы духовной деградации человечества дают нам повод полагать, что нет никакого прогресса, а вся цивилизация движется к гибели. Но это говорит о том, что цивилизация подошла к точке предела, за которой, как уже говорилось, два пути. И если нам опираться только на антропологические трактовки общественного прогресса, то идея «технологической эры» как грядущей перспективы человечества нас приведет к исчезновению данной цивилизации и возникновению новой, но уже без человека.

И если мы говорим о цикличности истории, повторяющихся событий, но с более нарастающим масштабом, эти циклы мы имеем на каждом витке развития и их несколько, это своеобразная социализация, т.е. каждое поколение на конкретном витке вбирало прошлое, создавало новое с той же идеологией и программой развития но все более и более мощной. Так как все эти процессы были следствием первой жесткой программы, заложенной в структуре человеческого организма самой природой. Она строится на том, что человеку для жизни требуется воздух, пища, вода, пространство; его поведение во многом подчиненно этим потребностям, а поскольку с каждым витком развития цивилизации нарастает жажда потребительства, неравенства, жажда власти то как следствие, на каждом этапе все больше и больше не хватало денег, воздуха, чистой воды и пространства у властной структуры.

Эволюционно на бытовом примере это выглядит в общем смысле так, в классических формах эксплуатации воспроизводства жизни, даже расширенное, диктовалось общими интересами. В феодальном обществе воспроизводство и преемственность было обязательно даже для господствующего класса: помещики, как правило, понимали, что сохранение и укрепление их власти, их хозяйственного благополучия тесно связаны с наличием у крепостных детей. Да и крепостные понимали, что им необходимы наследники, которые в старости будут о них заботиться.

Классические формы эксплуатации, как правило, не угрожали существованию и сохранению человеческого сообщества, более того, они диктовали необходимость расширенного производства жизни. Примером тому человеческая история до средины XX века.

В прежних общественных укладах семья являлась в первую очередь производственной единицей. В ориентированной на производство семье крестьянина, ремесленника, мелкого торговца воспитание приемников было жизненно важной заботой. Ныне же под натиском рыночной экономики в центре интересов семьи живущей на жалованье, на заработную плату, формируется потребление. При этом меняется структура интересов. Появляется отчетливая заинтересованность в том, чтобы доход распределялся на возможно меньше количество человек. В конечном счете, семья, объединенная лишь потребительским интересом, создает такую структуру, как интересов — сиюминутных, прямых, приватных, которые препятствуют воспроизводству общества. Если же в «эксплуатации будущего» принимает участие значительная часть общества, то массовость этого явления формирует такую систему интересов и ценностей, которая за весьма короткое время уже сегодня стала материальным социальным, мировоззренческим императивом.

И этот «вирус» потребления заложенный в рыночной идеологии сформировал общество каннибалов «поедающих», живущих за счет другого, но их (других) становится все меньше, а потребление растет и те, кто создал эту систему, будут последними, кто уничтожат друг друга. Так как манипулятор сам становится манипулируемым созданной им системой, и он центральный носитель «вируса».

Однако, если мы начнем воздействовать на людей преимущественно человеческими стимулами, идущими от мозга, сознания, души – такими, как равенство, солидарность, дружба, забота о ближнем, самопожертвование, тем более сегодня ситуация сложилась так, что заботясь о ближнем, мы в первую очередь заботимся о себе. И не надо бояться перенаселения, опять же исходя из закона природы, закона «выживания», чем тяжелее условия жизни, тем выше рождаемость (конечно, и смертность, но пока идет рост численности населения в слаборазвитых странах).

Отсюда, создав нормальные условия жизни, мы сумеем гармонизировать и человеческую цивилизацию и популяцию. Конечно, из человека легче выжать все, опираясь на первую программу природы, на его эгоизм, использовать надежные рычаги, созданные самой природой, и неизмеримо труднее взывать к человечности и опираться на нее. Однако для этого необходимо создать среду обитания внутри человеческого общества, где быть мошенником, подлецом и развратником абсолютно не выгодно, где власть не дает безграничных льгот и выгод, где не срабатывает правило: «Чтобы не работать, надо сидеть высоко», где действует закон: «Чем больше мои возможности, тем скромнее мои желания».

