Efficiency of state support of innovation-active enterprises of the military-industrial complex in terms of diversification of production

UDC 338.24
Publication date: 03.05.2019
International Journal of Professional Science №5-2019

Efficiency of state support of innovation-active enterprises of the military-industrial complex in terms of diversification of production

Эффективность государственной поддержки инновационно-активных предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях диверсификации производства

Batkovsky Alexander Mikhailovich
Fomina Alena Vladimirovna

1. Doctor of Economic Sciences,
Corresponding member of the Academy of military Sciences,
Moscow, Russian Federation
2. Doctor of Economic Sciences,
Corresponding member of the Academy of military Sciences,
Moscow, Russian Federation


Батьковский Александр Михайлович
Фомина Алена Владимировна

1. доктор экономических наук,
член-корреспондент Академии военных наук,
г. Москва, Российская Федерация
2. доктор экономических наук,
член-корреспондент Академии военных наук,
г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: The article investigates the problem of increasing the efficiency of diversification of military production. One of the directions of its solution is the state support of diversification activities carried out by innovative and active enterprises of the military-industrial complex. The tools of evaluation of these activities, including a system of basic and auxiliary indicators of this assessment and algorithms for their calculation. The use of the considered tools in practice will improve the validity of diversification measures and, accordingly, the effectiveness of the innovation-active enterprises of the military-industrial complex.

Abstract: В статье исследована проблема повышения эффективности диверсификации военного производства. Одним из направлений ее решения является государственная поддержка диверсификационных мероприятий, осуществляемых инновационно-активными предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Предложен инструментарий оценки указанных мероприятий, включающий систему основных и вспомогательных показателей данной оценки и алгоритмы их расчета. Использование рассмотренного инструментария на практике позволит повысить обоснованность диверсификационных мероприятий и, соответственно, эффективность деятельности инновационно-активных предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Ключевые слова: enterprise, military-industrial complex, diversification, state support, tools.

Keywords: предприятие, оборонно-промышленный комплекс, диверсификация, государственная поддержка, инструментарий.


Введение

Разработку критериев эффективности государственной поддержки диверсифицируемых предприятий оборонно-промышленного комплекса целесообразно, по нашему мнению, осуществлять в разрезе следующих направлений анализа [1; 2]:

1) экономичности, которая характеризует достижение результатов с минимальным использованием ресурсов;

2) эффективности, определяющей соотношение между эффектом и затратами диверсификационной деятельности;

3) результативности, характеризующей уровень достижения целевых результатов диверсификации.

При рассмотрении эффективности государственной поддержки ОПК необходимо установить наличие экономической, социальной, экологической, технологической, а также косвенной (вспомогательной) и других её видов. Следовательно, в зависимости от целевого направления государственной поддержки ОПК критерии эффективности должны разрабатываться с учетом достижения следующих целей:

– технологических, показывающих увеличение эффектов от внедрения инженерных и организационных решений в производственных циклах предприятий ОПК;

– экономических (коммерческих), характеризующих отдачу от использования дополнительного прироста инвестированных средств;

– экологических, определяющих результаты усилий предприятий ОПК по защите и восстановлению окружающей среды, включая снижение вредных выбросов и других нагрузок на неё;

– социальных, оценивающих вклад в обеспечение занятости, снижение социальной напряженности в регионе и защиту материальных и иных интересов персонала предприятий, за счет вложений средств в развитие социальной инфраструктуры предприятия (создание рабочих мест, обеспечение персонала медицинскими услугами и др.) [3; 4; 5].

Получение предприятием ОПК прибыли не является единственным критерием эффективности государственной поддержки его деятельности, т.к. по ее социальной, технологической и экологической составляющим имеются иные цели. В то же время, неприбыльное предприятие не имеет возможности нести ответственность в полном объеме в рамках экологической и технологической составляющих, финансировать социальные и иные расходы, связанные с реализацией программ диверсификации.

Привлечение государственных средств приводит к получению предприятием ОПК прямых и косвенных эффектов, которые должны стать объектами оценки на различных этапах мониторинга целевого использования средств [6].

