Abstract: In the article, the author has revealed the current state of the small business in Kazakhstan, which has been examined by some of the small and medium business, has been identified as the role of economic security. Showcase market is a small and medium-sized business and a small company. It has been suggested that a small number of small businesses, small businesses, small and medium-sized businesses, will create favorable conditions for the development of the economy, the basic forms and mechanisms of private interconnectivity in large and small businesses. Small business plays a significant role in the economy. By the way, the authoritative development of smaller enterprises in the Republic of Kazakhstan allows to maintain a high level of employment, which excludes massive deprivation and, as a matter of fact, is the most important factor of the stabilization of stabilization in the country.
Keywords: small business, predictability, self-sacrifice, root, role, task.
Введение. Одной из форм малого бизнеса является самозанятость – предпринимательство без образования юридического лица и в большинстве случаев без использования наемной рабочей силы. В странах Европейского союза в 1990-е годы она обеспечивала работой каждого восьмого жителя. В развивающихся странах 30–70 % экономически активного населения занято на микро- предприятиях с числом работников от двух до десяти человек. Здесь производится до 30 % валовой внутренней продукции, а к 2020 году эта доля может вырасти более чем вдвое [1].
Однако малый и средний бизнес обладают не только количественной, но и качественной определенностью. Здесь главная черта – соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса.
Соединение собственности и управления в малом и среднем бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности:
а) ускоряет и упрощает процесс принятия управленческих решений, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и усваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных;
б) малый бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля над работниками и менеджерами; собственник сам организует производство, получая при этом экономию на накладных расходах;
в) благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы, обеспечивается более высокая интенсивность и дисциплина труда;
г) работники получают возможность работать ближе к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня, соглашаясь в результате на меньшую, чем на крупных предприятиях, заработную плату.
Методы исследования. Исследование малого и среднего бизнеса основывалось на современных материалах отечественных и зарубежных источников признанных популярными в мире ученых в деле экономической развития страны. Обоснование теоретических положений осуществлялись на основе применения таких общенаучных методов и приемов, как системный и комплексный подходы, метод сравнительного анализа и синтеза, и др.
Обсуждение результатов. По данным Программы развития Организаций Объединенных Наций, количество малых предприятий превышает 95 % от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю таких предприятий приходится свыше 60 % занятых, а их доля в ВВП достигает 50 %.
По данным «Европейского обозрения малых и средних предприятий», вклад предприятий европейских стран с численностью занятых до 250 человек по отношению к соответствующей суммарной величине для всех предприятий стран Европейского союза составляет: доля в общем количестве предприятий – 99,8 %; доля в общей занятости – 65,8 %; доля в общей сумме продаж – 56,7 % [2].
Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
В таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия, субъекты малого и среднего бизнеса составляют более 90 % от количества всех предприятий, во многих развитых странах он дает более 50 % ВВП.
В Западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью малых предприятий, основная масса которых – мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в вышеназванных странах.
Во многих государствах бывшего социалистического лагеря доля малого и среднего бизнеса в структуре внутреннего валового продукта составляет более 50 %, что позволяет формировать и развивать там полноценный средний класс. Так, в Латвии малый и средний бизнес уже приносит более 50% ВВП. В Венгрии на малые и средние предприятия приходится 50 % ВВП, 67 % занятых в экономике, 20 % экспорта и 99 % общего числа всех предприятий.
Малые предприятия во всем мире играют важную роль. Предпринимательство мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимоно- польный заряд, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости. Поэтому малое предпринимательство органически входит в экономические системы наиболее развитых государств. Так, в США функционируют свыше 10 миллионов, в Японии – около 8 миллионов, в Италии – 3,6 миллионов малых предприятий.
Малые предприятия эффективны не только в сфере производства потребительских товаров, но и как производители отдельных узлов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых не выгоден крупным предприятиям.
Успешное функционирование малых и средних предприятий создает благоприятные условия для оздоровления экономики:
- формируется и развивается конкурентная среда;
- преодолевается отраслевой и региональный монополизм;
- происходит насыщение рынка товарами и услугами;
- осуществляется демонополизация экономики;
- внедряются достижения научно-технического прогресса;
- создаются дополнительные рабочие места;
- эффективно используются материальные и нематериальные ресурсы;
- повышается экспортный потенциал;
- увеличиваются налоговые поступления;
- формируется средний класс;
- лучше используются местные сырьевые ресурсы [3].
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего, для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. В результате, в среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители. Стабилизирующая роль малого и среднего бизнеса обусловлена тремя главными причинами:
а) в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники;
б) малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения; в) отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня [4].
Основными формами и механизмами хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса являются система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей,
«инкубаторы» малого и среднего бизнеса и прочие.
Под угрозами экономической безопасности предпринимательства понимается потенциальное или реальное воздействие физических или юридических лиц, которые нарушают защиту субъекта предпринимательской деятельности и могут привести к прекращению его деятельности, или к экономическим и другим потерям.
Выводы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;
- дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;
- сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;
- передача непрофильных функций предприятий и акционерных обществ с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь малому и среднему предпринимательству;
- создание и обеспечение жизнеспособности инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода;
- участие предпринимателей в инновационной экономике.
Макроэкономический эффект малого и среднего бизнеса реализуется не только в увеличении объема продаж и прибыли на микроэкономическом уровне, но, прежде всего, в социально-экономических преобразованиях в масштабах общества в целом. Малый и средний бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, использование которых невыгодно гигантам, а также точнее учитывая запросы местного рынка. Малый и средний бизнес содействует развитию малых городов, поселков, уменьшает время поездок на работу и общие транспортные расходы, облегчает (особенно в химии и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны.
References
1. Сабден О.С., Токсанова А.Н. Управление малым предпринимательством: вопросы теории и практики. – Астана: Елорда, 2001.2. Привалов И.А. Влияние малого предпринимательства на структуру и преобразование экономики региона //
Вестник ТИСБИ. – 2005. – Вып. 4.
3. Ерасылова А.Б. Развитие малого и среднего бизнеса – стратегическое направление диверсификации экономики Казахстана // Послание Президента РК Н.А. Назарбаева «» Новый Казахстан в новом мире как стратегия очередного этапа развития страны. Сборник методических материалов «круглого стола» (11 апреля 2007 г.). – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2007.
4. Наурызбекова А.Е. Государство и проблемы малого и среднего предпринимательства в Казахстане // Вестник КазГУ. Серия экономическая. – 1999. – № 2.