Американский философ и поэт Р.У. Эмерсон писал: «Истинный показатель цивилизации не богатство и не величие городов, не обилие урожая, а облик человека, который воспитывается страной».

Довольно развить интеллект, и станет ясно, что у благородного человека арсенал гораздо мощнее, а броня неуязвимей, чем у самых ловких махинаторов. Отсюда очередная задача: сохранить – взращивать здравую мысль, развивать интеллект молодого поколения, но не на тотальной компьютеризации, роботизации, хоть это исключать нельзя, а на поиске, пробах и ошибках, общении со сверстниками и старшими, и чтении достойной человека литературы.

Известный философ Мераб Мамардашвили ввел новое понятие – антропологическая катастрофа. Он имел ввиду, что за всеми нашими бедами стоит кризис человека, его духа, способности соприкоснуться с реальностью, смотреть на мир не через стандартизированную оптику идеологизированных структур, а воспринимать мир, как он есть и строить относительно мира и своего места в нем собственное миропонимание, подлинное сознание, но сознание, не пораженное инфляцией (понятие «инфляция сознания»). И это очередная проблема – «поврежденное сознание».

Мы знаем, что человек видит то, что знает, а его сознание реагирует на то, что значимо для него. Если коротко рассмотреть служебную лестницу роста чиновника, то каждая ступень это льготы, власть, средства, возможности и возможность уйти от наказания. В этом случае его «служебное кресло» для него практически все, и за него он отдаст все, не дай бог потерять его. Но к тебе идут люди со своими бедами, просьбами, жалобами и т.п. Надо решать, а вдруг обижу вышестоящего, свата, брата, начальника? В этом случае сознание погружается в своеобразный «саркофаг». Оно уже не реагирует на боль, беды других, оно не сострадает, не переживает. Перестаешь видеть, как живут люди вокруг тебя, т.к. если увидишь – надо решать, а нет указаний, и где средства, а тем более сознание, пораженное потребительством, приводит к мысли, что все и вся для тебя, и это не люди, а биообъекты. Они превращаются в средство для тебя. Благодаря долгому общению с компьютером и т.п. у человека вымываются эмоции. И в конечном итоге его сознание реагирует только на «страх» и «удовольствие». А потеря «кресла» равна смерти, да еще и с конфискацией. Можно ли изменить эту систему? Видимо «Да»? Вначале используя страх, и это страх сначала социальной, а потом и физической смерти. «Мы наблюдаем сейчас уменьшение кислорода в атмосфере, нарастание «парникового эффекта», расползание «озоновых дыр», безостановочное загрязнение Мирового океана. Биологи фиксируют, что ежегодно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности определенных условий и факторов окружающей среды. Существует такое пороговое значение внешних условий, за пределами которых биологическая организация не выживает. Человечеству угрожает гибель.

И перед этой, а также другими проблемами все равны.

Сегодня уже в числе глобальных проблем выделяют кризис человеческой духовности, тревожно слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человеческого вида, деформации его телесных основ, накопления генных нарушений, патологий, заболеваний людей.

Океан химических веществ, в который ныне погружена повседневная жизнь, резкие изменения в политике и зигзаги в экономике – все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов людей. Налицо признаки физического вырождения.

Мы пытаемся опять решить это в основном с точки зрения экономического регулирования.

