Analysis of the influence of musical styles on the methodology of teaching how to play the saxophone

UDC 37
Publication date: 22.11.2024
International Journal of Professional Science №11-1(1)-2024

Analysis of the influence of musical styles on the methodology of teaching how to play the saxophone

Анализ влияния музыкальных стилей на методику обучения игры на саксофоне

Zhao Hailong


Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen


Чжао Хайлун

Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена
Аннотация: Данная научная работа посвящена анализу влияния разных музыкальных стилей как например классика, популярная музыка или джаз на методику процесса обучения игры на музыкальном инструменте. Автор научной работы анализирует специфику техники исполнения, а также адаптации данных техник в процессе обучения. Анализируется в работе не только разнообразие музыкальных стилей, которые обогащают преподавательскую практику, но и способствуют формированию творческих способностей обучающихся. Цель данной работы исследовать влияние разных музыкальных стилей на методику процесса обучения на определённом музыкальном инструменте для того, чтобы выявить специфические особенности процесса преподавания, в том числе, которые зависят от стиля исполнения и составить эффективные стратегии для улучшения процесса обучения в целом.

Abstract: This scientific work is devoted to the analysis of the influence of different musical styles such as classical, popular music or jazz on the methodology of the process of teaching how to play a musical instrument. The author of the scientific work analyzes the specifics of the performance technique, as well as the adaptation of these techniques in the learning process. The work analyzes not only the diversity of musical styles that enrich teaching practice, but also contributes to the formation of creative abilities of students. The purpose of this work is to study the influence of different musical styles on the methodology of the process of teaching a certain musical instrument in order to identify specific features of the teaching process, including those that depend on the style of performance, and to develop effective strategies for improving the learning process as a whole.
Ключевые слова: учебные процессы, образование, музыка, музыкальные стили, музыкальное образование, методика обучения, креатив, процесс преподавания.

Keywords: educational processes, education, music, musical styles, music education, teaching methods, creativity, teaching process.


Введение

На сегодняшний день музыкальные стили играют основополагающую роль в развитии методики обучения игры на музыкальных инструментах (в данном случае на саксофоне) [5].

Каждый существующий стиль приносит специфические особенности, которые в процессе обогащают учебный процесс [12].

«Саксофон в настоящее время – это инструмент, который обладает яркими индивидуальными качествами. Среди них можно обозначить красивое, выразительное звучание, а также интересную форму и удобную конструкцию. Именно красочная тембровая палитра и разнообразие приемов звукоизвлечения пробуждают фантазию композиторов, притягивают к себе исполнителей и слушателей, способствуя активному применению саксофона в различных стилях современного музыкального искусства» [8, с. 3].

Методика исследования.

В контексте данного исследования проводился глубокий анализ музыкальных произведений различных стилей, а также характерных особенностей для того, чтобы выявить, каким образом представляется возможным адаптировать методики для учебного процесса (в обучении на саксофоне) и подробно анализируются тематические планы, а также учебные программы, которые учитывают многообразие музыкальных стилей на сегодняшний день и помогут определить не только влияние, но и методику преподавания.

Сопоставительный анализ использования разных стилей в процессе обучения саксофона предоставляет возможности для анализа их эффективности [13].

В том числе, представляется возможным подробно анализировать исторический аспект развития музыкального инструмента (саксофона) в других музыкальных жанрах на современном этапе [10].

«Большое внимание в современном обучении и теоретико-методологических ориентиров уделяется повышению таких качеств у будущих музыкантов как заинтересованность, мотивированность, профессионализм, сохранение физиологического, эмоционального и духовно-нравственного здоровья, а также собственной компетентности (Э.Б. Абдуллин, Б.С. Гершунский, Д.К. Кирнарская, В.В. Краевский, Н.Кузанский, М.Н. Скаткин)» [1, с. 3].

Материалами исследования послужили публикации по рассматриваемой тематике, которые обращают внимание не только на многообразие музыкальных стилей, но и в процессе способствуют обогащению преподавательских методик для повышения уровня мотивации у обучающихся.

Музыкальный инструмент саксофон применяется в разных музыкальных жанрах, которые включают в себя не только джаз и классическую музыку, но и другие музыкальные направления. Данные стили имеют определённые технические требования, а также экспрессивные средства [4].

