Criminal procedural problems of concluding a contract for the accused to serve in the Northern Military District zone

UDC 343
Publication date: 20.06.2024
International Journal of Professional Science №6-1-2024

Criminal procedural problems of concluding a contract for the accused to serve in the Northern Military District zone

Уголовно-процессуальные проблемы заключения обвиняемым контракта для прохождения службы в зоне СВО

Brager Dmitry Konstantinovich,
Guliyeva Turkan Sahib kyzy,
Dimov Dmitry Nikolaevich,
Zolochevskaya Ekaterina Evgenievna,

1. Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,
Far Eastern State Transport University
2. student,
Far Eastern State Transport University
3. Senior Lecturer,
Far Eastern State Transport University
4. Senior Lecturer,
Far Eastern State Transport University


Брагер Дмитрий Константинович,
Гулиева Туркан Сахиб кызы,
Димов Дмитрий Николаевич,
Золочевская Екатерина Евгеньевна

1. кандидат юридических наук, доцент,
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
2. студент,
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
3. старший преподаватель,
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
4. старший преподаватель,
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Аннотация: Сейчас в наши дни в условиях Специальной военной операции (СВО) необходима корректировка правовой базы Российской Федерации. Юридические аспекты требуют регулирования для обеспечения функционирования вооруженных сил РФ.

Abstract: Nowadays, in the conditions of the Special Military Operation (SVO), it is necessary to adjust the legal framework of the Russian Federation. Legal aspects require regulation to ensure the functioning of the Russian armed forces.
Ключевые слова: СВО, право, обвиняемый, осужденный, контракт, военная служба, уголовный кодекс.

Keywords: SVO, law, accused, convicted, contract, military service, criminal code.


Военные вызовы России в начале XXI в. представляют угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации определено, что Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и экстремизма наряду с другими преступными посягательствами.

Активная внешняя политика Российской Федерации в начале XXI в. вызывает ряд противоречий России и блока НАТО. Данные противоречия, националистическая политика Украины и отход официального Киева от принципов Минских соглашений в итоге спровоцировали конфликт в Украине.

Специальная военная операция (СВО) -важный элемент внутренний и внешней политики. СВО обнажила ряд нормативно-правовых проблем. Остановимся более подробно вопросу заключению обвиняемым контракта с Министерством обороны РФ для участия в СВО. Первоначально заключали контракт с воинскими формированиями, принимавшими участия в СВО, были осужденные из колоний заключавшие контракт для участия в боевых действиях. Вопрос заключения контракта с обвиняемым имеет ряд юридических моментов.

Боевые действия в зоне СВО, как и любой военный конфликт требуют большого числа военнослужащих. В этой связи участие лиц из числа осужденных или обвиняемых с боевым опытом или службе в вооруженных силах имеет важное значение для фронта.

Впервые вопрос об участии обвиняемых и осужденных в боевых действиях в зоне СВО был поднят в СМИ и в глобальной сети-Интернет. Вопрос казался спорным и дискуссионным. Российский режиссер, сценарист Н.С. Михалков в своей авторской программе «Бесогон» впервые указал на действия военного из числа осужденных который подорвал себя гранатой чтобы не сдаваться в плен [7, с. 144-145].

В данной связи важно отметить, что прецеденты привлечение обвиняемых и осужденных на боевые действия в составе действующей армии были в истории России. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Советский Союз принимал решение об отправке на фронт лиц, отбывавших наказание. 12 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета принимает указ «Об освобождении от наказания осужденных по ряду категорий преступлений». Осужденные ГУЛАГА изъявившие желания вступить в ряды Красной армии освобождались из мест лишения свободы. Важно отметить, что мобилизованными осужденными были и лица совершившие уголовные преступления и лица отбывавшие наказания по политическим статьям (Ст. 58 УК РФ известная как «враг народа»). Автор С.И. Кузьмин указывает, что в первые месяцы ВОВ в 1941 г. в регулярную армию из лагерей было призвано 480 осужденных. Помимо участия в составе вооружённых силах, осужденные из лагерей отправляли на предприятия оборонной промышленности. Таким образом 200 тысяч осужденных были распределены на предприятия вместо мобилизованных на фронт мужчин. В период с 1942 по 1943 г. в регулярную армию призвано 157 тысяч человек [4]. Привлечение обвиняемых и осужденных в регулярную армию не является новаторством в отечественной правовой системе.

