Peculiarities of inculturation of youth in the conditions of globalization

UDC 316.736
Publication date: 30.11.2021
International Journal of Professional Science №10-2021

Peculiarities of inculturation of youth in the conditions of globalization

Особенности инкультурации молодёжи в условиях глобализации

Мишина Т.В.
Кондакова Н.С.

1. Кандидат философских наук
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма»
2. Кандидат философских наук, доцент
ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»


Mishina T.V.
Kondakova N.S.

1. FSBEI HE "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism"
2. FSBEI HE "Trans-Baikal State University"
Аннотация: В статье рассмотрены особенности инкультурации молодежи в условиях универсализации культуры современного мира. Описаны проблемы «обезличивания» этносов, «стирание» их культурных особенностей, их исторической и природной уникальности в рамках этнокультурной глобализации. Указаны факторы, негативно влияющие на процесс инкультурации и этнической идентичности молодого поколения.

Abstract: The article examines the features of the inculturation of youth in the context of the universalization of the culture of the modern world. The problems of "depersonalization" of ethnic groups, "erasure" of their cultural characteristics, their historical and natural uniqueness within the framework of ethnocultural globalization are described. The factors that negatively influence the process of inculturation and ethnic identity of the younger generation are indicated.
Ключевые слова: инкультурация, ценностные ориентации, глобализация, личность, идентичность.

Keywords: inculturation, value orientations, globalization, personality, identity.


Процесс инкультурации представляет собой процесс вхождения индивида в культуру, принятия ее и идентификацию с ней. В последние годы, ученные различных отраслей гуманитарного знания употребляют термин «глобальная культура», под которым понимают некую общую единую культуру стирающую этнические, конфессиональные и иные различия. Данная универсализация закономерно влечёт за собой «обезличивание» этносов, «стирание» их культурных особенностей, их исторической самобытности [1].

Современная социокультурная обстановка позволяет нам выявить определенный ряд негативных проявлений, отражающихся в сфере духовной жизни детей и молодежи. Например, отметим, тот факт, что, отстраняясь от реальной этнической идентичности с родным этносом, молодые люди утрачивают национально-нравственные ориентиры, отказываясь от ценностей и традиционного уклада своего народа.  То есть, этническое смешение дезориентирует молодое поколение вырабатывая всеобщую систему ценностей, нормативов, традиций.

Любые изменения в социально-экономическом укладе страны непременно отражаются в социокультурной сфере.  Приобщение к культуре (инкультурация) человека подвергается искажению, подстраиваясь под новую систему происходит отрицание прежней, искажении норм, переоценка ценностей, что не характерно для стабильно развивающегося общества.  Как отмечает Нигматулина В.И. «Если до рыночных преобразований у субъекта имелась сложившаяся и относительно устойчивая ценностно-нормативная база, то в условиях свершившихся социально-экономических преобразований ценностная база личности приобрела расплывчатый характер» [3]. Возможных вариантов выбора культурных ориентиров оказывается слишком много, что, несомненно, осложняет процесс инкультурации, придает его результатам непредсказуемый, стихийный характер. Социум, в котором нет четко выработанной, не изменчивой инкультурационной системы представляет собой разрозненную массу людей, не имеющую общую систему норм, ценностей и нравственных ориентиров.

Сегодня, социокультурное пространство усиливает кризис идентичности подрастающего поколения. Под влиянием запада, через телевидение и средства массовой информации стирается значимость самоидентификации с этнической группой, даже гражданская идентичность и чувство коллективизма претерпевают колоссальную трансформацию. Подростку проще себя отождествлять с представителями какой-либо субкультуры, стремиться в определенную социальную группу, чем говорить о своих этнических корнях. Достижение идентичности возможно только тогда, когда общество оказывает позитивное, созидающее влияние на личность, обеспечивая устойчивую позитивную социализацию индивида [4].

Из-за представленных явлений в подростковой среде, мы все чаще сталкиваемся с психологическими заболеваниями, требующими особого внимания. Психологи отмечают, такие явления как: утрата социального оптимизма, неверие в себя, аномия, самоизоляция, толкают к суицидальным поступкам. Одной из причин является несоответствие ожиданиям. Разъясним.  Например, наблюдая за «блогерами миллиониками» (блогеры имеющие более 1000000 подписчиков) в социальных сетях, за тем как они живут, сколько зарабатывают, на что тратят, что могут себе позволить в возрасте 17-20 лет, подросток начинает сравнивать себя с ними, и развивать в себе определенные комплексы, отвечая на вопрос «почему они смогли, а я нет?».

