On the issue of the reasons and conditions conducive to the commission of corruption crimes

UDC 343.9
Publication date: 11.10.2020
International Journal of Professional Science №10.2-2020

On the issue of the reasons and conditions conducive to the commission of corruption crimes

К вопросу о причинах и условиях, способствующих совершению коррупционных преступлений

Абдрахманов Айнур Фаязович,
Научный руководитель: Аглямова Г. М.

1. студент-магистр
Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
2. к.ю.н., доцент
Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны


Abdrakhmanov Ainur Fayazovich
Supervisor: Aglyamova G.M.

1. Master's student. Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga Region) Federal University
2. Ph.D., associate professor. Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Naberezhnye Chelny
Аннотация: В статье устанавливаются причины и условия совершения коррупционных преступлений. Устанавливаются детерминации преступности факторы экономического и политического порядка, затрагивается исторический аспект становления причин и условий совершения коррупционных преступлений. Указываются существующие административно-правовые аспекты заинтересованности преступников, занимающих должностные положения.

Abstract: The article establishes the reasons and conditions for committing corruption crimes. The determination of crime is determined by factors of economic and political order, the historical aspect of the formation of the causes and conditions for committing corruption crimes is touched upon. The existing administrative and legal aspects of the interest of criminals holding official positions are indicated.
Ключевые слова: Коррупция; причины и условия совершения коррупционных преступлений; аффилированность в коррупционных преступлениях; детерминации коррупционных преступлений

Keywords: Corruption; reasons and conditions for committing corruption crimes; affiliation in corruption crimes; determination of corruption crimes.


Согласно отчету Генеральной прокуратурой Российской Федерации продолжает расти число выявленных фактов получения и дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве, также с каждым годом регистрируется все больше преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших особо крупный ущерб [1]. Таким образом, исследование коррупционной преступности, а также причин и условий коррупционной преступности является актуальной в настоявшее время.

Проблемы определения причин и условий преступности в целом и отельных видов преступлений в частности относятся к числу наиболее важных, центральных, методологических проблем криминологической науки. Мировая криминологическая мысль создала немало теорий, объясняющих существование и развитие преступности. Безусловно, исследование причин и условий преступности раскрывает природу этого явления, объясняет его происхождение, показывает особенности, способствующие его сохранению, а порой и оживлению в обществе [2, Ст. 311].

Исследование детерминант взяточничества, как и преступности в целом, базируется на основе научно обоснованной их классификации, в соответствии с которой, в зависимости от сфер проявления криминогенных факторов, последние подразделяются на социально-экономические, политические, организационно-правовые и идеологические.

Отечественная криминология в детерминации преступности традиционно на первое место ставит факторы экономического порядка. В условиях современной России можно утверждать, что активизация преступной деятельности, коррупции и взяточничества напрямую была связана с построением в стране рыночных отношений. Оценивая экономические факторы, способствующие взяточничеству, необходимо указать, что большинство из них сформировались в настоящее время. Такими факторами являются: общая бедность и рост имущественной дифференциации; экономические кризисы, неустойчивость экономической ситуации; разрешительный принцип, охватывающий практически все сферы экономической активности.

Как известно, взяточничество существует постольку, поскольку государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. Специфика России заключается в том, что в ее экономической жизни продолжает господствовать не уведомительный, а разрешительный принцип, когда от управленческого работника соответствующей государственной или муниципальной структуры зависит очень многое. При отсутствии подобной регламентации создаются благоприятные условия для чиновничьего произвола и взяточничества. Кроме того, заработная плата большинства государственных и муниципальных служащих остается ниже среднего уровня заработных плат по стране.

Сфера государственного управления, распределение бюджетных средств, а также бюджетного имущества, низкий уровень заработных плат рядовых работников служит благоприятной почвой для взяточничества, примером может служить, незаконные предоставление жилых помещений на основании договоров социального найма в бессрочное владение и пользование.

Совокупность причин и условий должностных преступлений коррупционной направленности обусловлена следующим: существованием большого количества нормативных актов как на федеральном, так и на муниципальном уровне регулирующих одни и те же общественное отношения создающие коллизии и противоречия, а также пробелы в правоприменении; отсутствие эффективного контроля со стороны государственных и муниципальных органов, несмотря на значительное количество таких органов, когда полномочия органов не всегда удается четко разграничить; отсутствие эффективного контроля со стороны гражданского общества; неэффективное наказание виновных в совершении должностных преступлений коррупционной направленности; недостаточно эффективная работа правоохранительных органов по выявлению указанных преступлений, что создает иллюзию безнаказанности [3, Ст. 227].

