Abstract: Without a doubt, one of the most important components of a person's cultural life for many centuries has been literature, and its physical expression is a book. But under the influence of digitalization, both literature and the book are changing more and more. This article examines the history of the creation of an electronic book, the prerequisites for its appearance and the advantages and disadvantages of a new digital form. The article considers the concept of "collaborative mind" as one of the fundamental features of the new ecosystem of e-books, since it unites not only the creation of a book, but also its use. The analysis of new models of interaction between the author, publisher and reader, made possible by the development of information technologies, is also carried out. Thanks to digitalization, the publisher's influence on the author is minimized. The author today does not have to send the manuscript to the publisher and wait months for a response. Digitalization makes it possible to publish works on special electronic platforms. Also, the author himself has the right to decide on his own whether to design the appearance of his book, proofreading, editing, or hire specialists. Digitalization has already greatly influenced the world of literature and book publishing, but the processes of changing the role of the author, publisher, and reader do not stop, but continue to actively undermine the traditional system. In this regard, many issues related to the convenience of perception of electronic text and the regulation of legal relations in the Internet space will have to be solved in the future.
Keywords: digitalization; electronic book; author; reader; collaborative mind.
1.ВВЕДЕНИЕ
Литература издавна занимала важное место в культурной жизни общества и, разумеется, претерпела множество изменений в связи с его развитием и эволюцией. Часть из них была связана с созданием собственно книги. С момента появления процесс книгоиздания сильно трансформировался, преобразилась и сама книга. Задолго до возникновения привычной для современного человека конструкции книги из множества скрепленных между собой страниц, тексты писались на глиняных табличках, свитках пергамента или папируса, бересте. Постепенно книга приобрела привычную нам форму, но все равно значительно отличалась от современной: текст написан от руки, а обложка часто украшена драгоценными металлами и камнями. В пятнадцатом веке появляется книгопечатание, к девятнадцатому веку оно становится все более механизированным [1]. Но технологии не останавливаются и продолжают развиваться.
- АКТУАЛЬНОСТЬ И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования данной работы представляет изучение цифровизации в области литературы.
Предметом исследования является изучение роли информационных технологий в развитии электронной книги.
В 70-х годах двадцатого века начинается процесс цифровизации книги, в результате чего возникает ее новая форма – электронная. Родоначальником ее считается Майкл Харт, студент Иллинойского университета. В 1971 году он получил доступ к одной из ЭВМ и решил перевести в электронный формат самые известные тексты мировой литературы, первым из которых стала «Декларация независимости» [5].
Появление электронных книг вызвало большое количество обсуждений о преимуществах и недостатках новой цифровой формы.
Несомненным достоинством электронного формата является доступность книги. Причем под доступностью подразумеваются следующие аспекты. Во-первых, покупку электронной книги можно произвести мгновенно через интернет-магазин, занимающийся их реализацией. Во-вторых, тираж электронной книги (в форме изданий сетевого распространения) не ограничен, и купить ее сможет любой желающий, не создавая дефицита.
Еще одним преимуществом цифровой книги является ее компактность. Смартфон или ридер (устройство для чтения электронных книг) способны вместить себя целую библиотеку [4].
В статье Д. А. Золотарева и Т. В. Белико «Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде» выделяются следующие преимущества электронного формата [2]:
- возможность свободного изменения текста;
- возможность нелинейного повествования за счет гиперссылок;
- возможность дополнения визуальной информации аудио и интерактивными эффектами.
В той же статье Д. А. Золотов и Т. В. Белико говорят о том, что данные преимущества одновременно являются и проблемой электронного текста, поскольку он «существенно проигрывает печатным изданиям по психологическому комфорту и удобству на уровне простого манипулирования» [2].
Кроме того, при чтении электронных книг мы лишены эстетического восприятия самой книги, тактильных, обонятельных ощущений от бумаги и книгопечатной краски [4].
Но перечисленными выше фактами воздействие цифровизации на книгоиздание не ограничивается.
Информационные технологии меняют не только физическое воплощение книги, но и роли людей, которые имеют к ней непосредственное отношение: автора, издателя и читателя.
Долгое время автор был полностью зависим от издателя, ведь без последнего книга не могла выйти в свет.
- МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При написании данной работы использовались следующие методы исследования: метод компонентного анализа, который применялся при изучении исторического развития книги и ее переход в электронный вид; метод лингвокультурологического анализа, с помощью которого был сделан вывод о важности и необходимости информационных технологий в становлении электронной книги; синхронно-описательный метод позволивший представить полученные данные последовательно и теоретически непротиворечиво.
- РЕЗУЛЬТАТЫ
Благодаря цифровизации, автору сегодня не обязательно посылать рукопись в издательство, а потом в течение нескольких месяцев ждать ответа, опубликуют ли его произведение. Вместо этого он может обратиться на специальную площадку для публикации электронных книг. В России такими площадками, например, являются «ЛитРес» и «Ridero». Автор решает будет ли он самостоятельно заниматься оформлением внешнего вида своей книги, корректурой, редактурой или же наймет специалистов в данных областях, которых опять же может найти сам или же воспользоваться услугами, издательской площадки. Таким образом, влияние издателя на автора минимизируется.
До сих пор мы говорили об уже готовой книге, но цифровизация дала авторам еще одну возможность: написание книги в режиме онлайн. Конечно, и раньше произведения выпускались по частям, например, в литературных журналах. Но современные технологии серьезно изменили этот процесс. Существуют онлайн-площадки, позволяющие автору публиковать свое произведение по мере написания частей. Одной из таких площадок является уже упомянутый нами выше «ЛитРес». Особенность данного вида публикации заключается во взаимодействии автора и его аудитории, которая способна дать быстрый комментарий на выпущенный текст и повлиять на дальнейшее развитие произведения. Еще более ярким примером такого типа отношений между автором и читателем является «Книга фанфиков». Из самого названия уже ясно, что данный сайт изначально предназначался для написания фанфиков – историй, созданных по мотивам различных произведений. Кроме, собственно, фанфиков, на данном сайте публикуются и оригинальные произведения. Как правило, автор выкладывает одну главу, получает отзывы читателей и пишет следующую. При таком положении вещей читатель становится полноправным участником процесса написания книги, высказывая в комментариях пожелания автору, которые тот учтет и воплотит в жизнь, если посчитает нужным. Кроме того, читатели добровольно берут на себя функции редакторов и корректоров, указывая автору на ошибки и неточности в его произведении, а также исправляя данные проблемы при наличии доступа. Здесь мы сталкиваемся с феноменом коллаборативного разума, о котором говорит К. Костюк в статье «Формирование экосистемы электронной книги и трансформации книжного рынка»: «Коллаборативный разум – одна из фундаментальных особенностей новой экосистемы электронной книги: ибо она объединяет воедино не только создание книги, но и ее использование.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если раньше те, кто создавали книгу, ее «не читали», подходили сугубо с точки зрения коммерческого и производственного интереса, то теперь невозможно провести грань, где завершается процесс создания книги и начинается процесс ее потребления, где одно сообщество идентифицирует себя исключительно как авторское, а другое – как читательское» [3].
Цифровизация уже сильно повлияла на мир литературы и книгоиздания, но процессы изменения роли автора, издателя, читателя не останавливаются, а продолжают активно расшатывать традиционную систему. В связи с этим, в будущем предстоит решить множество вопросов, связанных с удобством восприятия электронного текста и регулированием правовых отношений в интернет-пространстве.
References
1. Говоров А. А., Куприянова Т. Г. История книги: Учебник для вузов [Электронный ресурс]. URL: https://history.wikireading.ru/304694 (Дата обращения: 01.05.2021).2. Золотарев Д. А., Белико Т. В. «Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде»// Известия Самарского научного центра Российской академии наук [Электронный ресурс]. 2011, Т. 13, №2. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2011/2011_2_215_220.pdf (Дата обращения: 01.05.2021).
3. Костюк К. «Формирование экосистемы электронной книги и трансформация книжного рынка»// Pro-Books.ru [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://pro-books.ru/sitearticles/13550 (Дата обращения: 01.05.2021).
4. Маркова К. В. «Электронная книга как современный культурный феномен» // Историческая и социально-образовательная мысль [Электронный ресурс]. 2016. Т. 8, №6/1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-kniga-kak-sovremennyy-kulturnyy-fenomen/viewer (Дата обращения: 04.05.2021).
5. Шнайдер А. «Краткая история электронных книг»// Publish [Электронный ресурс]. URL: https://www.publish.ru/articles/201010_15518698 (Дата обращения: 01.05.2021).