Методы и методики оценки эффективности государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих диверсификацию военного производства

Для решения рассматриваемой задачи наиболее целесообразным, с нашей точки зрения, является методический подход к построению системы индикаторов оценки эффективности использования средств государственной поддержки, выделяемых предприятиям ОПК, основанный на сравнительном анализе показателей с целевыми уровнями, характеризующими критическую конкурентоспособность поддерживаемого предприятия (рисунок 1).

Подробнее…..

References

1. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Хрусталев Е.Ю. Оптимизация управления развитием оборонно-промышленного комплекса в современных условиях. // Электронная промышленность. – 2014. – №3. – С. 48-58
2. Самородов Е.М., Марченкова Л.М., Кузнецова Л.М. Особенности управления предприятиями государственного сектора экономики: совершенствование организационно-экономического механизма. // Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. – № 12. – С. 1949 – 1964
3. Ситников С.Е. Оценка эффективности инвестиций в предприятия оборонно-промышленного комплекса. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 1. С. 34–40
4. Тресорук А.А., Фролов И.Э. Стратегический подход к организации производства инновационной продукции в оборонно-промышленном комплексе России. // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2016. – С. 147-161
5. Батьковский А.М., Батьковский М.А. Теоретические основы и инструментарий управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса. – М.: Тезаурус. – 2015. – 128 с.
6. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Гордейко С.В., Мерзлякова А.П. Оценка экономической устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса. // Аудит и финансовый анализ. – 2011. – № 6. – С. 120-126
7. Яруллина И.Х. Анализ возможностей успешной реализации проектов инновационного развития оборонно-промышленного комплекса. // Власть. – 2017. – №1. – С. 87-90
8. Батьковский А.М., Батьковский М.А., Мерзлякова А.П. Прогнозирование инновационного развития предприятий радиопромышленности. // Радиопромышленность. – 2011. – № 3. – С. 32-42
9. Военкова (Вологжанина) Н.И. Актуальные проблемы развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации и пути их решения. // Экономические стратегии. – 2015. – №8. – С. 74-77
10. Караваев И.Е. Основные меры государственной поддержки инновационного развития предприятия оборонно-промышленного комплекса. // Экономические отношения. – 2012. – Т. 2. – № 1. – С. 10-19
11. Шигабутдинов А.Ф. Государственная поддержка инновационной деятельности в России. // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 1. – С. 3-9
12. Варшавский А.Е., Макарова Ю.А. Повышение показателей эффективности ОПК на основе расширения производства продукции гражданского назначения. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т.14, вып.7. – С. 1199-1219
13. Батьковский А.М., Мерзлякова А.П. Оценка инновационных стратегий предприятия. // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – № 7. – С. 10-17
14. Хаиров Б.Г., Хаирова С.М., Ковалев В.А. Форсайт-инструментарий государственной поддержки производственно-логистических кластеров в условиях реализации программы импортозамещения. // Российское предпринимательство. – 2018. – Т. 19. – № 10. – С. 2763-2770
15. Караваев И.Е. Совершенствование государственной поддержки инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях усиления влияния факторов риска. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 48. – С. 52-62
16. Бородакий Ю.В., Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Кравчук П.В. Моделирование процесса разработки наукоемкой продукции в оборонно-промышленном комплексе. // Вопросы радиоэлектроники, серия Электронная вычислительная техника (ЭВТ). – 2014. – № 2. – С. 21-34
17. Минеева В.М. Система государственной поддержки предпринимательства в условиях цифровой экономики. // Креативная экономика. – 2019. – Т. 13. – № 2. – С. 271-278
18. Батьковский А.М., Батьковский М.А. Инновационная модернизация оборонно-промышленного комплекса России. – М.: онтоПринт. – 2014. – 175 с.
19. Самофалова О. ВПК важно не повторить ошибки «конверсии по-советски» // Взгляд. 31 октября 2017. – Режим доступа: https://vz.ru /economy/2017/10/31/892112.html (дата обращения: 12.04.2019.)
20. Бажанов В.А., Соколов А.В. Инновационная значимость оборонно-промышленного комплекса. // ЭКО. – 2008. – № 3. – С. 3-20
21. Лебедев В. С чего начать новую индустриализацию. // Эксперт. – 2013. – №12. – С.38-42