Так сегодня в подходе к решению экономических проблем три главных направления: ограничительная, стратегия оптимизации и стратегия замкнутых циклов. Но все эти стратегии «стучатся» в закрытую дверь, т.к. проблема «человека на верху» и его окружение, и столь распространенный стиль жизни, когда люди без сожаления несут на рынок всякие ценности будущего, порожден не чисто экономическими, политическими, научными проблемами, а духовно-нравственными; и основой этой проблемы является широкое распространение идеологии потребительства, которая побуждает человека считать целью и смыслом своей жизнедеятельности производство и потребление вещей. При этом став полностью рабом вещей и машиной, которая жизненный успех определяет только как обладание теми или иными материальными благами. И это закладывается с самого детства. При этом мы становимся все менее счастливыми и более замороченными добыванием материальных благ, подгоняемые страхом потерять благо и «место под солнцем». И парадокс еще и в том, что в погоне за материальными благами мы производим мусор (в среднем это 1-2 кг на человека в сутки).

Вместе с тем в обществах уже приостановлена или отсутствует перемещение людей по вертикали (социальная мобилизация), а это необходимое условие общественного развития. Если этого нет, то в высших слоях (стратах) накапливается большое количество инертных, малоспособных к продуктивной деятельности людей, людей-разрушителей, а не созидателей. И напротив, значительные группы энергичных способных людей, не имеющих возможности подняться по социальной лестнице стараются найти другие пути, формы, способы и становятся выразителями общественного протеста и источником крайней нестабильности общества. Т.е. общество «бессмертных старых» маразматиков обречено на гибель

Отсюда главной проблемой и одновременно главным средством решения сегодняшних проблем видится человек, его ценностные ориентиры и установки. В своих исследованиях американский экономист Теодор У.Шульц, посвященных капиталовложениям, создающих и преумножающих человеческий капитал, показывает влияние на рост национального дохода, капиталовложений, которые умножают человеческие знания и профессиональное мастерство. Шульц ясно показывает, что продуктивность, эффективность, окупаемость такого рода капиталовложений гораздо выше, чем обычных «внечеловеческих». Но отношение к человеку, как и к богатству, которое можно увеличивать посредством капиталовложений, вступает в противоречие с доведенным до сверхпредела потребительством, с глубоко укоренившейся программой – «брать, но ничего не вкладывать» и «быстро, сразу, все за счет других». Пользование накопленным тысячелетиями богатством практически бесплатно и при этом варварское обращение с давшейся нам в наследство природой, ее ограбление и проматывание полностью развратило и привело к деградации слой верхушки общества и создало систему, где к власти может прийти только подлейший.

Самое удивительное что, то есть, кто раскручивает маховик потребительства, проедает, грабит будущее, как правило, не замечает в своих действиях ничего незаконного, а тем более противоправного. Эти люди не нарушают никаких законов, поскольку будущее нигде не защищено юридически. Более того, очень многие видят, что могут свободно распоряжаться не только собственной жизнью и всеми прочими материальными, духовными, нравственными ценностями, относящимися к сегодняшнему, а уже вернее, к будущему, одно из своих неотъемлемых прав и привилегий.

Чтобы создавалась подобная иллюзия, ими же создается соответствующий законный порядок, благодаря которому те грабят будущее, эксплуатируют нижестоящих. Это чтящие законы люди, а те, кто пытается что-то изменить, — преступники. Создана система, где, начиная от форм ведения хозяйства и форм производства до поведения честного человека, все участвуют в ограблении будущего, естественно в разной степени. Система потребительства не позволяет жить и существовать по-другому. И это тупиковое существование, т.е. необходимо менять эволюционным путем идеологию системы от потребительства к осознанному ограничению хотя бы на первом этапе, и воспитание культуре выживания.

References

1. Сущность глобальных проблем, их происхождение и пути решения. Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего https://https://https://studopedia.ru/3_89086_sushchnost-globalnih-problem-ih-proishozhdenie-i-puti-resheniya-vzaimodeystvie-tsivilizatsii-i-stsenarii-budushchego.html
2. Философия об общественном (процессе), его содержании и противоречивом развитии https://studopedia.ru/3_89085_haraktere.html
3. Фромм Э. Кризис психоанализа / перевод П. С. Гуревич. — М.: Аст, Полиграфиздат, 2010. — 256 с.
4. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и перспективы https://helpiks.org/7-16150.html