Тем не менее, существуют юридические аспекты и правовые проблемы в призыве на военную службу лиц, находящихся в СИЗО и являющимися обвиняемыми в преступлении различной тяжести. Здесь можно отметить следующие юридические проблемы:

  1. Обвиняемые лица не являются осужденными и вина их не доказана;
  2. Призыв обвиняемых означает закрытия уголовного дела;
  3. Правовое регулирование взаимоотношения обвиняемого и пострадавшей стороны.

Осужденные в 2022 г. были представлены в основном в частной военной компании и являлись штурмовиками. Лица, находившиеся под следствие в 2022 г. не заключали контракта на участие в СВО. Для обвиняемых в этот период не были выработаны юридические механизмы, в то время как осужденные учувствовавшие в боевых действиях получали помилование указом Президента РФ.

Государственная дума (Курултай) Республики Башкортостан в июне 2022 г. приняла законопроект разрешающий осужденным или обвиняемым заключать контракт для участия в боевых действиях в интересах Российской Федерации [5, с. 52]. В этом же году обвиняемые в СИЗО «Бутырка» массово писали обращение на имя Министра обороны и Президента РФ для участия в СВО [5, с. 50].

Впервые с начала СВО на уровне законодательства был принят Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 270- ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» [2].

В данном законодательном акте устанавливаются определенные правовые границы для заключения контракта лицам, призванным на военную службу и совершившие преступления небольшой или средней тяжести.

С 2023 г. активно стал подниматься вопрос привлечения обвиняемых для участия в СВО. Если с лицами, отбывающими наказание уже есть обвинительное заключение, то обвиняемые не находятся в статусе осужденных и к ним невозможно применить амнистию как это совершается к осужденным лицам, учувствовавшим в СВО.

С начала 2024 г. существует практика заключения контракта с обвиняемым для прохождения службы в зоне СВО. В контексте заключения контракта с обвиняемым есть определенные правовые проблемы и специфику. В частности, если осужденный имеет приговор и отбывает наказание, то обвиняемый юридический свободный человек. В этой связи в рамках правовых норм статья уголовного кодекса Федеральный закон от 23.03.2024 № 64-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Данный законодательный акт предусматривает заключение контракта с Министерством обороны РФ и освобождения от уголовного преследования по ранее обвиненным гражданина статьям [3].

Уголовно-процессуальные проблемы заключения обвиняемым контракта имеют юридическую специфику. Законодательный акт, который регулирует на военную службу лиц, которые являются в статусе обвиняемым по разным статьям уголовного кодекса Федеральный закон от 23.03.2024 № 64- ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В рамках данного закона следует освобождение от уголовной ответственности в связи с призывом на военную службу в ряды вооружённых сил РФ в рамках мобилизации или военного времени [3].

Согласно закону, расследование в отношении обвиняемого приостанавливается в следующих случаях:

  1. Обвиняемого призвали на военную службу в период мобилизации или в военное время;
  2. Обвиняемый заключил контракт заключил контракт с министерством обороны или проходит ее в период мобилизации или военного времени.

В контексте законодательства для прекращения уголовного преследования следователь или дознаватель должен получить следующие согласия: во-первых, от руководителя следственного органа. Во-вторых, от подозреваемого или обвиняемого [3].

Проблемой является и то, что если у обиваемого есть разные статьи, например статья за оборот наркотиков (ст. 228 УК РФ) и есть статья за экстремистскую деятельность (ст. 280 УК РФ), в данной связи обвиняемый не может быть мобилизован в российскую армию, так как статья 280 УК РФ является ограничением для принятия обвиняемого в действующую армию в период мобилизации или военного положения.