Рассмотрим музыкальные стили подробнее

 Музыкальные жанры джаза ориентируются на импровизации, а также индивидуализации музыкального исполнителя, что требует от обучающихся не только развитого чувства ритма, но и стремительных реакций [2].

Классические произведения.

Данном случае обращается внимание на чёткость исполнения, также понимания музыкальной теории, обучающимся важно усваивать непростые технические компоненты, а также динамику. Популярная музыка и например, рок-н-ролл, которая как правило, требует от музыкального исполнителя умения взаимодействия с инновационными технологиями звукозаписи, а также аранжировки в целом.

Рассмотрим взаимодействие музыкальных стилей на методы процесса обучения.

Интеграция дидактического материала.

Преподавательский состав в процессе должен внедрять дидактические материалы согласно музыкальному стилю, обращая внимание на репертуар, а также на технику исполнения и различные упражнения [3].

Методы процесса обучения.

Кроме того, могут применяться разные методы в процессе обучения не только классические, но и современные, как например применение фонограмм и взаимодействие с ансамблем [7].

Индивидуальный подход.

«В то же время большинство исследователей рекомендуют заниматься игрой на саксофоне от 2 до 3 часов в день, затем должен последовать 20-30-минутный перерыв. В дополнение к классическому способу игры существуют другие техники и режимы игры, расширяющие возможности выразительности музыкального инструмента, такие как альтиссимо, представляющее собой игру за пределами записанного верхнего диапазона инструмента на октаву или более. Они довольно требовательны к физическим нагрузкам, и тело музыканта, скорее всего, испытывает повышенное напряжение, поскольку вынужден создавать такой воздушный столб, который превышает стандартные физические и акустические параметры инструмента» [13, с. 189].

Представляется необходимым поощрять обучающихся, для развития индивидуального стиля музыкального исполнения, который является чрезвычайно важным не только для исполнения джаза, но и для современной популярной музыки [6].

Рассмотрим эффективные примеры

Пример 1. Джазовая импровизация играет важную роль. Методика в процессе обучения может ориентироваться на активном развитии навыков импровизации, переходя от более простого к более сложному. Учебно-методические и дидактические материалы, как правило, включают в себя джазовые стандарты, которые способствуют обучающимся усваивать непростые аккордовые прогрессии, также ритмические рисунки в процессе. Обучающиеся могут проанализировать записи популярных джазовых саксофонистов (от классиков до современников). Изучаются не только стили, но и современные техники, а также подходы к процессу импровизации [11].

Пример 2. Классическая импровизация. Данный процесс обучения обращает внимание на технические аспекты игры, как например артикуляция или контроль дыхания, в том числе и частота звука. Обучающиеся в процессе не только исполняют сложные произведения, но и обучаются чтению, данный подход активно развивает музыкальную грамотность в целом. Подробный анализ формы, а также структур классических произведений способствует более глубокому восприятию музыкальной формы, а также активно развивает навыки композиции.

Пример 3. Импровизация в музыке. В образовательном процессе могут рассматриваться и известные мелодии, также популярные аранжировки, которые делают учебный процесс наиболее актуальным и увлекательным для обучающихся. Обращается внимание не только на стиль исполнения, но и характерные особенности для популярной музыки, состоящие из компонентов фрезеровки и динамики. Применение инновационных технологий, как например, программного обеспечения для разработки различных треков, а также для записи индивидуальных выступлений (соло) [9].

Вывод

Проведённое исследование демонстрирует, что различия музыкальных стилей на сегодняшний день поощряются в образовательном процессе и делают процесс обучения наиболее интересным для обучающихся.

Адаптация разных музыкальных стилей, как например, джаз или классические произведения, а также популярная музыка (поп) помогает обучающимся формировать универсальные навыки, а также приспосабливаться к разным музыкальным условиям.

На сегодняшний день, это стимулирует креативное мышление, а также активизирует исполнительские качества музыкантов.

Таким образом, учебный процесс становится наиболее увлекательным и многогранным на сегодняшний день.

Заключение

Следовательно, влияние разных музыкальных стилей на подходы обучения игре на музыкальном инструменте определяет необходимость интеграции эффективных преподавательских стратегий к интересам обучающихся, а также их запросам. Многообразие данных стилей как обогащает музыкальный опыт обучающихся, так на данном этапе способствует формированию и укреплению технических навыков, а также творческого само восприятия.

Преподавательский состав должен не только ориентироваться на данных аспектах при составлении тематических планов для того, чтобы способствовать наиболее увлекательному процессу обучения.

