School bullying as a social phenomenon

UDC 33.502.338
Publication date: 29.05.2020
International Journal of Professional Science №5-2020

School bullying as a social phenomenon

Школьный буллинг как социальное явление

Telminova Aleksandra V.
graduate student,
Nosov Magnitogorsk State Technical University


Тельминова Александра Валерьевна
аспирант,
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема школьного буллинга. Обосновывается мысль о том, что школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой современного общества. В данной статье рассматриваются причины буллинга, а также предупреждающие признаки.

Abstract: This article discusses the problem of school bullying. The author substantiates the idea that school bullying is a serious global problem of modern society. This article discusses the causes of bullying and warning signs.
Ключевые слова: школьный буллинг, социальное развитие, буллинг, травля, развитие, агрессия, отношения.

Keywords: school bullying, social development, bullying, bullying, development, aggression, relationships.


В ситуации социального развития школьный буллинг является серьезной глобальной проблемой в социуме. В психолого-педагогической  науке вопрос буллинга представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся последнюю четверть века (И.С. Кон, Д.Б. Джексон,А. Миллер, и др.).

Английское слово буллинг (bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [2]. В скандинавских и англоязычных странах используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения человека), буллинг. В настоящее время издевательства определяются в научной литературе как длительный процесс осознанного жестокого отношения, физического и (или) психического, причиненого одним ребенком или группой детей другому ребенку (детям). Это явление содержит три важных компонента: буллинг — это агрессивное поведение, которое включает нежелательные негативные действия; буллинг охватывает модель поведения, многократно повторяющуюся с течением времени, а издевательства — это дисбаланс силы и авторитета [7].

Явление буллинга часто проявляется в детстве, и последствия для жертв могут длиться всю жизнь. Специалисты из Института образования ВШЭ провели исследование среди 1,5 тысячи старшеклассников и студентов первых-вторых курсов и пришли к выводу, что с буллингом в школах сталкивается около 35% учеников по всему миру. В России эта цифра составила 27,5%. Чаще всего жертвами травли становятся дети, чьи родители чрезмерно их контролируют дома и не оказывают эмоциональной поддержки [4].

Причины буллинга сложны и разнообразны.

В поведении ребенка всегда имеются предупреждающие признаки, что ребенок подвергается издевательствам или является хулиганом. Во всем мире существует множество программ и организаций, которые предоставляют услуги по предотвращению издевательств и информацию о том, как дети могут справиться, если они подвергаются издевательствам [1].

Как отмечает И.С. Кон, буллинг- это подкатегория агрессивного поведения, характеризующаяся следующими тремя минимальными критериями:

1) враждебное намерение (то есть вред, причиненный издевательствами, является умышленным);

2) дисбаланс власти (то есть, жестокое обращение может включать в себя абсолютное неравенство между проявляющим агрессию и жертвой);

3) неоднократное повторение негативного воздействия в определенных промежутках времени [5].

Далее И.С. Кон предлагает еще два дополнительных критерия  в дополнение к вышеупомянутым критериям:

— дистресс жертвы (жертва страдает от легкой до тяжелой психологической, социальной или физической травмы);

— провокация (издевательства мотивированы предполагаемыми преимуществами их агрессивного поведения) [5].

 Р. Торнберг и Э. Кнудсен приписывают часть причин издевательств социуму, в котором это происходит. Р. Торнберг и Э. Кнудсен заявляют в своем исследовании: «Атрибуция в школе означает приписывание причины запугивания школьной обстановке». Они говорят, что атрибуция в школе имеет две подкатегории: «скука в школе» и «плохая профилактика противозаконных действий». Скука в школе вовлекает ученика, которому больше нечего делать, кроме хулиганства. Плохая профилактика противозаконных действий может включать учителей и персонал, не проявляющих достаточной заботы для вмешательства, или школы, в которой не хватает учителей для учащихся. Это может привести к тому, что ученики будут чувствовать себя нежеланными или неважными из-за отсутствия ухода со стороны персонала школы [8].

Буллинг может угрожать физической и эмоциональной безопасности учащихся в школе и может негативно повлиять на их способность к обучению. Лучший способ решить проблему буллинга — это остановить его до его начала. Есть много разных групп, которые могут вмешаться, чтобы решить проблему буллинга (и кибербуллинга) в школах: родители, учителя и руководство школы [6]. Наиболее часто используемые учителями стратегии по предотвращению этого – общение, посредничество и обращение за помощью [4]. Обучение школьного персонала и учеников профилактике и устранению буллинга может значительно улучшить ситуацию в школах. Нет федеральных мандатов на программы по профилактике булинга или обучения персонала профилактике буллинга в школьной среде. В дополнение к решению проблемы запугивания, прежде чем оно произойдет, отличной стратегией профилактики является обучение студентов приёмам профилактики буллинга [3].

Таким образом, профилактика буллинга в образовательной среде может осуществляться различными способами. Профилактика буллинга – это комплексная психолого-педагогическая и социальная работа. Она не может осуществляться без таких специалистов, как психолог, педагог, социальный педагог, родитель. В данной проблеме требуется целенаправленная работа с привлечением в нее всех специалистов.

References

1. Алексеева Л.С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение. М.: 2016. 180.
2. Буллинг как форма проявлении агрессии в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bspu.by/blog/korzun/article/publish/bulling-kak-forma-proyavlenii-agressii-v-podrostkovom-vozraste.буллинг - 3
3. Гаффни Х. Оценка эффективности программ профилактики издевательств в школе: обновленный мета-аналитический обзор. М.: 2019. 111-133
4. Джексон Д. Б. Хулиганская виктимизация и здоровье детей и подростков: новые данные NSCH. М.: 2016. 60-66.
5. Кон, И.С. Школьное насилие: буллинг и хейзинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kon/1/j62.html
6. Лоренц К. Агрессия: так называемое «зло». М.: Прогресс. 2016 .198.
7. От травли в школе до унижений в соцсетях. Буллинг, который растет и тупеет [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://360tv.ru/news/tekst/ot-travli-v-shkole-do-unizhenij-v-sotssetjah-bulling-kotoryj-rastet-i-tupeet/.
8. Торнберг Р. Подростковый буллинг. М.: 2016. 57.