Юридической проблемой является обращения к законодательным актам периода конца 1990-х гг. Изменения в законодательной базе и дополнения ее новыми федеральными законами прежде всего связано прошлыми действующими нормативно-правовыми актами. Таким образом в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане:

  1. Лица, отбывавшие наказание в виде принудительных работ, обязательных работ, ареста, ограничение свободы;
  2. Лица, имеющие непогашенную судимость за преступление различной тяжести;
  3. Лица, в отношении которых ведется предварительное следствие или уголовное дело в отношении лица передано в суд [6, с. 92-96].

Федеральным законом от 24.06.2023 № 269 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается граждан в отношении которых предварительное расследование приостановлено, а также с гражданами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, судимость которых снята или погашена возможность в случае мобилизации или военного положения заключать контракты [2]. В данной связи контракт заключается с определенными условиями как для лица, заключившего контракт, так и для членов семьи добровольца. В контракте прописаны гарантии и размер заработной платы, медицинские и иные льготы.

Исследователь Н.А. Лопашенко указывает, что в норме нет никаких исключений для тех лиц, которые имеют судимость, однако еще не отбыли наказание, а то и не приступили к его отбыванию после вступления обвинительного приговора в силу. То есть теоретически, если основываться только на этом законе, они могут быть мобилизованы. Однако этот закон не согласуется с федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О воинской обязанности и военной службе», в п. 3 ст. 23 которого говорится о том, что не подлежат призыву на военную службу граждане [7, с. 144-153].

Автор Т.В. Тепляшин анализируя существующую нормативно-правовую базу вопроса о привлечении обвиняемых в регулярную армию, указывает о возможности участия осужденных в СВО в составе частных военных компаний или ЧВК. Юридический статус ЧВК не прописан четко в уголовном законодательстве. В 2012 г. в Государственную думу РФ был внесен законопроект № 62015-6 он был прежде всего направлен на установление правовых норм государственного регулирования частных военных компаний. Тем не менее в 2012 г. он был отправлен на доработку субъекту законодательной власти [8, с.155].

В контексте правовой мысли мы можем наблюдать, юридический казус так как заключение контракта с обвиняемым является правовым казусом, так как лицо юридически еще не осуждено по вменяемым ему статьям УК РФ. Другими словами, обвиняемый является юридически невиновным человеком, пока его вина не будет доказана в суде. В этой связи важно совершенствование правовой базы РФ по данному вопросу.

Таким образом важна полная проработка юридической системы заключения контракта обвиняемого и дальнейшее или продвижение его уголовного дела или его приращение.

Резюмируя всё вышесказанное важно отметить, что уголовно-процессуальные проблемы заключения обвиняемым контракта для прохождения военной службы в зоне СВО связаны с проблемой отсутствия четкой юридической базы по данному вопросу и опыта решения юридических спорах, которые связаны с привлечением обвиняемых, чья вина не доказана для того чтобы он принял участие в боевых действиях в зоне СВО.

References

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 20.04.2024).
2. Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» [Электронный ресурс] // URL.https://rg.ru/documents/2023/06/26/fz270.html(дата обращения: 20.04.2024).
3. Федеральный закон от 23.03.2024 № 64-ФЗ [Электронный ресурс] // URL.http://www.kremlin.ru/acts/bank/50421(дата обращения: 20.04.2024).
4. Кузьмин С. И. Исправительно-трудовые учреждения в годы Великой Отечественной войны в 1941–1945 гг. М.: Изд. Академии МВД СССР, 1991. 156 с.
5. Лопашенко Н.А. О некоторых правовых и криминологических проблемах участия осужденных в СВО: частный взгляд на известные события // Вестник СЮИ. 2023. № 2. С.48-59.
6. Нуркаева Т.Н. Проблемы освобождения от наказания в связи с изменением обстановки // Юридический вестник Самарского университета. 2021. № 4. Т. 7. С. 92-96.
7. Скиба А.П., Малолеткина Н.С. Общественное воздействие в отношении осужденных военнопленных: некоторые теоретико-правовые вопросы // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 2. С. 144-151.
8. Тепляшин П.В., Ступина С.А. Освобождение осужденных от отбывания наказания в связи с их участием в специальной военной операции: правовые возможности и законотворческие перспективы // Социально-экономический и гуманитарный. 2022. № 4. С. 152-159.