На наш взгляд, прежняя традиционная система социализации и инкультурации молодежи сегодня сильно трансформирована и американизированная – предлагает входящему поколению совершенно иную систему ценностей, содержание которых весьма далеко от традиционного менталитета русского человека. Инкультурация личности есть процесс, представляющий собой длительный период в жизни человека, который является одновременно и сложным, и незаметным: «Любому из нас необходимо определенное умение приспособляться к обществу, иначе мы обречены на неспособность ладить с окружающими, изоляцию и одиночество» [3].

В современном кризисном обществе процесс инкультурации для личности оказывается чрезвычайно сложным, затрудненным, внутренне противоречивым; в нем выразительно проявляется стихийность, как и отсутствие твердых, прочных регулятивов, определяющих нормативные границы в поведении и отношениях между людьми [2]. Говоря о проблемах инкультурации молодежи, отметим, что современные подростки более жестоки и циничны, им не хватает гуманности и человечности в отношениях друг к другу. Средства массовой информации заставляют смотреть их на жизнь с индивидуалистической, эгоистической точки зрения, с позиции «иметь», а не «быть». Качество жизни измеряется ими количеством приобретенных вещей, а не духовных ценностей.

Вследствие разрушения традиционных механизмов социализации подростков и юношества, включения их в систему социальных отношений происходит стремительная деструкция ценностного ядра национального самосознания российской молодежи, ее базовых национально-культурных ценностных ориентиров [5]. Молодому поколению сложно, порой невозможно освоить и понять важность твердого следования своим национальным культурным традициям. Традиционные ценности и нормативы вступают в культурный конфликт с образцами и ценностями современной эпохи, и подросток, пытаясь «встроиться» в новую эпоху, выбирает то, что «типично», что «массово», что «выбирают все», что «легко потребляется» и не вызывает внутриличностного конфликта. Так «стандарты» «массовой культуры» становятся смыслами и ценностями значительной части российской молодежи, стирающие этнотипические особенности и порождающие кризис этнической идентичности. Определение себя часть определённого этноса, частью определенной социальной группы, следование традициям своего народа, является результатом процесса социализации индивида, осознания своего в системе социальных отношений.

Таким образом. Мы можем сказать, что неконтролируемые государством информационные потоки в социальных сетях, в сети интернет и по телевидению оказывают негативное влияние на процесс инкультурации, вхождения в определённую культуру, а в следствии и на социализации современной молодежи.

Успешная инкультурация молодежи, формирование внутренних убеждений подростками под влиянием внешней среды, выбор определенной системы духовно-нравственных ценностей предполагает наличие условий для самоиндетификации молодежи, осознания своей принадлежности к истории и культуре своего этноса. Необходимо целенаправленно создавать среду, в которой такое родство с национальной культурой порождало бы в личности ощущение внутреннего единства, формировало общность переживаний и настроений, смыслов и ценностей.

References

1. Битарова Л.Г., Бич Ю.Г. Экзистенциальное осмысление человека в массовой культуре. Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2018. Т. 1. С. 86-90.
2. Булатников И. Е. Деструкция морального сознания в современном российском обществе как проблема социального воспитания молодежи // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – № 3 (19). – С. 43-57.
3. Нигматулина В.И. Особенности процесса инкультурации молодых людей в современном мире. Киров, 2004. – 161 c.
4. Тонковидова А.В., Найденко Е.А. Универсальные компетенции: онтологическое основание и культурологические аспекты.
Культурная жизнь Юга России. 2020. № 2 (77). С. 124-127.
5. Фомина М.Н., Лига М.Б. Ценности в контексте диалога культур. В сборнике: Россия - Китай: диалог в условиях глобализации = 俄罗斯 - 中国:全球化条件下的对话. Сборник статей I Международного российско-китайского симпозиума. Ответственный редактор М.Н. Фомина. Чита, 2019. С. 223-226.