Дальнейшие исследования

Перспективы дальнейших исследований могут подробно проанализировать влияние определённых музыкальных стилей на технические навыки, а также креативное самоопределение и выражение обучающихся. Представляет важным исследовать, каким образом многообразие стилей на сегодняшний день оказывает влияние на уровень вовлеченности обучающихся, а также степень их удовлетворённости в учебном процессе.

Данное исследование может состоять и из эмпирических исследований, в которых обучающиеся применяют на занятиях разные стили для того, чтобы проанализировать прогресс обучения в целом.

Следовательно, необходимо проанализировать культурные факторы восприятия разных стилей, а также влияния существующих стилей на методику обучения в целом.

References

1. Авилов, В. Н. Проблемы совершенствования процесса обучения игре на саксофоне / В. Н. Авилов // Потенциал современной науки. – 2015. – № 8(16). – С. 112-117.
2. Алиев, И. И. Формирование условий внедрения инновационных методов обучения в музыкальной педагогике, в классе эстрадного саксофона. Применение методики обучения Эрика Мариенталя (Eric Marienthall) / И. И. Алиев // Музыкальная культура XXI века: Теория, исполнительство, образование: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 21 мая 2020 года / Редколлегия: З.М. Явгильдина, Т.Ю. Гордеева, Л.З. Бородовская. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2020. – С. 233-243.
3. Антипова, А. С. Формирование исполнительского аппарата при начальном обучении игре на саксофоне / А. С. Антипова // Этнос. Культура. молодежь: Сборник статей XXIV межвузовской научной студенческой конференции, Смоленск, 19 мая 2022 года. – Курск: ЗАО «Университетская книга», Смоленский государственный институт искусств, 2022. – С. 8-11.
4. Барановская, И. В. Роль ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего обучения в классе общего фортепиано / И. В. Барановская // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы заочной IX международной научно-практической конференции, Москва, 22 октября 2018 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. – С. 48-51.
5. Башмакова, Е. О. Осознанное интонирование в классе саксофона в учреждениях дополнительного образования детей / Е. О. Башмакова, О. А. Блок // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 5(96). – С. 187-189.
6. Виншель, А. В. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой в процессе развития исполнительского дыхания при обучении игре на саксофоне / А. В. Виншель // Музыкальное и культурологическое образование в реалиях современного социума: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета 25-26 марта 2021 г., г. Пермь, Пермь, 25–26 марта 2021 года / Науч. ред. Н.В. Морозова. Редколлегия: Н.А. Егошин, П.П. Останин, М.Е. Пылаев [и др.]. Том 1. – Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет", 2021. – С. 262-266.
7. Гао, Ф. Становление и развитие саксофонного искусства в контексте педагогической проблемы формирования исполнительской культуры саксофониста / Ф. Гао // Bulletin of the International Centre of Art and Education. – 2021. – № 3. – С. 443-456.
8. Мачугин, А. Е. Формирование навыков музыкального исполнительства в рамках начальной стадии обучения в классе саксофона при индивидуальном подходе / А. Е. Мачугин // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. – 2019. – № 1(14). – С. 132-134.
9. Терехин, П. И. Музыкально-творческое развитие начинающих саксофонистов как основа формирования их музыкальной культуры / П. И. Терехин // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 10. – С. 39-41.
10. Терехин, П. И. «саксофонное искусство» - новый термин в музыкальной педагогике / П. И. Терехин // Современные проблемы высшего образования. теория и практика: Актуальные проблемы творческого образования в период пандемии: Специальный выпуск / Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. – С. 177-182.
11. Туравец, Н. Р. Методологические подходы формирования исполнительской интерпретации произведений на саксофоне у студентов в процессе обучения / Н. Р. Туравец, Ю. А. Ильина // Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: сборник материалов II Международной научно-практической on-line конференции, Белгород, 05 июня 2020 года. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2020. – С. 19-22.
12. Чэнь, Б. Формирование культуры интонирования в контексте развития индивидуальной техники саксофониста: к вопросу о необходимости теоретико-методической разработки проблематики / Б. Чэнь // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2023. – Т. 6, № 6. – С. 209-218.
13. Ши, С. Особенности формирования исполнительских навыков игры на саксофоне студентов на музыкальных занятиях / С. Ши // Педагогический научный журнал. – 2023. – Т. 6, № 4. – С. 185-190.