System approach in the study of preschool education: essential characteristics

UDC 373.24
Publication date: 01.03.2021
International Journal of Professional Science №3-2021

System approach in the study of preschool education: essential characteristics

Системный подход в исследовании дошкольного образования: сущностные характеристики

Leksakova Nadezhda Vladimirovna
post-graduate student of the Department of Education,
Saratov National Research State University


Лексакова Надежда Владимировна,
аспирант кафедры педагогики,
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
Аннотация: В статье рассматриваются особенности системного подхода в дошкольном образовании, его использование как инструмента, который позволяет изучить все аспекты организации. Предпринята попытка определения сущностных характеристик системного подхода.

Abstract: The article discusses the features of the system approach in preschool education, its use as a tool that allows you to study all aspects of the organization. An attempt is made to determine the essential characteristics of the system approach
Ключевые слова: дошкольная организация, системный подход, система, системное мышление, характеристика систем


Keywords: preschool organization, system approach, system, system thinking, system characteristics


В связи с растущим объемом мировых исследований, подчеркивающих важность емких, комплексных подходов к образованию, перед педагогами дошкольных организаций ставится задача внедрить такую практику обучения, в которой меньше внимания уделяется традиционным этапам академического развития, а больше — физическому, эмоциональному и психологическому благополучию детей. Педагоги стремятся создать безопасную, интерактивную и позитивную среду для поддержки развития детей. И в этом им может помочь системный подход. Рассмотрим особенности системного подхода в применении к дошкольному образованию.

Является ли системный подход, общеизвестно междисциплинарным, универсальным? Сейчас наблюдается тенденция к всеобщей системности, многие ученые и руководители призывают всех мыслить системно. Значит ли это, что применение системного подхода возможно повсюду?

Системный подход как таковой появился в науке в связи с осознанием возрастающей сложности окружающего нас мира. От атома — к человеческому мозгу, затем — к обществу и цивилизациям увеличивается количество составляющих элементов и богатство отношений и взаимодействий, а вместе с ними сложность явлений. От простых систем, таких как элементарные частицы или атом, человечество перешло к высокоорганизованным системам.

Развитие системного подхода неразрывно связано с мышлением, с понятием «системы». «Система — это совокупность элементов в динамическом взаимодействии, организовано по цели».

Одни авторы определяют систему как набор элементов в динамическом взаимодействии. Другие — как целое, состоящее из динамически взаимодействующих элементов, организованных вокруг цели.

Кроме того, существуют различные типы систем, такие как открытые / закрытые, естественные / искусственные или организованные в сети.

Каким бы ни был уровень сложности систем, они имеют определенное количество общих характеристик.

  1. Системам необходимо разнообразие, что является непременным условием адаптируемости и, следовательно, выживания любой системы. Разнообразие: определяется количеством структурных состояний, которые может принимать система.
  2. Системы самоорганизуются. Под этим мы подразумеваем, что у них есть способность для адаптации и поддержания внутренней согласованности для достижения цели.
  3. Взаимодополняемость усилителя роли контуров положительной обратной связи и регулятора петли отрицательной обратной связи.
  4. Открытие / закрытие: система, которая обменивается (потоками материи, энергии или информации) с внешним миром, считается открытой для окружающей среды. Замкнутая система дезорганизуется с энтропийной скоростью (энергетическая смерть).

Особенно значимым является определение понятия «система», данное академиком П.К. Анохиным. Ученый подчеркивает, что в систему входят не любые, а «избирательно вовлеченные компоненты». Взаимодействие между ними «приобретает свойства взаимосодействия и способствует появлению у них новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам» [1, c. 15].

Остановимся также на определении воспитательной системы, под которой подразумевается «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, отношения, освоенная среда) и обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат» [2, с. 15].

Центром воспитательной системы признается коллектив детей и взрослых, объединённый совместной деятельностью и ценностями.

Системное мышление — не самый распространенный способ мышления в дошкольном образовании. Если рассмотреть труды таких известных философов и педагогов, как Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), Фридрих Фрёбель (1782–1852), Рудольф Штайнер (1861–1925), Джон Дьюи (1859–1952), Мария Монтессори (1870–1952), Хелен Паркхерст (1887–1959), Селестин Френе (1896–1966), Василий Сухомлинский (1918–1970), Александр Нил (1883–1973), то можно заметить, что у них был замечательный системный образ мышления.

Системный подход можно рассматривать как инструмент управления, который позволяет изучить все аспекты организации, связать влияние одного набора решений на другой, а также оптимально использовать все имеющиеся ресурсы для решения проблем.