Пробелы в налоговой системе, проблемы, связанные с формированием и исполнением бюджета, наличие множества внебюджетных фондов различных ведомств, система размещения государственных заказов и проведения тендеров, отсутствие реального и жесткого контроля за расходованием бюджетных средств негативно влияют профилактику коррупционной преступности в России. В ряду экономических факторов коррупции следует указать на существующую в стране систему предоставления эксклюзивных льгот и привилегий.

Экономическими факторами взяточничества и коррупции следует считать также непоследовательность в проведении экономических реформ и существующие большие политические риски долговременных вложений в экономику России. По данным Международного банка реконструкции и развития Россия на 2020 год по оценке стран по благоприятности условий ведения бизнеса находиться на 28 месте, ранее в 2010 году Россия занимала 120 место в вышеуказанном рейтинге, что позволяет сделать вывод о том, что законодатель идет в правильном направлении в улучшении экономической ситуации и привлекательности для бизнеса и инвесторов с других стран [4].

К политическим причинам существования и распространения взяточничества, способствующим, кроме того, проникновению взяточничества в сферу политики, по мнению Долговой А.И. следует отнести: отсутствие политической культуры; неразвитость партийной системы; отчуждение общества от власти; несформированность институтов гражданского общества; неукорененность демократических политических традиций; бюрократизацию управленческого аппарата; слабость судебной системы; отсутствие политической воли для борьбы со взяточничеством [5].

Наряду с этим весьма криминогенна и общая социальнопсихологическая обстановка в стране, восприятие взяточничества самим населением. В России все еще крепки давние традиции взяточничества. Не случайно в народной жизни появились и сохраняются пословицы и поговорки типа: «Не подмажешь — не поедешь», «Сухая ложка рот дерет», «Рука руку моет», «Руки для того, чтобы брать» и т. д. К сказанному следует добавить все еще достаточно низкий уровень правовой грамотности и правовой культуры населения.

Также следует упомянуть существование административно-правовых аспектов заинтересованности. Должностное лицо, используя возможности своего служебного положения, прямо не нарушая действующее уголовное законодательство и соблюдая процедуры, предусмотренные нормами нормативными актами, имеет возможность обратить выгоду от принимаемого решения на себя или на аффилированных перед ним третьих лиц. Существующие трудности в квалификации недопустимости и неправомерности такого деяния состоит в том, что, с одной стороны, действующее законодательство формального соблюдается, с другой стороны, административно-правовая заинтересованность должностного лица выходит за рамки публичного интереса и находится исключительно в сфере частно-правовой (личной) мотивации его действий [6, Ст. 19].

В 2018 году Указом Президента РФ был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы [7]. В котором затронут вопрос о целесообразности введения запрета на привлечение к исполнению государственных и муниципальных контрактов компаний-субподрядчиков, подконтрольных чиновникам, ответственным за данные госзакупки, а также их супругам, близким родственникам и свойственникам. Под запрет также могут попасть закупки у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в оффшорных зонах.

Таким образом, проведенный нами анализ детерминант взяточничества показал, что они коренятся как в имеющемся тяжелом историческом наследии, так и в особенностях современного периода. За распространенностью взяточничества стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабая экономическая и организационная основы функционирования государственной и иной службы, распространение психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм. Законодателем правильно избран путь улучшения экономического состояния страны и в том числе заработной платы государственных и муниципальных служащих, устраняющих экономические причины совершения коррупционных преступлений. Однако наличие совокупности всех вышеуказанных причин и условий не позволяют минимизировать коррупционную преступность в России.

References

1. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/
2. Могилатов В.В. Криминологический анализ детерминантов взяточничества // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки – 2019. – №6. (33) – С. 310-314.
3. Синчурин О. В. Детерминанты коррупционной должностной преступности в сфере государственных закупок // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2019. – №8. – С. 225-229
4. Международный банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings?region=europe-and-central-asia/
5. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество / А.И. Долгова. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. – 504 с.
6. Андреева Л.А. Аффилированность как признак коррупционности власти и бизнеса // Актуальные проблемы юриспруденции – 2017 – С. 18-29
7. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // Собрании законодательства Российской Федерации – 2018 г. – №.27 – ст. 4038.