Современная культура и технологии изучения литературы в школе

UDC 372.882
Publication date: 19.08.2016
International Journal of Professional Science №1-2016

Современная культура и технологии изучения литературы в школе

Modern culture and technologies of learning literature at school

Гетманская Елена Валентиновна
Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Getmanskaya Elena Valentinovna
Moscow State Pedagogical University, Moscow
Аннотация: Процесс изучения литературы в старших классах отражает противоречия, свойственные современной культуре, в частности, такие её качества, как клиповость и мозаичность. У литературы как у школьного предмета достаточно специфических средств по преодолению этих явлений. Одно из них − организация альтернативного визуального ряда литературного музея, отражающего как историко-литературный процесс, так и путь духовных исканий художника слова.

Abstract: The process of studying literature in high school reflects the contradictions which are inherent to modern culture, in particular, clip bases and mosaicity. There is quite specific means in literature to overcome these effects. One of them is the organization of alternative visual range of literature Museum, reflecting both the historical-literary process and the path of spiritual quest of the artist of the word.
Ключевые слова: культуроориентированый визуальный ряд, биография писателя, музейный текст, средства осмысления культуры

Keywords: Culturalliteracy visual range, writer’s biography, museum text, means of understanding culture


В Российской Национальной программе поддержки и развития чтения сказано: «Возрастающий дефицит конструктивных идей и знаний в российском обществе (на фоне нарастания других острых общесистемных проблем) усиливается резким снижением у населения интереса к чтению. Современная ситуация с чтением в России характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» [1, c. 3].

Дело в том, что с помощью СМИ и компьютера мы создали подростка, носителя визуальной, мозаично-клиповой культуры, не способного долго сосредоточиться на одном источнике, требующего постоянной смены декораций, картинок, как в мультфильмах или компьютерных играх. Процесс нарастающей визуализации получения информации – объективная реальность, остановить его мы не в силах. Но мы способны предъявлять учащимся свой, очищенный от масскульта, культуроориентированый видеоряд, который в состоянии вызывать работу мысли и творческого воображения.

В освоении учащимися старших классов курса литературы важное место занимает биография писателя. Связь жизнеописания с культурным пространством эпохи – одна из задач историко-литературного школьного курса. Биография – это ключ к изучению произведений писателя и, что не менее важно, самостоятельный историко-культурный текст, особенно в России, где классическая литература всегда выходила за рамки изящной словесности. Чтобы жизненная легенда писателя обрела в сознании школьника свойства текста культуры, возможностей урока литературы недостаточно. Учитель и ученики в действительности или виртуально должны выйти из стен школы, должны «вдохнуть» жизнь писателя. В этом смысле помощник учителя – литературный музей. В статье, рассматривающей литературный музей как дидактическое средство, мы указывали на общность дидактики  литературного музея и школьного предмета «литература»: «это и творческий путь автора, и его художественные тексты, причём тексты в музее являются и частным материалом экспозиции (рукописи, черновики и т.д.). Кроме, существует и некий метатекст литературного музея, который позволяет представлять историко-литературный процесс в широком историко-культурном контексте» [2, с.55]. В методике бытует мнение: изучение писательской биографии – это, своего рода, иллюстрация определённых этапов его творчества. Вовсе отказаться от этого тезиса нельзя: опыт жизни и опыт творчества – синкретическое целое. Но сегодня, в период резкого снижения интереса к чтению, биография писателя, представленная жанром своеобразного музейного текста, может обрести более широкое эстетическое и культурное звучание.

Писательская биография – категория культурного наследства. Б.В. Томашевский в своё время писал: «историку литературы нужна только такая биография, в которой запечатлена «идеальная биографическая легенда» — живущее в читательской среде представление о художнике: не послужной список и следственное дело, а та творимая автором легенда его жизни, которая единственно и является литературным фактом» [3, с. 8].

Текст писательской биографии обретёт культурную ценность, если «выплеснется» за рамки традиционного урока и будет представлен дополнительно в овеществлённом мемориальном пространстве. В то же время, приводя школьников в музей, мы оказываемся в ситуации романа Е. Замятина, когда главный герой, попадая в Древний Дом, стремится увидеть только утилитарное назначение предметов. Но предмет в этом доме, по мысли автора, не функция, он ценен сам по себе, он – подлинник времени. Современный школьник в восприятии музейной среды близок к героям антиутопии – ему также трудна притягательная иррациональность музея и, особенно, музея литературного. При этом очевидно, что писательская биография, освоенная в литературном музее, чрезвычайно информативна и образна. У литературного музея есть свой специальный метод погружения в культуру эпохи. Речь идёт о некоем «метатексте» музея, который прочитывается «по правилам чтения» музейной информации, обретая общекультурное звучание. Подрастающее поколение постиндустриальной России вместе с серийностью в одежде, с модой на одни и те же предметы потребления теряет понимание эталонной предметной культуры. Из нашей жизни уходит способность ощущать уникальность подлинника, его историческую, образную, духовную наполненность, которая всегда присутствует в музее писателя. Как мы подчёркивали ранее в своей монографии, «эффективность формирования духовной культуры личности в литературном музее в значительной мере определяется установлением исходного уровня культуры личности старшеклассника, типизацией уровней его музейной культуры, совершенствованием индивидуальной учебной деятельности учащегося в пространстве музея» [4, с. 188]. Задачи, которые решаются в процессе изучения историко-литературного курса средствами литературной экспозиции, выглядят следующим образом:

  • познакомить учащихся с биографией и творческой судьбой писателя, не дублируя хрестоматийные биографические тексты;
  • развить художественное восприятие учащихся: научить отличать подлинные произведения искусства от суррогата;
  • осмыслить сакральность подлинника в музее писателя, где значимый подтекст будет иметь и заявление А. Н. Островского о приёме его на службу в Совестный суд, и мужские галоши, сшитые Л.Н. Толстым;
  • привить умение «видеть» общие вехи историко-литературного процесса сквозь музейно-биографический текст.