Системный подход позволяет анализировать учебно-педагогические ситуации в дошкольной организации для принятия решений. Развитие системного анализа позволяет принять все компоненты системы во внимание, понять их взаимоотношения, увидеть альтернативные решения и предвидеть их влияние, а также при необходимости внести корректировки, проверив полученные результаты.

Самая основная концепция этого подхода заключается в том, что каждый элемент всегда соотносится с другими компонентами системы. Таким образом, если один элемент изменился, следовательно, и другой потенциально затронут. Коллективный педагогический субъект тоже является своего рода системой, ибо по сути представляет собой набор дискретных элементов, которые взаимодействуют для достижения определенной цели.

Если все взаимосвязанные компоненты привести в соответствие с реформированным элементом, изменение принимается, система восстанавливается, происходит своего рода вид синергии, и эффективное, бесперебойное функционирование системы продолжается. Аналогичное явление происходит в любой социальной системе: если факторы, влияющие на обучение, связаны и дополняют друг друга, то результирующий эффект будет больше, чем сумма каждого фактора в отдельности. Однако если изменение в одном элементе системы несовместимо со всеми остальными — изменение отклоняется, поскольку система стремится к саморегулированию, чтобы восстановить устойчивое состояние. Это характер саморегулирующейся системы; такая система реагирует на любое нарушение внутреннего происхождения или из окружающей среды серией регуляторных механизмов, возвращающих целое в исходное состояние. Это одна из важнейших характеристик сложных открытых систем, к каковым относится и дошкольная образовательная организация, и коллективный педагогический субъект.

Планируя привнесение каких-либо изменений в систему дошкольной организации, следует помнить о том, что любой компонент находится во взаимодействии с другим, и, изменяя один, мы неизбежно изменяем и другой.

Таким образом, если мы хотим проанализировать и понять, как работает коллективный педагогический субъект, ситуацию обучения / воспитания, недостаточно рассматривать только продукт деятельности группы лиц с собственными целями и характеристиками: мы должны исследовать его как систему, то есть как совокупность более сложную, чем простая сумма составляющих ее частей из-за взаимосвязи между ними.

Систему нельзя свести к сумме частей, так как последние не имеют одинаковых значимости при изучении изолированно, как если бы способствуя целому.

Закон несумматичности утверждает, что целое не является суммой частей. (…) Система нечто иное, чем сумма частей (Amiguet&Julier, 1996, стр. 39). Формула, часто используемая для определения принципа тотальности, это «целое больше, чем сумма частей». Это утверждение удивительно точно соотносится с соотношением субъектов внутри коллективного педагогического субъекта: не сумма субъектов, а удивительная «ансамблевость», где один субъект дополняет и усиливает воздействие другого.

Таким образом, каждая система представляет собой связное и неделимое целое. Более того, все это организовано, поскольку отражает динамику и взаимное взаимодействие его различных компонентов, и любые изменения одного элемента обязательно изменят другие, следовательно, и всю систему.

Таким образом, принцип дошкольного образования тоже является системой. Имеет множество подсистем, которые связаны друг с другом и со всем объектом. Взаимоотношения между различными комбинациями также могут быть протестированы, изучены и проанализированы.

Системный подход заставит от каждого, кто вовлечен в образование, будь то студент, родитель, воспитатель, специалист, или старшее должностное лицо, лучше понимать, насколько сложны учебные ситуации, и давать им более ясное представление о действиях, требуемых от них, и об их особых уровнях ответственности.

References

1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
2. Концепция воспитания школьников в современных условиях. - М.: [б/и], 1993. - 24 с.
3. Ипполитова Н. В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект: монография / Н.В. Ипполитова, М.А. Колесников, Е.Л. Соколова; Международная акад.наук пед. образования. – Москва; Шадринск : Исеть, 2006. – 235 с.
4 .Международный журнал гуманитарных и социальных наук Vol. 4, № 7 (1); Май 2014 г.
5. Садовский В. Н., Бернштейн В. С. — Общая теория систем / Гума¬нитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2021 (последняя редакция: 22.03.2021). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7102
6. Сериков В.В. Общая педагогика. Избранные лекции/В.В. Сериков. Волгоград: Перемена. 2004.
7. Славская А.Н. Основы психологии С. Л. Рубинштейна [Электронный ресурс]: философское обоснование
8. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М., 1978
9. Фоменко, С. Л. Концепция и модель профессионального становления и развития педагогического коллектива современной школы [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / С. Л. Фоменко; Моск. психолого-соц. ун-т. ‒ М.: 2013. ‒ 400 с.
10. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л.Г. Хабарова.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.
11. Шумейко Т.С. Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования компетентности учителя профессионального обучения средствами проектирования в вузе. / Гуманизация образования. – 2009. – С.67-71.
12. Янг С. Системное управление организацией / С. Янг. М.: Просвещение. 1972. 250 с.