Исходя из возрастных психолого-педагогических доминант, наиболее «отзывчивы» для восприятия литературной экспозиции старшеклассники, им может быть посильна метафоричность и широкая культурообразующая ассоциативность «музейного текста». С обретением навыков «чтения» музейной информации, старшеклассник выходит на новый уровень овладения историко-литературным курсом. Иная (не классно-урочная) обучающая среда, в нашем случае среда литературного музея, сама по себе несёт потенциал открытия, т.к. предполагает:

а) существование в ней иных эстетических законов;

б) иной источник получения знаний (не учитель, не учебник);

в) иные методы освоения «биографической легенды» писателя.

Определённая неизведанность среды литературной экспозиции для старшеклассников обусловливает масштаб подготовительной работы педагога и учащихся с экспозицией. Перед погружением в пространство литературной экспозиции учащиеся работают с вопросниками-ориентирами, которые направляют их последующее восприятие и осмысливание биографии писателя в музейной среде.

Рассмотрим вопросник-ориентир по изучению биографии писателя, составленный на материале экспозиции саратовского музея-квартиры Н.Г. Чернышевского (в скобках даются предполагаемые ответы учащихся):

  1. Какие известные журналы своего времени выписывал отец Н.Г. Чернышевского для домашнего чтения? («Современник», «Отечественные записки»).
  2. Где учился Н.Г. Чернышевский до отъезда в Петербургский университет? (В Саратовской семинарии, где окончил три курса).
  3. Поразмышляйте, почему отец Николая Гавриловича предпочёл дать сыну первоначальное духовное образование? (Г.И. Чернышевский сам закончил Пензенскую семинарию и был протоиреем Сергиевской церкви в Саратове).
  4. Из-за чьей личной симпатии к образу русского писателя был подписан в 1920году году декрет об открытии в Саратове музея Н.Г.Чернышевского? (Глубокую симпатию к жизненному подвигу и творчеству Н. Г. Чернышевского испытывал председатель большевистского правительства России В.И. Ленин).
  5. В Петербургском университете Н. Г. Чернышевский поступает на философское отделение. По совету декана факультета Фишера он переходит на другой факультет университета. Какое отделение заканчивает Н. Г. Чернышевский? (Отделение русской словесности).
  6. Что послужило конкретным поводом для ареста и заключения Н.Г.  Чернышевского в Петропавловскую крепость? (Упоминание имени Чернышевского в прочитанной полицией записке А.И. Герцена из Лондона).
  7. Почему в музее находится фотография народника Германа Лопатина? (Именно Г. Лопатин пытался организовать побег Н. Г. Чернышевского за границу с вилюйской каторги).
  8. Кому из русских поэтов, современников Н. Г. Чернышевского, принадлежит стихотворение, находящееся в экспозиции музея и посвященное писателю: «Его ещё покамест не распяли…»? (Н.А. Некрасову).
  9. Кто был первым директором и основоположником традиций музея Н. Г. Чернышевского? (Младший сын писателя, Михаил Николаевич Чернышевский).
  10. В связи с долгим пребыванием писателя на каторге до нас дошло немного личных вещей писателя. Назовите запомнившиеся вам подлинные вещи, принадлежащие Н.Г. Чернышевскому, из музейной экспозиции.

(Письменный стол, кресло и шкаф, а также очки, бокал, янтарный мундштук в футляре, ножи для разрезания бумаги, стеклянная баночка, служившая чернильницей, стальные перья, шахматы, венчальные перчатки Н.Г. и О.С. Чернышевских).

Предложение подобных вопросов-ориентиров  учащимся перед посещением литературной экспозиции, безусловно, выходит за рамки биографической хронологии и фактологии. Такое «прочтение» биографического текста писателя с помощью музейных реалий предполагает:

  • осознание культурной значимости подлинника, личной вещи писателя в масштабе национальной культуры;
  • интерпретацию фактов писательской биографии;
  • возможность через подлинники и факты биографии писателя, представленные в экспозиции, выстроить целостную модель современного ему среза культуры.

Музейное «чтение» биографии в силу значительной степени свободы в осмыслении жизненных коллизий писателя укрупняет видение писательской биографии, биографический музейный текст становится потенциальным средством осмысления старшеклассниками национальной культуры и возрождения интереса к прочтению произведений писателя.

References

1. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст]: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский Книжный Союз: М., 2007. – 19 с.
2. Гетманская Е.В. Литературный музей как дидактическое средство изучения литературы в старших классах // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. −2006. − №8. − С. 52 -55.
3. Томашевский, Б. В. Литература и биография [Текст] / Б. В. Томашевский // Книга и революция: М., 1923, №4(28), C.8-9.
4. Гетманская Е.В. Формирование духовной культуры старшеклассника в пространстве литературного музея: Монография. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 204 с.